|
|
|
|
|
|
20.02.2009
Отчет о второй международной конференции
"ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ - 2009.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В БИЗНЕСЕ И МЕНЕДЖМЕНТЕ"
(Воронеж, 2-3 февраля 2009)
2-3 февраля 2009 года в Воронеже на базе Института менеджмента, маркетинга и финансов прошла вторая международная конференция "Организационная коммуникация - 2009. Коммуникативные процессы в бизнесе и менеджменте". Конференция была организована Институтом менеджмента, маркетинга и финансов и Центром коммуникативных исследований Воронежского госуниверситета при содействии Российской коммуникативной ассоциации и Североамериканской коммуникативной ассоциации.
В конференции, которая носила междисциплинарный характер, приняли участие философы, экономисты, психологи, журналисты, филологи, специалисты по связям с общественностью многих воронежских вузов, вузов Рязани, Липецка, Новосибирска, Магнитогорска, Саратова, Таганрога, Орла, Москвы, Новокузнецка, Казани, Ростова-на-Дону, Пятигорска, Екатеринбурга, Челябинска, Санкт-Петербурга, а также представители Казахстана, Украины, Белоруссии, Турции, США, Финляндии.
Для участия в конференции ее Оргкомитетом было отобрано около 70 докладов, затрагивающих различные аспекты коммуникативистики - интегративного научного направления, обретающего сегодня черты самостоятельной научной дисциплины.
Пленарное заседание открыла ректор Института менеджмента, маркетинга и финансов О.А. Зайцева, обратившись к участникам конференции с Приветственным словом. Следующей выступала президент Российской коммуникативной ассоциации, И.Н.Розина, которая рассказала об организации, задачах и программе деятельности Российской коммуникативной ассоциации.
С докладом на тему "Методология коммуникативистики" выступил доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин Института менеджмента, маркетинга и финансов М.В. Черников. В своем выступлении М.В. Черников обратил внимание на характерное для сегодняшних работ по тематике коммуникативных процессов отсутствие методологического единства. Разобрав причины подобного положения дел, М.В. Черников предложил свой подход к выстраиванию общей методологии коммуникативистики, в котором руководящая роль отводится праксиологии как современному варианту общей теории человеческой деятельности, включающей в себя и общую теорию человеческих трансакций.
Доклад доктора филологических наук, профессора, зав. кафедрой общего языкознания и стилистики Воронежского госуниверститета И.А. Стернина "Речевое воздействие и деловое общение" был посвящен обсуждению искусства речевого воздействия в практике современного делового общения. И.А. Стернин дал панорамное представление общих законов и конкретно-практических приемов такого рода деятельности, предложил ряд интересных рекомендаций.
Доклад на тему "Авторитетность как коммуникативная константа" был представлен доктором филологических наук, профессором, зав. кафедрой теории и межкультурного перевода Воронежского госуниверститета В.Б. Кашкиным. В своем выступлении В.Б. Кашкин, рассматривая т.н. коммуникативные константы, особое внимание уделил одной из них, а именно: авторитетности. Был дан развернутый анализ роли, значения и особенностей функционирования категории авторитетности в коммуникативных процессах. Обсуждалась стратегия повышения авторитетности как одной из прагматических компонент коммуникативной деятельности.
Завершал программу пленарного заседания доклад доктора культурологии, профессора кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Института менеджмента, маркетинга и финансов Т.А. Дьяковой. Тема доклада: "Искусство в системе медийной коммуникации". В своем выступлении Т.А. Дьякова остановилась на такой характерной черте современной культуры как размывание границ между искусством и рекламой. Глубокий анализ проблем, обусловленных все большим включением рекламной и, шире, медийной стилистики в современное искусство, составил основное содержание доклада.
Все выступления были заслушаны с большим интересом. После каждого доклада следовали вопросы, проводилось оживленное обсуждение поднимаемых проблем.
Во второй половине дня 2 февраля и в первой половине для 3 февраля работали две секции: А - "Коммуникативные стратегии в бизнесе и менеджменте" (председатель: М.В. Черников) и В - "Эффективная коммуникация: организация и особенности функционирования" (председатели: В.Б. Кашкин и И.А.Стернин). На секциях были заслушаны многочисленные доклады участников конференции, велась плодотворная дискуссионная деятельность. От каждой секции было выделено по три вызвавших наибольший интерес выступления, текст которых было рекомендовано оформить в виде статьи и опубликовать в полном объеме в сборнике "Язык, коммуникация и социальная среда", издаваемом кафедрой теории перевода и межкультурной коммуникации Воронежского госуниверситета (ред. проф. В.Б. Кашкин, член Координационного совета Российской коммуникативной ассоциации).
От секции А для такого рода публикации были рекомендованы выступления доктора философских наук, профессора Российского государственного гуманитарного университета (Москва) С.В. Клягина "О современных тенденциях в изучении теории организационных коммуникаций"; кандидата филологических наук, доцента Воронежского института повышения квалификации работников образования Е.Ю. Лазуренко "Негативные стороны коммуникативного поведения руководителей"; студентки 5 курса Института менеджмента, маркетинга и финансов С.Ф. Савельевой "Брендинг как коммуникативная стратегия".
От секции В были рекомендованы выступления аспиранта кафедры английской филологии Воронежского госуниверситета Д.О. Жучкова "Как правильно угрожать", доктора педагогических наук, профессора Института управления, бизнеса и права (Ростов-на-Дону) И.Н.Розиной "Эффективная профессиональная коммуникация в современном образовании и науке"; кандидата филологических наук, доцента Института менеджмента, маркетинга и финансов Л.А. Тавдгиридзе "К вопросу об эталоне коммуникативной личности преподавателя в условиях видеолекции".
Во второй половине дня 3 февраля участникам конференции был продемонстрирован встреченный с большим интересом мастер-класс по обучению деловому общению, проведенный сотрудниками Центра коммуникативных исследований Воронежского госуниверситета (руководитель: проф. И.А. Стернин).
Завершил работу конференции Круглый стол "Коммуникативные проблемы современного бизнеса и менеджмента", где, наряду с обсуждением заявленной проблематики, были подведены итоги работы конференции и приняты некоторые резолюционные положения.
В частности, был отмечен высокий уровень организации и проведения конференции, обеспеченный хозяевами - Институтом менеджмента, маркетинга и финансов. Было принято предложение наладить более тесное конструктивное сотрудничество воронежских вузов с Российской коммуникативной ассоциацией и с международными структурами, работающими в тематическом русле коммуникативистики. Как рекомендательное было высказано предложение продумать вопрос о включении в состав учебных дисциплин в системе высшего образования специальных курсов по коммуникативистике. Конференцией также было рекомендовано буддировать вопрос о признании со стороны ВАК РФ дисциплины "Коммуникативистика" в качестве самостоятельного научного направления.
Издан сборник материалов конференции: "Коммуникативные процессы в бизнесе и менеджменте. Организационная коммуникация - 2009" - Материалы 2-й международной конференции, 2-3 февраля 2009 / науч. ред. М.В. Черников. - Воронеж: АОНО ВПО "ИММиФ", 2009. - 192 с.
М. В. ЧЕРНИКОВ
д.филос.н., зав. кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин,
Институт менеджмента, маркетинга и финансов, Воронеж
| |