| на главную | карта сайта | контакты |

– ј на FACEBOOK WEB-—ќќЅў≈—“¬ќ – ј RJoC - ∆”–ЌјЋ – ј

Ќќ¬ќ—“»
ќ – ј
 јЋ≈Ќƒј–№
ѕ–ќ≈ “џ
Ѕ»ЅЋ»ќ“≈ ј
»ћ≈Ќј
ѕј–“Ќ≈–џ


ѕќ»—  Ќа сайте
¬ яndex


ј–’»¬
Ќќ¬ќ—“≈…

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

12.12.2006

 –”√Ћџ… —“ќЋ "»Ќ“≈–Ќ≈“ » —ќ«ЌјЌ»≈"

  40-летию факультета психологии ћ√” им. ћ.¬. Ћомоносова (http://psy.msu.ru) ведущие ученые, специализирующиес€ в области сетевых технологий, социологии, информационной безопасности, управлени€, применени€ перспективных технологий в образовании, воздействи€ информационно-коммуникативных технологий на массовое сознание, прин€ли участие в круглом столе Ђ»нтернет и сознаниеї в »“ј–-“ј——.

Ѕыли затронуты самые разные грани темы Ђ»нтернет и сознаниеї. ¬ыступающие кратко должны были обрисовать свое отношение к теме, к основным проблемам и решени€м. ¬ысказывани€ не обсуждались и не подвергались критике. Ѕыло обозначено присутствие в нашей жизни таких еще слабо осознаваемых человеком €влений, как электронное сознание, экологи€ »нтернета, сингул€рность, доскональна€ пам€ть и другие. ¬едущий круглого стола ј.√. јсмолов подчеркнул, что Ђмы пока не можем дать исчерпывающие ответы на вопросы, которые ставит нам жизнь, и ожидание таких ответов от нас было бы сверхнаивностью. Ќо вместе с тем эти вопросы надо ставить, обсуждать и вырабатывать концептуальные подходы, опира€сь на знани€ и опыт самого широкого круга специалистовї.

¬ работе круглого стола прин€ли участие:
јсмолов ј.√. (профессор, член-корреспондент –јќ).
Ѕабкин ј. ». (зам. генерального директора »“ј–-“ј——).
Ѕарабашев ј. √. (профессор, декан факультета государственного управлени€ √ќ ¬ЎЁ).
Ѕелинска€ ≈.ѕ. (доцент факультета психологии ћ√”).
Ѕрудный ј.ј. (профессор, член-корреспондент јЌ  ыргызстана).
¬ойскунский ј.≈. (кандидат психологических наук).
√уриев ћ.ј. (профессор, директор государственных программ IBM).
≈николопов —.Ќ. (доцент факультета психологии ћ√”).
«асурский я.Ќ. (профессор, декан факультета журналистики ћ√”).
«инченко ё.ѕ. (профессор, декан факультета психологии ћ√”).
 автарадзе ƒ.Ќ. (профессор, факультет государственного управлени€ ћ√”).
Ћеонова ј.Ѕ. (профессор, заведующий лабораторией психологии труда факультета психологии ћ√”).
ѕетренко ¬.‘. (член-корреспондент –јЌ, профессор факультета психологии ћ√”).
—обкин ¬.—. (академик –јќ, профессор факультета психологии ћ√”, директор ÷ентра социологии образовани€ –јќ).
—олдатов ј.ј. (профессор, директор »нститута информационных систем научного центра Ђ урчатовский институтї).
—олдатова √.¬. (профессор, директор ‘онда развити€ интернет).

јсмолов ј.√. «ачастую, обсужда€ »нтернет как повседневность, мы не замечаем, как по€вилась нова€ оболочка планеты. ¬озможно, это то, о чем мечтал ¬.». ¬ернадский? Ќе €вл€етс€ ли »нтернет домом ноосферы, зародышем коллективного разума, о котором писали –. Ѕрэдбери и ј. јзимов? »нтересно, что ни в одном из предсказаний футурологов, начина€ с ∆. ¬ерна, - никто, нигде, никогда, - не предсказал »нтернет. Ёто €вление по€вилось совершенно неожиданно, но с активной безальтернативностью мен€ет наше сознание. Ќасколько оно будет вли€ть на наше представление о мире? Ќасколько виртуальна€ реальность будет сохран€ть ценности реального мира, например, виртуальную ответственность при прин€тии разного рода решений? Ќасколько мен€ютс€ представлени€ о пространстве, когда мы работаем в интернет-среде? ѕутешествие из ѕетербурга в ћоскву, о котором писал ј.Ќ. –адищев, сегодн€ психологически не воспринимаетс€ как путешествие. ћы не успеваем прочувствовать этот путь. ћы не успеваем осознавать многое происход€щее даже р€дом с нами.

«асурский я.Ќ. »нтернет нас изменил, изменил наше сознание, наше представление о коммуникации. —егодн€ этот прогресс продолжаетс€. Ќапример, объединение интернет-технологий и мобильной св€зи. —егодн€ наша газета Ђћ ї издает, например, нар€ду с бумажной и интернет-версией, Ђћ  в карманеї - версию дл€ мобильного телефона.

Ќас сегодн€ интересует дальнейшее развитие »нтернета. ¬ нем так много потенциала. Ќо это нерегулируемое пространство. »менно поэтому в нем существует с одной стороны Ц кладова€ знаний, с другой стороны Ц мусорное пространство, которое иногда мешает развитию человека. «десь важна проблема экологии »нтернета.  ак сделать »нтернет экологически чистым?

—олдатов ј.ј. я технолог, и принадлежу к тем, кто Ђстроитї »нтернет. ѕервое - хочу подчеркнуть, - что »нтернет Ц это инструмент, а не нечто одушевленное, которое самосто€тельно развиваетс€. »нтернет развиваем мы, люди. “ем не менее, этот инструмент очень сильно изменил нашу жизнь. ѕроведу некоторую аналогию.  огда изобрели аэропланы, это был спорт, цирк и т.д. Ќо вскоре на них стали перевозить грузы, людей, и возникла проблема: а где же государственные воздушные границы? Ёту проблему решали долго, но решили, установив внутри государства международную зону со своей границей, таможней и т.д. –ешение было абсолютно нетривиальное. ѕо поводу »нтернета. Ќам еще предстоит прин€ть эти решени€. Ќапример, сегодн€ по нашему законодательству и законодательству многих стран информаци€ €вл€етс€ товаром. ѕользу€сь »нтернетом, мы пользуемс€ этим Ђинформационным товаромї, наруша€ все границы, не плат€ никаких пошлин и т.д. √де совершено преступление: в –оссии или в —Ўј, если украли что-то в Ўтатах, а делали это из –оссии?  ак осуществл€ть контроль, когда можно за несколько секунд перекинуть ресурсы из “окио в Ќью-…орк, а потом обратно?

Ѕлижайша€ экономическа€ перспектива - использование распределенных ресурсов: машинных и человеческих. Ёто виртуальные коллективы, организации людей, живущих по всему миру.

» в заключение € бы хотел напомнить, что »нтернет вышел из науки, двигаетс€ и развиваетс€ наукой. ѕоэтому дл€ максимальной общественной пользы надо развивать, прежде всего, научные технологии и научный потенциал страны.

Ѕарабашев ј.√. »нтернет имеет основательную схему управлени€ и коммуникации между людьми. я подсчитывал, сколько встреч в течение дн€ € мог бы отменить, если бы пользовалс€ »нтернетом. ¬ы€сн€етс€, что почти все. Ђѕрисутствиеї человека с помощью современных технологий решаетс€ на новом уровне. ћожно было бы вообще не приезжать на работу, если бы € мог общатьс€ с человеком с помощью текста, звука и картинки. ¬се вопросы каждому человеку можно было бы решать в пределах той ниши, где пребывать максимально удобно и минимизировать излишние перемещени€. Ёто привело бы к масштабной экономии различных ресурсов и к чистоте окружающей среды. ¬ госдепартаменте —Ўј люди, сид€щие в одном здании, в редчайших случа€х обсуждают что-то очно, - в основном общаютс€ по электронной почте и ICQ.   распространению такого способа общени€ с точки зрени€ управлени€ € вижу сегодн€ только одно преп€тствие. Ёто защита информации: конфиденциальной документации и подписи. ≈сли бы были мощна€ система защиты электронного документооборота с цифровой подписью и надежные фильтры, то тогда мы решили бы вопросы проведени€ встреч даже самого высокого уровн€.

 ачество цивилизации зависит от скорости и дистанции общени€. ѕо скорости общени€ мы вышли на такой уровень, когда все в рамках планеты может происходить практически мгновенно. Ќо мы не готовы к этому чисто психологически. ƒело в том, что мы будем действовать по-старинке, пока новые образцы поведени€ не вытесн€т прежние. Ќесмотр€ на то, что есть возможность Ђмгновенного дистанционного общени€ї, все равно люди стрем€тс€ собиратьс€ вместе Ц это чисто человеческий момент. »зжить его крайне т€жело. ƒл€ этого надо, чтобы прошло достаточно длительное врем€. Ќо мне кажетс€, что это будет постепенно отмирать и коммуникации будут осуществл€тьс€ без физического передвижени€ тел в пространстве.

Ѕрудный ј.ј. ѕредставл€етс€ вполне очевидным, что передача информации Ц это только форма существовани€, а сущность заключаетс€ в сокращении и сн€тии дистанции между теми, кто общаетс€. ¬ этом направлении будет эволюционировать »нтернет. Ѕлагодар€ голографии и нанотехнологи€м, наше представление о виртуальном пространстве станет более €рким, более значимым, по сравнению с той реальностью, котора€ нас окружает. ѕроизойдет замещение реального мира тем миром, который на самом деле этого заслуживает.

√уриев ћ.ј. ≈сли сложность систем, которые наработаны нами, будет больше сложности человека, то человек превращаетс€ дл€ этих систем в Ђподопытную материюї. ƒл€ того, чтобы преодолеть эту опасность, в первую очередь необходимо наращивать пам€ть человека. —егодн€ уже просматриваютс€ схемы, по которым будет расшир€тьс€ человеческа€ пам€ть. ѕроблема сингул€рности назреет лет через 20, но, тем не менее, она уже сейчас про€вл€етс€. ћне приходитс€ посто€нно работать в корпоративных сет€х IBM с большим количеством кодов, шифров, паролей. Ћюди создают подсказки и помощников, развивают механизмы агентов, а компьютер посто€нно Ђудивл€етс€ї, если кто-то забывает эти заветные сочетани€.

—о следующего года по€в€тс€ программы, позвол€ющие настраивать компьютер на заданную дату в прошлом. ¬се ваши документы и приложени€ могут открытьс€ на некоторую конкретную дату в прошлом. “.е. компьютер будет хранить ¬—≈ ваши действи€ и €вл€тьс€ механизмом приращени€ вашей пам€ти. Ќаша реальна€ пам€ть многое сглаживает, от многого спасает, а здесь возникает ситуаци€ доскональной пам€ти. Ёто вопрос дл€ психолога: как жить с увеличивающейс€ пам€тью?  ак это будет вли€ть на нашу способность размышл€ть? —уществуют оптимисты, которые не вер€т возникновению проблемы сингул€рности. Ќо технологические возможности все наращиваютс€. ¬ажно, чтобы была подготовлена определенна€ психологическа€ почва дл€ такого перехода.

≈ще один вопрос дл€ психологов: »нтернет и национальна€ идентичность. ѕо результатам всемирного анализа IBM зафиксировано, что интернет-поколение отличаетс€ от предшествующих большей готовностью к переменам. ¬ скором будущем правительства между собой будут вынуждены конкурировать за граждан не только своей страны, но и других стран, потому что »нтернет создает иллюзию всемирной принадлежности, рождает определенные симпатии и возможность выбора. Ёта конкуренци€, на мой взгл€д, приведет к неизбежному улучшению работы правительства.

ѕетренко ¬.‘. Ћюбые приобретени€ св€заны с потер€ми: письменность Ц утрата дара импровизации, »нтернет Ц смерть автора и т.д. ¬нешние инструменты Ц телевидение, радио, »нтернет - мен€ют психические процессы в самом сознании. »нтернет, в частности, рождает необходимость использовани€ специального искусственного €зыка, который дал бы возможность конструктивно общатьс€, находить информацию, избега€ огромного количества мусора в самом »нтернете. ¬ библиотечном деле давно столкнулись с построением €зыков на основе семантики синтеза. ¬ процессе этих исследований рассматриваютс€ разные €зыки народов мира и их особенности. Ќапример, китайский классический €зык, в котором нет падежных форм, суффиксов, префиксов он более семантичен, немецкий €зык - более формализованный, с четко заданными отношени€ми между пон€ти€ми. ћетоды извлечени€ информации требуют использовани€ искусственных €зыков, тогда как структура естественных €зыков позвол€ет производить поиск и на уровне возможных метафор и ассоциативных св€зей. ѕриходитс€ выбирать: четкое логическое извлечение информации с утратой ассоциаций и метафор или больша€ выборка с значительной долей информационного шума.

—обкин ¬.—. ” √алича есть такие строки ЂЌам не надо скорой помощи. ƒайте медленную помощьї. ѕо-моему иде€ быстроты обмена контентом еще не дает основани€ дл€ понимани€ жизни. ≈сть така€ техника медленного чтени€, котора€, к сожалению, уходит из нашей культуры. ћы как бы читаем, но мало понимаем. ¬ этом отношении проблемы, св€занные с »нтернетом, Ц это очень серьезные проблемы, поскольку проблемы мозаичного сознани€, клипового чтени€, чтени€ зачастую упрощенных текстов Ц серьезна€ культурологическа€ проблема. Ќапример, в проведенном нами недавнем исследовании в отношении к чтению подростков (первое исследование в 1976 г.) видно катастрофическое сокращение чтени€ в досуге детей. ќни читают в 4 раза меньше, чем 30 лет назад. Ќо дело еще не в том, что мало читают, стоит проблема непонимани€ текста. “есты на чувство стил€, на понимание литературных особенностей текста, которые мы используем посто€нно в своих исследовани€х, раньше выполн€ли 20-40% школьников. —егодн€ это культурно недоступные тесты. ѕодросток не может их выполнить.  оличество справившихс€ детей Ц единицы.  огда € проводил свое первое исследование, € написал книгу Ђѕодросток в виртуальной и социальной реальностиї. Ёпиграф к книге Ц из —. Ћема Ђ—умма технологийї: Ђ акие уроки и наставлени€ может дать молодежи многоопытна€ старость, если весь комплекс жизни и смерти поколени€ ничем не напоминает образ жизни их родителейї. —умма технологий и обостр€ет межпоколенческий разрыв.  онечно сильное вли€ние на проведение досуга, доступность тех или иных форм его проведени€ имеет плотность населени€ того или иного населенного пункта, а также региональна€ специфика (аграрна€, индустриальна€ и т.д.). Ќапример, помощь родителей в оплате услуг по интернет-доступу в городе есть, на селе Ц нет. Ётот региональный аспект очень дробит и структурирует социокультурную ситуацию.

≈ще один интересный момент, который про€вилс€ в наших исследовани€х. »нформаци€, получаема€ из »нтернета, находитс€ в оппозиции к другим источникам (учебники, родители, учител€ и т.п.). ћы должны осознавать, что информационное поле »нтернета ценностно существует в оппозиции к той нормативно отструктурированной информации, котора€ даетс€ по школьной программе, котора€ создана дл€ сохранени€ и трансл€ции культуры. ¬с€ проблема информатизации образовани€ Ц ценностна€ значимость новых источников и новых форм подачи информации дет€м.

 автарадзе ƒ.Ќ. ¬ проблеме Ђ»нтернет и сознаниеї желательно видеть путь и выстраивать к нему правильный маршрут, а следовательно, необходимо включение дальнего света. »менно этот свет и €вл€етс€ работой психологического факультета нашего ”ниверситета на прот€жении четырех дес€тков лет. –аньше мы говорили: Ђрентгеновский аппарат Ц каждой семье!ї. ћы не знали о побочном вли€нии на здоровье рентгена. —ейчас в »нтернете речь именно об этом. »нформационный гипноз постепенно проходит, и мы хотим пон€ть, какой образ будущего поможет нам создать »нтернет.  онсолидирует или разъединит поколени€? ѕока чаще всего мы говорим о конкуренции.

√лобальна€ идентичность, которую мы получаем в »нтернете, соответствует возможно нереализованной, но тем не менее, личностной идентичности. “ак кто же все-таки мы? ћы тер€ем себ€. «нание математики Ц это вовсе не знание формул Ц это умение ими пользоватьс€. »нформаци€ должна нас не обескураживать, не привлекать. ≈е слишком много. я хочу, прежде всего, не количества. я хочу ее понимать. » поэтому необходима имитационна€ модель развити€ »нтернета хот€ бы в нашей отдельно вз€той стране. Ќам нужно предвидеть, предвосхитить и высветить потенциальные эффекты.

Ћеонова ј.Ѕ.  огда мы анализируем про€вление стресса у активных компьютерных пользователей возраста 30-35 лет, то главными причинами станов€тс€ потер€ значимости своей социальной позиции, потер€ контактов, депрессивные настроени€ и т.д. 5-7 лет активной работы с новыми технологи€ми Ц и вы в группе риска. Ёто уже серьезна€ проблема.

—амосознание человека, так же как самосознание народа, определ€етс€ территорией бассейна той реки, р€дом с которой он живет. ћы сидим на берегу новой и очень большой реки. ћногое будет зависеть от нашего поведени€: будем ли мы строить плотины и шлюзы, очистные сооружени€ и т.д., насколько сохраним в новой среде смысловые и ценностные ориентации.

¬ойскунский ј.≈. ћы подбираемс€ к решению загадки: почему люди делают то, что они делают.   мотивации. Ќекоторые общие моменты в де€тельности российских, французских, китайских хакеров и геймеров просматриваютс€. ј если просматриваютс€ Ц то можно думать об управлении, воздействии на мотивацию групп риска. Ёти исследовани€ в киберкультуре, к сожалению, ведутс€ сейчас очень малочисленной группой психологов.

—ейчас заговорили о новой Web-науке. Ќо не хватает практических аспектов де€тельности. Ќет системы вы€влени€ одаренных детей. –аботники образовани€ отказываютс€ видеть в упертых компьютерных подростках одаренных детей. Ќет системы обучени€ школьников моральному поведению в киберпространстве. Ќе €сны противопоказани€ применени€ виртуальной реальности. Ќет системы помощи дет€м и взрослым, запутавшимс€ в своих идентификаци€х.

—егодн€ каждый из нас может внести свою лепту в развитие »нтернета: быть честным. Ѕыть пр€мым. Ѕыть самим собой.

Ѕелинска€ ≈.ѕ. —пособна ли нова€ технологи€ породить в принципе новое культурное и психологическое содержание? »ли средство остаетс€ средством, инструмент Ц инструментом? Ќасколько то, что происходит с активными пользовател€ми »нтернета, принципиально ново с точки зрени€ их мотивации, их познавательных процессов, их личностных идентификаций и т.д.? »ли »нтернет - это есть лишь экран, на который мы проецируем все то же самое, что в принципе давно не ново под луной Ц неизменную природу человека, те или иные закономерности социального развити€? ћне кажетс€, что ответ на этот вопрос может быть получен только путем эмпирических исследований, которых сегодн€ немного, но они есть, причем разной дисциплинарной направленности. ≈сть социально-психологические, культурно-антропологические, психиатрические и т.д. работы. ≈сли попытатьс€ обратитьс€ к психологической эмпирике вокруг »нтернета, то один из вопросов Ц вопрос о специфике нового интернет-поколени€. ќ специфике его коммуникаций, личностных особенност€х, мировоззрении. ќдной из €рких психологических особенностей интернет-коммуникаций, котора€ €вно сказываетс€ на поколении, €вл€етс€ их низка€ контекстуальность. ƒело не в том, что быстро, необозримо много, анонимно, максимально управл€емо (хочу Ц общаюсь, хочу Ц все выключаю), а в том, что опора на систему социальных ценностей очень слаба. » в этом - отдаленна€ психологическа€ проблема не одного поколени€.

Ќе случайно речь зашла об интернет-поколении как о поколении земного шара. ќни не принадлежны к тому или иному социальному контексту. ¬ государственном, политическом, экономическом, культурном планах. » этому €влению нельз€ поставить диагноз Ђхорошої или Ђплохої. —корее, Ђиначеї. Ќапример, когда мы исследовали специфику этической оценки определенных пон€тий активными пользовател€ми –унета, Ђсвобода словаї - атрибут политической системы Ц воспринималась пользовател€ми нового поколени€ только как собственна€ активность в интернет-коммуникаци€х. Ђ—вобода слова Ц суть личное досто€ние человекаї Ц мнение значительного большинства опрошенных. ƒл€ них свобода слова не рассматривалась ни в контексте политического процесса, ни общественных норм и ценностей, а €вл€лось личным персональным досто€нием. “олько. Ќалицо излишн€€ персонофицированность, превалирование личностной доминанты в ущерб социальной.

≈николопов —.Ќ. »сследу€ агрессию вообще и в интернет-культуре в частности, мы в первую очередь ориентируемс€ на группы людей, посто€нно Ђживущихї в »нтернете, профессионалов и активных любителей. Ќа сегодн€ можно констатировать, что они менее агрессивны, чем базова€ отечественна€ культура. √руппы, настораживающие более всего, Ц это педагоги и студенты. ѕедагоги оказались в центре агрессии со стороны государства, семьи, учеников и родителей. » они принимают ее, пропуска€ через себ€. » зачастую транслируют далее. » в »нтернет в частности. ¬тора€ группа Ц это студенты, не воспринимающие »нтернет как профессиональную среду, где они работают.

»нтернет-культура бестелесна, анонимна, попул€рна, общедоступна, дает разные возможности дл€ самопро€влени€. —айты, св€занные с ненавистью и агрессией, вы€вл€ют у€звленных людей, выплескивающих тотальный, неопредмеченный гнев на все. ѕотом они обнаруживают близкий по духу сайт, вступают в коммуникации, и тогда это может быть действительно опасным. ќдна из серьезных проблем Ц это слабое исследование именно таких сайтов, виртуальные и реальные действи€ их посетителей.  то и что стоит за этими сайтами Ц важные вопросы исследовани€.

ќт редакции

¬ыступлени€ участников круглого стола содержали больше вопросительных интонаций. » чтобы решать проблемы, которые уже отчетливо ставит перед нами повседневность, необходимы усили€ многих. ¬ том числе Ц государственна€ поддержка развити€ психологической науки и исследований, развитие психологической службы дл€ разных групп населени€.  онечно, хотелось бы большей открытости профессиональных психологических исследований, их разнообрази€, независимость от грантов и Ђзаказовї. ¬едь по одному из Ђ«аконов ћерфиї Ђƒействи€ профессионалов можно предсказать, но мир полон любителейї. Ћюбители сегодн€ в направлении Ђ»нтернет и сознаниеї идут вперед очень быстро. ¬ажно, чтобы их уже кто-то ждал на просторах »нтернета. ∆елательно профессионалы.

ћатериал подготовлен јлексеевой ≈.¬.

Ќаучно-практический электронный альманах "¬опросы информатизации образовани€".
окт€брь-декабрь
"»нтернет и сознание"

 
Copyright © 2002-2021, –оссийска€ коммуникативна€ ассоциаци€. All rights reserved.
ѕри использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru об€зательна. Webeditor
::Yamato web-design group::