| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



Яндекс цитирования
 

// О РКА // Направления исследований

РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Координаторы: д.ф.н., проф. Н.В. Богданова (Санкт-Петербург), д.ф.н., проф. Е.Н. Клемёнова (Ростов-на-Дону), д.ф.н., проф. И.А. Кудряшов (Ростов-на-Дону), к.ф.н., доц. О.И. Кулько (Волгоград), к.п.н, проф. Минасян С.М. (Ереван), к.ф.н., доц. Л.П. Прокофьева (Саратов), к.ф.н., доц. Ф.Г. Самигулина (Ростов-на-Дону), д.ф.н., проф. О.Б. Сиротинина (Саратов),

Изучение речи и языка, как средства коммуникации между людьми, имеет давние традиции как в отечественной, так и в мировой науке. Их продолжение и развитие представляет собой задачу одновременно и актуальную в социально-культурном и профессиональном измерениях, и весьма сложную. Согласно многим исследованиям, в современном мире резко снизился уровень культуры и образования населения. А ведь речь как индикатор выявляет множество коммуникативных проблем. Наше научное сообщество стоит перед необходимостью обновления концептуального аппарата, который бы дал четкое разграничение между коммуникацией и исследованиями русского языка. Направление "Речевая коммуникация" в рамках деятельности РКА призвано создать дополнительные условия для консолидации усилий специалистов, находящих в филологии область своих научных и образовательных интересов. Одна из главных целей заключается в том, чтобы преодолеть географическую и интеллектуальную раздробленность исследовательской корпорации. При этом принципиальную важность имеют, с одной стороны, сохранение лингвистического направления, и, с другой стороны, его кооперация со смежными областями знания.

Данное направление открыто для сотрудничества всех специалистов, занимающихся изучением речи, риторики, коммуникации, исследованиями в области русского языка и национальных языков Российской Федерации. Особый интерес представляет участие в обмене мнениями и информацией исследователей из отдаленных от столиц регионов. Они, в свою очередь, получат свободный доступ к материалам, поступающим в распоряжение РКА из крупнейших научных центров в России и за рубежом. Желательно, чтобы очное и заочное общение происходило в тональности открытой дискуссии, в критическом духе, без различия чинов и званий и без поклонения "незыблемым" истинам. Естественно, что требования научной этики неизменно остаются в силе. При этих условиях общение будет способствовать взаимному обогащению участников

Совместная деятельность осуществляется по четырем направлениям:

  • активизация взаимодействия участников;
  • привлечение информационных и организационных ресурсов РКА и заинтересованных организаций;
  • подключение заинтересованных специалистов из смежных областей;
  • информирование научной общественности о результатах деятельности.

Тематика исследований и дискуссий

  • Теория речевой коммуникации
    • Теория языка и теория коммуникации: единство и противоречия
    • Методология и глоссарий речевой коммуникации
    • История развития речевой коммуникации в России
  • Человек говорящий, общающийся в современном мире
    • Языковое сознание и коммуникативное поведение
    • Лингвистические и психологические параметры языковой личности
    • Речевые компетенции
  • Технологии коммуникативно-речевых процессов
    • Продуцирование и восприятие языковых сообщений
    • Лингвистические и психологические параметры языковой личности
    • Совершенствование навыка слушания
    • Совершенствование навыка устной речи
    • Игровые методики совершенствования навыков речи
    • Риторика как основа речевой коммуникации
  • Живая речь
    • Теоретические аспекты изучения живой речи
    • Практические аспекты изучения живой речи
    • Звуковой корпус русского языка
    • Проект «Один речевой день»
  • Национально-языковая политика
    • Малые языки России в едином коммуникативном пространстве страны
    • Билингвизм и коммуникация
    • Этика общения в многонациональном государстве
    • Русский язык как основа формирования единого коммуникативного пространства страны
  • Филологическое образование
    • Преподаватель риторики и русского языка и студент как объекты исследования
    • Научно-педагогическая школа в филологическом образовании
    • Безопасная языковая личность как объект воспитания и образования
    • Мультимедийные технологии в преподавании русского языка и литературы
  • Актуальные проблемы теории дискурса
    • Социолингвистические, прагмалингвистические, тематические характеристики дискурса
    • Жанры (личностно-ориентированного и статусно-ориентированного /институционального) дискурса
    • Текст в ситуации общения
    • Текст как коммуникативная единица

Характер деятельности (рабочие проекты):

  • Модерирование списка рассылки по теме "Речевая коммуникация". В подписной лист будут подключены (в соответствии с Положением о членстве РКА) – члены РКА и участники проектов РКА, получившие подписку в качестве бонуса, а также все желающие по ознакомительной подписке на 3 месяца.
  • Мониторинг электронных ресурсов по указанной тематике с размещением наиболее интересных веб-источников на специализированной странице библиотеки РКА и обновлением ее на постоянной основе.
  • Формирование секции "Речевая коммуникация" на конференциях РКА и ее партнеров (по согласованию с программным комитетом конференции).
  • Публикация материалов по направлению в профессиональной периодике и в сетевых ресурсах, в том числе в сетевой группе Искусство коммуникации.
  • Экспертиза и рецензирование работ, поступающих по данному направлению в рамках конкурса РКА "Лучшая книга по коммуникативным наукам и образованию".
  • Поддержка и издание специализированных сборников материалов, монографий, учебных пособий и словарей, а также публикация обзорных статей по данному направлению в изданиях РКА и заинтересованных издательствах (при наличии договоренности).
  • Создание социального сервиса для активизации жизнедеятельности сообщества – обмена различной информацией (приглашения на конференции, семинары, ссылки на ресурсы, в том числе медиаресурсы, и пр.), групповых дискуссий, рецензирования размещаемых материалов, оформления персональных страничек участников группы и пр.

Приглашаем всех заинтересованных специалистов к подписке на список рассылки по направлению "Речевая коммуникация" и к участию в указанных проектах в рамках деятельности РКА, а также в других совместных проектах. По вопросам участия в деятельности группы обращаться к Е.Н. Клеменовой, запросы на включение в список рассылки и сетевую группу отправлять О.И. Кулько и И.Н. Розиной

Сведения о координаторах группы:

Богданова Наталья Викторовна

доктор филологических наук, профессор, 31 год работы на кафедре русского языка факультета филологии и искусств (филологического) СПбГУ (ЛГУ), русский консультант в Университете г. Клемсона (Южная Каролина, США), приглашенный преподаватель в Университете г. Гронингена (Нидерланды). Области научных интересов: русская спонтанная речь; русская орфоэпия, экспериментально-фонетические исследования современного произношения. Автор многочисленных трудов по фонологии и коммуникации.

Клеменова Елена Николаевна

профессор института архитектуры и искусств Южного федерального университета, доктор филологических наук. Член ряда международных и национальных научных ассоциаций, зам. руководителя научной школы «Сочетаемость и функционирование единиц синтаксиса» В.П. Малащенко. Автор работ по вопросам логики языка, тексто-и смыслообразования, средств коммуникации.
Электронный адрес: klemenova@yandex.ru

Кудряшов Игорь Александрович

доктор филологических наук, профессор педагогического института Южного федерального университета. Автор монографических работ по вопросам теории коммуникации, теории языка и сопоставительной лингвистики.

Кулько Ольга Игоревна

кандидат филологических наук, доцент кафедры документной лингвистики и документоведения Волгоградского государственного университета. Области научных интересов: лингвистический анализ дискурса, лингвистика текста, документная лингвистика. Модератор списков рассылки по направлениям Речевая и межкультурная коммуникация.
Электронный адрес: o_kulko@hotmail.com

Минасян Светлана Михайловна

кандидат педнаук, доцент кафедры “Гуманитарных наук” ЕФ МЭСИ, член Российской академии естествознания, профессор РАЕ. Председатель “Объединения региональных преподавателей русского языка и литературы”, член Совета при вице-президенте РА по вопросам образования женщин. Автор учебных и учебно-методических пособий, мультимедийных дидактических материалов для школ и вузов, многочисленных спецкурсов, 22 грантовых обучающих, социально-экономических, правовых программ.

Прокофьева Лариса Петровна

зав. кафедрой русского языка как иностранного Саратовского государственного медицинского университета кандидат филологических наук, доцент, член РОПРЯЛ/МАПРЯЛ (коллективный, в составе СГМУ), член American Iconism Assiciation; Автор 93 работ в области фоносемантики, стилистики художественной речи, методики преподавания русского языка.

Самигулина Фанира Габдулловна

доцент филологического факультета Южного федерального университета, докторант. Автор многочисленных спецкурсов по социо- и психолингвистике и когнитивистике. Член ассоциации когнитологов. Круг интересов – психолингвистический, лингвокогнитивный аспект исследования речемыслительной деятельности человека.

Сиротинина Ольга Борисовна

профессор кафедры русского языка и речевой коммуникации Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, доктор филологических наук, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный профессор СГУ, действительный член Международной Академии высшей школы, член-корреспондент РАЕН, директор Института русского языка, литературы и журналистики при факультете филологии и журналистики СГУ, долгие годы была членом совета по русскому языку при Президенте РФ; создатель и руководитель научной школы изучения функционирования русского языка в современном обществе, признанной не только в России, но и за рубежом. Автор более 400 научных трудов. Почетный член РКА.

 
Copyright © 2002-2015, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::