| на главную страницу РКА |

О КОНФЕРЕНЦИИ ИНФО ОРГАНИЗАТОРЫ УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНО

ПРОГРАММА
__________
СЕКЦИИ
__________
КРУГЛЫЕ
СТОЛЫ
И МАСТЕР-
КЛАССЫ

__________
ТЕЗИСЫ ПЛЕНАРНЫХ
ДОКЛАДОВ

__________
УЧАСТНИКИ
__________
ПОРЯДОК
ПРИЕМА
МАТЕРИАЛОВ

__________





__________
КАЛЕНДАРЬ
__________
ДРУГИЕ
МЕРОПРИЯТИЯ
РКА

__________
 

Секция 6.
АРГУМЕНТАЦИЯ И РИТОРИКА.
Руководители: Л. Г. Васильев, e-mail: argumentation@list.ru, Г. П. Максимова

Бушев А. Б. (Тверь)
УСЛОЖНЕННЫЙ СИНТАКСИС КАК ПАРАМЕТР СТИЛЯ И СРЕДСТВО ПРОБУЖДЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ РЕЦИПИЕНТА РЕЧИ

    Одна из существенных проблем, предстающих перед исследователем - роль синтаксических фигур и неявно данных смыслов текстов. Важна роль синтак-сических фигур, описанных еще в античных риториках, в связи с пробуждением рефлексии над содержанием и смыслами текста при понимании текста. Существует возможность по-смотреть на синтаксис как мощное средство создания и опредмечивания неявно данного смысла - чем, как известно, славится художественный дискурс, что составляет его саму ос-нову, его специфику. Такая возможность часто оказывается за пределами исследований. В статье на многочисленных примерах английской публичной и художественной речи демон-стрируются отдельные частные случаи синтаксических актуализаций - роль цепочки эпите-тов, роль цепочки номинаций, роль тема-рематических отношений, экспрессивные возмож-ности отрицания, роль графического и смыслового выделения, просодики фразы, паралле-лизм как частный вид выдвижения по типу сцепления. Обсуждаются сходства и категоризирующие параметры в различных классификациях фигур речи - языковых средств риторики.
    Риторическая концепция А. А. Волкова - один из курсов, наиболее глубоко разрабатывающий риторические синтаксические фигуры. Риторическую фигуру А.А. Волков трактует как "воспроизводимый прием словесного оформления мысли, посредством которого ри-тор показывает аудитории свое отношение к ее содержанию и значимости" Автор подразде-ляет все фигуры на фигуры выделения и фигуры диалогизма.
    Конвергенция, выдвижение, транспозиция, сцепление, актуализация как варианты стилистической функции (И. В. Арнольд) требуют обсуждения в современных риторических теориях.
    Несомненна роль ценности изучения риторического наследия и риторической теории в понимании функционализма в речи, богатстве выбора способов сказать важное и новое, выработке эффективности речевого влияния.

Иссерс О.С. (Омск)
КОГНИТИВНЫЕ И РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ АРГУМЕНТАЦИИ В ПРОДВИЖЕНИИ ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫХ ПРОДУКТОВ

    Появление на продовольственном рынке новых пищевых продуктов сопровождается их активным продвижением в рамках рекламных и PR-компаний. Основную нагрузку по формированию имиджа нового продукта берут на себя СМИ, призванные информировать потребителей о новациях. Нет сомнения, что информация о генетически измененных, или модифицированных, продуктах (далее - ГИП) представляет особый интерес для массовой аудитории, поскольку их появление сопряжено с опасениями по поводу здоровья. Наличие диаметрально противоположных подходов к проблеме генной инженерии в области растениеводства обусловливает применение технологий речевого воздействия, направленных на внедрение в сознание потребителя аргументов "за" и "против". В связи с этим необходимо изучить приемы аргументации, выявить лежащие в их основе когнитивные механизмы и представить спектр прагматических ресурсов, реализующих стратегию автора в текстах указанной тематики.

Мельникова О.В. (Тула) ИМПЛИКАТИВНЫЕ СВЕРХФРАЗОВЫЕ ЕДИНСТВА В РАЗЛИЧНЫХ КОМПОЗИЦИОННО-РЕЧЕВЫХ ФОРМАХ

    Импликативные сверхфразовые единства участвуют в создании различных композиционно-речевых форм текста. Для рассуждения наиболее характерной текстоструктурой является аргументативное импликативное сверхфразовое единство, которое состоит более чем из двух предложений, предназначенных для обоснования выраженного мнения; в повествовательных импликативных сверхфразовых единствах антецедент и/или консеквент импликации содержит информацию о последовательных действиях; в описательных импликативных сверхфразовых единствах консеквент импликации содержит оценку, антецедент - ее обоснование, изложение причины того, почему субъект оценки рассматривает объект оценки именно так.

Паршина О.Н. (Астрахань)
АРГУМЕНТАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

    В докладе дается подробный анализ одной из основных стратегий, используемых в речевом поведении современными российскими политиками, - аргументативной стратегии. Как и все стратегии, она реализуется в специфических тактиках, среди которых наиболее частотными являются тактика обоснованных оценок, тактика контрастивного анализа, тактика видения перспективы и др., описанные автором на основе использования языковых средств. В исследовании автор прибегает к сопоставлению аргументативных и манипулятивных средств воздействия.

Тарасова Е. Н. (Москва)
К ВОПРОСУ ОБ УСТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ ПЕДАГОГА

    Особенности устной профессиональной педагогической речи весьма актуальны в современном образовательном пространстве. Дело в том, что процесс обучения в любой профессиональной сфере предполагает общение адресата и адресанта именно в устной форме. Однако практика показывает, что владение устностью профессиональной речи - процесс, требующий детального рассмотрения.

Чикилева Л. С. (Москва)
АРГУМЕНТАЦИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

    Аргументация в политическом дискурсе имеет ценностную ориентацию, она определяется доминирующей в обществе системой ценностей. Аргументы в по-литическом дискурсе содержат единицы как с положительным, так и с отрица-тельным коннотативным значением. Процесс интерпретации политического дискурса является социально-детерминированным. В политическом дискурсе президентов США используются определённые дискурсивные средства, спо-собствующие повышению аргументированности изложения. В статье рассмат-риваются некоторые из этих средств и приводятся примеры.

Longtin Krista (USA)
WHAT'S NEW?: CREATING A TRAINING AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT PROGRAM FOR BASIC COURSE FACULTY

    Soon after one of my colleagues and I received an internal grant to begin work on redesigning the training program for our Fundamentals of Public Speaking instructors, I had a brief conversation with a veteran, part time faculty member. Excitedly, I described our project to her in detail, and her immediate response was, "So, what's new about that? Isn't that what we've always done?"

Minielli Maureen C. (Indianapolis, USA)
RHETORICAL THEORY AND PRACTICE AT A CROSSROAD: SHAPING THE GATEWAY PUBLIC SPEAKING COURSE IN THE 21ST CENTURY

    A few years ago, the communication waters were stirred by an essay lamenting the lack of contemporary rhetorical theory and research in modern public speaking pedagogy. Through the lens of Jamieson's (1988) Eloquence in an Electronic Age, Frobish (2000) concentrated on the most popular U.S. public speaking textbook, Stephen Lucas' The Art of Public Speaking, to illustrate his observations of disconnectedness.
    Several prominent scholars responded to Frobish's article in the Winter 2002 issue of the American Communication Journal, including Lucas himself. Their responses both affirmed and rebutted Frobish's claims of incorporating contemporary perceptions of narrative, self-disclosure and the visual into the public speaking curriculum. This essay's goal is respond to the current debate and offer additional insights and questions, using the IUPUI gateway public speaking course to illustrate my observations.

Вернуться к списку участников по секциям

 
Copyright © 2002-2021, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::