| на главную страницу РКА |

О КОНФЕРЕНЦИИ ИНФО ОРГАНИЗАТОРЫ УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНО

ПРОГРАММА
__________
СЕКЦИИ
__________
КРУГЛЫЕ
СТОЛЫ
И МАСТЕР-
КЛАССЫ

__________
ТЕЗИСЫ ПЛЕНАРНЫХ
ДОКЛАДОВ

__________
УЧАСТНИКИ
__________
ПОРЯДОК
ПРИЕМА
МАТЕРИАЛОВ

__________





__________
КАЛЕНДАРЬ
__________
ДРУГИЕ
МЕРОПРИЯТИЯ
РКА

__________
 

Секция 7.
МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И СМИ, КУЛЬТУРА И КОММУНИКАЦИЯ

Руководители: И. Н. Розина, В.А. Петрушин

Бушев А. Б. (Тверь)
ВУЛЬГАРИЗАЦИЯ РЕЧИ И РАЗГОВОРНОСТЬ В СМИ: ЛЕКСИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

    Чудовищная засоренность языка СМИ варваризмами представляется существенной социолингвистической проблемой. Справедливости ради, отметим, что такая проблема существует сегодня во многих языках старой Европы, это социолингвистическое последствие глобализации. С эти вопросом связана и борьба за чистоту слога. Чистоту слога А.А. Волков понимает как "однородность речи в отношении к общим и частным нормам литературного языка". Второй обсуждаемой проблемой является вульгаризация речи, бытование арго в языке СМИ. Здесь выделяются собственно научные проблемы языкознания - описание такой речи, объяснение, например, процесса семантической деривации (т.н. "лексической метафоризации"), знакомого исследователям и других пластов языка - например, профессионального просторечья, сленга, профессионального жаргона, общего жаргона. Но рядом стоят и общественные задачи - сформировать речевую культуру, речевой быт и обиход. Очевидно, что нельзя при этом в сегодняшнем глобализованном, пронизанным медийными сетями обществе недооценивать средства массовой информации. Рассуждение проводится на многочисленных примерах из жизни языка последних лет.

Вершинин М. С. (Санкт-Петербург)
КОНЦЕПТ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕМОКРАТИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

    Проанализированы подходы к содержанию концепта коммуникативной демократии в политических теориях либерализма, республиканизма и партисипаторной демократии.

Гусаренко С. В. (Ставрополь)
"ЧЕРНЫЙ ЯЩИК" МАСС-МЕДИА

    Всякое средство массовой информации представляет собой своеобразный ретранслятор - в том смысле, что существует некая объективная информация на входе в СМИ и публицистические тексты на выходе. Очевидно, что прежде чем оформиться в виде текста на выходе, информация подвергается прагматической обработке с применением средств, которые мы объединили термином прагматические девиации; девиации - так как первичные (на входе) пропозиции или комплексы пропозиций самодостаточны как объективное отражение положения вещей в мире, и их прагматическая обработка обусловлена коммуникативно-прагматическими целями, которые ставит перед собой СМИ, и дискурсивными детерминантами. В статье рассматриваются некоторые наиболее распространенные прагматические девиации.

Громов В. И. (Самара)
ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВИДОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПРЕДВЫБОРНЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

    Предвыборная реклама и предвыборный паблик рилейшнз являются, пожалуй, наиболее близкими видами предвыборных маркетинговых коммуникаций. При этом зачастую значительные трудности вызывает определение того, к какому из названных жанров может быть отнесен конкретный политический или предвыборный материал, прошедший через каналы mass-media или иным путем. Данное обстоятельство признают даже общепризнанные авторитеты в политическом консультировании, имеющие многолетний опыт практической работы, в том числе и за рубежом.

Крамаренко Н. С. (Сочи)
АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СМИ НА ЛИЧНОСТЬ

    В статье анализируются психологические и социально-психологические исследования, посвященные изучению общих психологических механизмов воздействия СМИ на личность и социум, а также освещающих проблему последствий воздействия СМИ на личность. Рассматриваются исследования, связанные с изучением влияния СМИ на отдельные личностные структуры, психологические последствия применения новых информационных технологий - компьютера, Интернета. Выделяются психологические механизмы воздействия СМИ на личность и социум, причины растущего влияния СМИ, цели и функции СМИ, методы воздействия, а также виды и способы воздействия. Автор высказывает гипотезу о том, что СМИ оказывают определенное влияние и на процесс формирования образа мира личности, основу которого составляет эмпирический социокультурный опыт.

Милевская Т. В. (Ростов-на-Дону), Григорьева Н. О. (Ростов-на-Дону)
КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЫ

    Адекватная когнитивная обработка стандартных ситуаций опирается на фреймы. Одним из наиболее важных факторов, обусловливающих адекватную интерпретацию мыслительного содержания, является тождество культурного кода в самом широком смысле этого слова. Уникальным, в силу своей синтетичности, способом полного и четкого представления струк-туры фрейма является телевизионная реклама. Производитель закономерно предпочитает путь позитивного представления всех элементов структуры фрейма как прототипичного и универсального способа "упаковки" знаний о бренде или товаре, а также ситуации/условиях его использования. Большая часть знаний такого рода является общечеловеческой, универ-сальной. Поэтому ряд рекламных роликов репрезентирует товар безотносительно к нацио-нальной принадлежности производителя или потребителя. Обращение к аксиологической категории "свой-чужой" позволяет усилить положительную оценку товара. Различение ау-тентичного и чужеродного имеет когнитивные основания, являясь одним из важнейших компонентов в структуре познания окружающего мира. Компании, работающие на россий-ском рынке, независимо от своей национальной принадлежности, прибегли в рекламном дискурсе к использованию концептов, специфичных для русской национально-дискурсной формации.

Мишланова С. Л. (Пермь)
СПЕЦИФИКА КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ В МЕДИЦИНСКОМ ДИСКУРСЕ

    Рассматриваются концептуальные особенности медицинского дискурса и специфика метафоризации в зависимости от типа медицинского дискурса. Выявлена тенденция к правостороннему сдвигу ядра метафорической схемы по мере повышения "профессиональной компетенции" носителей языка.

Норлусенян В. С. (Ростов-на-Дону)
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В MASS-MEDIA ДЕТЕРМИНОЛОГИЗИРОВАННЫХ ИНОЯЗЫЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

    Детерминологизация - одна из главных особенностей российского газетно-журнального дискурса конца XX века. Интерес читателей к экономике, политике, культуре и спорту способствовал появлению специализированных изданий. Большинство терминов пришло в русский из разных языков, преимущественно из английского. Некоторые слова, которые в 80-х - 90х г.г. XX века были известны только специалистам, уже перешли в сферу активной лексики (ремикс, киллер, саммит), но мы не можем считать их лексическими заимствованиями, так как их языковая ассимиляция не абсолютна. В процессе деспециализации слова могут расширять своё значение. Частое использование иностранных специальных элементов иногда делает текст сложным для восприятия как специалистами, так и неспециалистами.

Поскотин Р.В. (Ростов-на-Дону)
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ

    Политическая коммуникация представляет собой процесс взаимодействия между двумя или более социальными и политическими субъектами путем непосредственного общения и обмена информацией с использованием соответствующих средств. Специфические черты рекламной коммуникации в общем поле политической коммуникации определяются функциональным назначением рекламы: воздействуя на массовое сознание решать конкретные задачи отправителя. Этот механизм воздействия можно проследить, рассмотрев основные элементы коммуникации: источник коммуникации, обращение, кодирование-декодирование, фильтры, канал коммуникации, получатели информации, обратная связь.

Радовель М.Р.(Ростов-на-Дону)
ПРОБЛЕМЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ДИАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

    О межэтнической коммуникации, в том числе - на основе изучения со-временной ситуации в Северокавказском регионе, написано достаточно мно-го. Накоплен богатый материал теоретического и практического характера, позволяющий построить представление о нынешнем положении дел в ме-жэтнических отношениях, о желаемом, "идеальном" состоянии, к которому следует стремиться, о целях и задачах, которые необходимо решать в бли-жайшее и отдаленное время, о путях и средствах решения насущных про-блем. В данной статье хотелось бы определенным образом переосмыслить и оценить накопленный материал по указанным вопросам, соотнеся его с не-которой теоретической основой - теорией диалоговых отношений. Именно с ней, поскольку "диалог" - ключевая идея множества работ, посвященных современным проблемам межэтнических отношений.

Скворцова И.
ДИНАМИКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

    По мере развития теоретического осмысления культуры как феномена жизни человека всё большее значение приобретает этнический аспект. Именно культура выступает детерминирующим фактором национальной интеграции, базой сглаживания конфликтов и противоречий, возникающих в ходе развития общности. Здесь наиболее очевидно проявляется и национальная специфика.

Шахгулари В.В., Золотухин С. А., Исаева З.А. (Алматы, Казахстан)
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММУНИКАТИВНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА

    Часто меняющаяся парадигма образования требует от педагогов гибкости мышления, мастерства профессионального общения, принятия нестандартного решения при возникающих проблемах в учебно-воспитательном процессе. Одно из современных требований общества к личности - совершенствование навыков коммуникаций в обществе.

Jasko S.(California, USA)
BUFFY, THE VAMPIRE SLAYER: STRONG, BRAVE, RESOURCEFUL---WHAT'S A GIRL TO DO?

    "It is not society that is to guide and save the creative hero, but precisely the reverse. And so every one shares the supreme ordeal - carries the cross of the redeemer --- not in the bright moments of his tribe's great victories, but in the silence of his personal despair." J. Campbell, The Hero Has a Thousand Faces, Meridian Books, NY, 1956.

Вернуться к списку участников по секциям

 
Copyright © 2002-2021, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::