| на главную страницу РКА |

О КОНФЕРЕНЦИИ ИНФО ОРГАНИЗАТОРЫ УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНО

ПРОГРАММА
__________
СЕКЦИИ
__________
КРУГЛЫЕ
СТОЛЫ
И МАСТЕР-
КЛАССЫ

__________
ТЕЗИСЫ ПЛЕНАРНЫХ
ДОКЛАДОВ

__________
УЧАСТНИКИ
__________
ПОРЯДОК
ПРИЕМА
МАТЕРИАЛОВ

__________





__________
КАЛЕНДАРЬ
__________
ДРУГИЕ
МЕРОПРИЯТИЯ
РКА

__________
Яндекс цитирования
 

Секция 1.
ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ И МЕТОДОЛОГИЯ
КОММУНИКАТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Руководители: О. И. Матьяш, В. Н. Переверзев

Афанасьев Д. В. (Череповец)
ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

    Автор анализирует основные тенденции исследований коммуникации в современной России, группируя их по четырем областям: в области контроля (или собственности) над средствами коммуникации, в области эффектов и аудитории СМИ, в области массовой культуры и современных информационных технологий (Интернет). Также предлагает свое видение задач в сфере развития коммуникационных исследований: модификация импортированной методологии и техники исследований, улучшение информационного обмена между коммерческими и академическими исследовательскими организациями и подготовка кадров исследователей.

Колпашникова К. К. (Якутск)
ИНФОРМАЦИЯ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ

    В настоящее время с переходом общества к новому информационному этапу развития, информация стала главным источником инновационного развития. Информация - продукт, который без ухудшения качественных характеристик можно использовать неоднократно. Основным носителем информации является человек, именно он - умножает и усовершенствует информацию как продукт своей деятельности. Россия, вступая в новый век, в котором страны стремятся развить свое экономическое, социальное и культурное состояние путем количественного и качественного улучшения информационных ресурсов, должна сконцентрировать свои силы на создании "информационных полюсов" - территориальных единиц, концентрирующих информационные источники, а также усовершенствующих их.

Корбут А. М. (Минск, Беларусь)
КОММУНИКАТИВНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

    В современной ситуации можно констатировать необходимость смены базовой рациональности образования с наукосообразной на коммуникативную, преследующую две цели: диверсификацию образования и его автономизацию. Это обусловлено характеристиками самой коммуникативной рациональности, в том числе ее плюралистичностью, ориентированностью на проблематизацию, десубъективированностью и допущением самостоятельности коммуникативного поля. Коммуникативная трактовка образовательных практик позволит рассмотреть процесс образования как процесс расширения поля используемых участниками образовательных ситуаций коммуникативных ресурсов и область применения прагматики коммуникативного конструирования реальности.

Милостивая А.И. (Ставрополь)
КОНЦЕПЦИИ ЗНАКОВОСТИ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ПРАГМАТИЗМА Ч.С. ПИРСА И Ч.У. МОРРИСА В ИХ ОТНОШЕНИИ К КОММУНИКАТИВНОСТИ

    Статья "Концепции знаковости основоположников прагматизма Ч.С. Пирса и Ч.У. Морриса в их отношении к коммуникативности" посвящена интерпретации фундаментальных трудов прагматической парадигмы философского дискурса в аспекте их соотнесенности с такими проблемами коммуникативистики, как идентификация субъекта-отправителя коммуникативного акта и роль социокультурных факторов в семиозисе. При этом особый упор делается на тот факт, что с развитием семиотики коммуникативная направленность ее исследований становится более очевидной: у Ч.С. Пирса коммуникативная концепция туизма доминирует, а уже у Ч.У. Морриса становятся ведущими понятиями социальный контекст использования знака и социально-психологические характеристики его реципиента, а также перформативный эффект передаваемой информации.

Осипова Е. Н. (Москва)
НЕКЛАССИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В МЕТОДОЛОГИИ СОВРЕМЕННОЙ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    В настоящее время происходит последовательное усложнение методологии PR-деятельности. Вследствие возникновения целого ряда комплексных PR-задач необходимо пересмотреть прежнюю классическую парадигму в методологии PR-деятельности, которая основана на естественнонаучном понимании процессов, происходящих в обществе и в сфере социальной коммуникации. Переход от классических подходов в методологии современной PR-деятельности к неклассическим связан как с общей культурно-исторической динамикой, так и с популяризацией неклассической парадигмы в социально-гуманитарном знании, в частности в научных дисциплинах, непосредственно примыкающих к PR, - в теории менеджмента и организационного развития. Обозначенные перемены в методологии PR-деятельности вызывают необходимость в дальнейшей консолидации теоретической базы PR как области знания, а также обуслоавливают важность укрепления взаимодействия специалистов по связям с общественностью с научным сообществом.

Полонников А. А. (Минск, Беларусь)
ПАРАДОКСАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ОПЫТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    В работе "Парадоксальная коммуникация: опыт определения" поставлена проблема определения критериев выбора коммуникативной стратегии в современном университетском образовании. В качестве основания осуществления избирательности автор предлагает рассматривать практики субъективации опосредованные определенной формой коммуникации. Изменение практики субъективации вызывает к жизни новую коммуникативную стратегию. И наоборот. Реализация новой коммуникативной стратегии означает утверждение соответствующей реальности университетского образования. Особенность актуальной ситуации в работе интерпретируется в терминах переходности. Переходность предполагает специфическую коммуникативную активность, которую предлагается называть "парадоксальной коммуникацией". Базовой метафорой парадоксальной коммуникации выступает "непереводимость" высказывания. В тексте описана модель парадоксальной коммуникации, общие принципы ее использования в университетском образовании.

Сергеева О. В. (Волгоград)
МЕТОДЫ КОММУНИКАТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА НАРУЖНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ)

    В современной социологии используются количественные и качественные методы анализа социальных явлений. Особенности каждого из подходов можно рассмотреть на примере анализа наружной политической рекламы. Структура плакатов объединяет коды разных семиотических систем, поэтому их целесообразно изучать, опираясь на семиологические методы анализа. Семиологический анализ в данном случае позволяет зафиксировать важные означающие всех использованных знаковых систем, то, какие идеологические и социологические аспекты оказываются затронутыми, каков отправитель сообщений и его намерения. Контент-анализ эффективен при работе с политическими листовками, использующими преимущественно вербальные знаки. Изучение при помощи разнообразных методов политических плакатов и листовок, распространявшихся в Волгограде в ноябре 2003 года перед выборами депутатов Государственной Думы, позволяет сделать выводы о коммуникативной компетентности и стереотипах современных российских политических лидеров.

Трунов Д. Г. (Пермь)
ВЕРБАЛЬНАЯ И НЕВЕРБАЛЬНАЯ МЕТАКОММУНИКАЦИЯ

    Метакоммуникация - это особый вид общения, предметом которого является сам процесс общения. Другими словами, метакоммуникация - это коммуникация по поводу коммуникации. Чаще всего функциями метакоммуникации являются комментирование, объяснение, констатирование или оценивание коммуникативных сообщений - как своих, так и чужих. Ниже метакоммуникация будет пониматься как любое сообщение, имеющее своей целью комментарий, объяснение, констатацию или оценку человеком своих собственных коммуникативных действий. При этом в разряд коммуникативных действий попадает практически любая деятельность, проявляющаяся в контексте значимых контактов с другими людьми.

Тягунова Т.В. (Минск, Беларусь)
ТЕКСТУАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

    Предпринимается попытка переопределения понятия идентичности с точки зрения ее текстуального конструирования в образовательной коммуникации. Описываются условия конструирования такой формы идентичности, которая не связана с формированием субстанциального "Я", а предполагает конституирование "Я" как отношения, являющегося эффектом коммуникации. В качестве коммуникативных механизмов текстуального переописания образовательной идентичности предлагаются мехинизмы текстуализации и контекстуализации. Текстуализация рассматривается как текстуализация текста, понимаемого в качестве коммуникативного феномена, и как текстуализация субъекта, связываемая с приостановкой тенденции к выражению личного мнения. Контекстуализация задается через онтологическую проблематизацию, предполагающую контекстуализацию самого контекста актуальной коммуникативной ситуации, где определяется, что является ее основанием.

Хмельцов А.И. (Ярославль)
ТЕОРИИ АНАЛИЗА ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В СИТУАЦИИ "ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКОГО" ТУПИКА

    "Теория политического дискурса" - относительно новая "кросс-дисциплина", вобравшая в себя теории и практики анализа "политического" текста практически во всех гуманитарных, социальных и политических науках. Центральный тезис "политического дискурс-анализа" (PDA): "Политические реалии осуществляются и конструируются в дискурсе и посредством дискурса". Центральное понятие PDA - "speech act" - отвергает представление о том, что язык и действие существуют отдельно. Характеристика дискурсного анализа как междисциплинарного подхода, предполагающая существование искусственных "дисциплинарных" барьеров в сфере научного познания, воспроизводит весьма поверхностные корреляции между дисциплинами. Анализ междисциплинарного взаимодействия "теории политического дискурса" как лингвистической субдисциплины, с одной стороны, и политической науки, с другой - позволяет охарактеризовать ситуацию как "эпистемологический" тупик: использование методов и инструментария политической лингвистики в анализе политических ситуаций ограничивается "академическими" рамками, воспроизводящими "автономность" политической науки как самостоятельной дисциплины. Центральное противоречие заключается в различных подходах к определению сферы "политического".

Вернуться к списку участников по секциям

 
Copyright © 2002-2018, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::