| на главную | карта сайта | контакты |

– ј на FACEBOOK WEB-—ќќЅў≈—“¬ќ – ј RJoC - ∆”–ЌјЋ – ј

Ќќ¬ќ—“»
ќ – ј
 јЋ≈Ќƒј–№
ѕ–ќ≈ “џ
Ѕ»ЅЋ»ќ“≈ ј
»ћ≈Ќј
ѕј–“Ќ≈–џ


ѕќ»—  Ќа сайте
¬ яndex


ј–’»¬
Ќќ¬ќ—“≈…

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

12.12.2006

„“ќ ћџ «Ќј≈ћ ќЅ ”„»“≈Ћ≈?

≈сли попросить взрослых людей оценить состо€ние российских школ, то большинство даст негативную оценку. ќднако при этом большинство и добавит: УЌо мне повезло, € училс€ в неплохой школе, и у нас были хорошие учител€Ф. Ётот своеобразный парадокс Увсеобщего микрооазисаФ (каждый говорит, что везде плохо, но лично у него хорошо) объ€сн€етс€ позитивным и трепетным отношением к собственному детству, к периоду взрослени€, пришедшемус€ как раз на школьное врем€. ћногие из нас действительно с благодарностью вспоминают школьных учителей. Ќо если отойти от личных воспоминаний, то типовое представление о сегодн€шнем российском учителе таково: в основном это женщины преклонного возраста; социально и профессионально немобильные; редко путешествующие по миру; мало, на грани прожиточного минимума, зарабатывающие; не особо интеллектуально продвинутые; за пределами школы не уважаемые. “ак ли это на самом деле?

ќбщие черты

”чителей в стране около 1,5 млн. «а последние дес€ть лет их стало меньше на 100 тыс. человек. „исло школьников за это же врем€ снизилось на 8 млн., то есть один выбывший учитель приходилс€ на восемьдес€т выбывших детей. ѕосле пика 1997 года, когда в школьных стенах было 22,2 млн. учеников и 1,6 млн. учителей, все последующие годы образовательна€ статистика фиксировала лишь отрицательные дельты (только в этом году, впервые за дес€ть лет, первоклашек село за парты на 133 тыс. больше, чем год назад).

Ўкольный учитель, действительно, женска€ професси€: 86% профсообщества составл€ют женщины. У”чительница перва€ мо€Ф стопроцентно дама, но с большой веро€тностью и второй, и третий учитель окажутс€ женщинами. ƒл€ сравнени€: во ‘ранции в средней школе? 57% женщин, в ¬еликобритании и √онконге Ч 53%, в √ермании Ч 46%, в японии Ч 32%.

„уть больше трети наших учителей Ч сел€не (39,3%), треть работает в городах - миллионниках и областных центрах, треть Ч в более мелких городах и поселках городского типа.

„то касаетс€ возраста, то слухи о сильной геронтологизации учительского цеха преувеличены: согласно прошлогоднему исследованию, проведенному ÷ентром социологических исследований ћ√” им. ћ. ¬. Ћомоносова (÷—») средний возраст учител€ Ч 43 года (директора школы Ч 49 лет). Ёти данные в целом совпадают с официальной статистикой. ѕенсионного возраста достиг примерно каждый дес€тый учитель страны, но нет причин драматизировать ситуацию: возрастна€ структура показывает, что половина всех учителей (50,7%) Ч это люди от 31 года до 46 лет, причем почти две трети из них сорокалети€ не достигли. Ќа взгл€д директоров школ, это самый продуктивный возраст, поскольку период наибольшей эффективности начинаетс€ у учителей после восьми-дес€ти лет работы в школе. ѕедагогов в возрасте, называемом предпенсионным (от 47 до 54 года), 22,3%. ѕенсионеров 13,3%, при этом тех, кого можно отнести к молодым специалистам (до 30 лет), тоже почти 13%.

 онечно, структура была бы идеальной, если бы число молодых учителей выросло в полтора-два раза, но и в нынешнем ее состо€нии она вполне состо€тельна. » оснований дл€ ее изменени€ в худшую сторону нет. –езко повысившеес€ в последнее врем€ внимание государства к образованию если и не улучшило положение большинства учителей, то, по крайней мере, надежду дало, а это €вно привлекательный кадровый фактор.  роме того, на селе професси€ учител€ котируетс€ достаточно высоко, что, правда, €вл€етс€ следствием не столько высокого статуса педагогических профессий, сколько хилого экономического состо€ни€ самого села Ч с большинством других сельских специальностей дела обсто€т куда хуже. ¬ любом случае дл€ тех молодых сел€н, кто не стремитс€ уехать в город, школа Ч совсем не последнее место работы, а сельское учительство составл€ет 40% от общего числа учителей.

ќбразовательный уровень учительского сослови€ высокий: почти 85% имеют высшее образование, преимущественно педагогическое, 12% Ч среднее специальное. ”чена€ степень есть у 0,7%. —обственную квалификацию учител€ об€заны повышать, что и происходит, как правило, в отраслевых институтах повышени€ квалификации.

—редн€€ зарплата учител€ колеблетс€ в коридоре 5-6 тыс. рублей. ¬ категори€х социальной если не справедливости, то хот€ бы разумности это низка€ оплата труда. ¬ категори€х рынка труда это нормальна€ зарплата: учитель Ч это работник классно-урочного конвейера, а работа по обслуживанию типовых конвейеров нигде в мире к высокооплачиваемой и не относитс€. ¬ экономических категори€х это тоже вполне приемлемый уровень оплаты: если люди готовы работать за такие деньги, то зачем платить больше? — точки зрени€ эффективности системы школьного образовани€ зарплаты даже завышены. Ќо в категори€х развити€ государства это недопустимо низка€ оплата специалистов, работающих с одним из немногих общественных институтов, формирующих будущее.

Ќе за часы, а за качество

—умма денег, получаема€ педагогами Уна рукиФ, зависит от нескольких факторов: от региона (местные нормативы и надбавки); от того, государственное это образовательное учреждение или нет; от типа школы (в специализированных школах получают больше, чем в обычных); от классов, в которых они работают (предметники получают больше, чем учител€ начальных классов); от степени в коррумпированности школы (теневые бонусы); от менеджерских способностей директора (дополнительные доходы). Ќо основное, чем определ€етс€ уровень зарплаты, Ч это объем преподавательской |нагрузки. ƒл€ педагога единственный способ вли€ть на свой уровень благососто€ни€ Ч это набирать максимально возможное число часов и у себ€ в школе, и в школе соседней, и хорошо бы еще репетитором подработать, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. ѕолуторна€ нагрузка, будучи нормой дл€ учител€, предполагает четыре-шесть уроков в день, плюс ежедневна€ подготовка к зан€ти€м, плюс внеурочна€ работа, плюс совещани€, плюс Убумажна€ работаФ, плюс дополнительна€ работа на стороне, коей занимаютс€ не меньше трети всех педагогов.

—егодн€шний учитель, стрем€щийс€ провести как можно больше уроков, напоминает промрабочего, замученного необходимостью изготавливать максимальное число деталей на станке. ” него почти нет времени и финансовой возможности читать книги, ходить в театры, фитнес-клубы, хорошие парикмахерские (первое, что бросаетс€ в глаза на любом педсобрании, Ч это унылые прически учителей), путешествовать, модно одеватьс€, иметь хобби. –езультаты исследовани€ ÷—» показывают, что за последний год ни разу (!) не были в театре 34,8% учителей, в кино Ч 49,9%, на концерте 37%, а в музее или на выставке Ч 25,5%. ¬ целом эти люди лишены возможности заниматьс€ собой и своим развитием. » какого качества мы от них ждем?

»менно то, что зарплата педагога не зависит от качества и результатов его работы и никак не мотивирует повышать профессиональную квалификацию, и стало причиной экспериментов двух последних лет в р€де регионов страны по переходу к так называемой отраслевой системе оплаты труда. —мысл в том, чтобы человек получал вознаграждение за свой труд, как в большинстве европейских школ, окладным способом. “о есть оплачиваетс€ не количество проведенных ”роков, а весь набор педагогических работ: учить решать квадратные уравнени€... и вытирать нос, учить сдавать экзамены и помогать взбиратьс€ на скалы, развивать воображение и беседовать на интимные темы. –азмер же оклада определ€етс€ квалификацией и степенью включенности учител€ в педагогические или иные разработки и проекты.

“акова суть новой системы, а вот по какой формуле оклад будет формироватьс€, и есть предмет экспериментов. ¬ —анкт-ѕетербурге, например, отрабатываетс€ схема Убазовый оклад с повышающими коэффициентамиФ, к последним относ€тс€ коэффициенты стажа, специфики работы и квалификации. ¬ тюменской формуле акцент делаетс€ на результативность работы. ќдин из показателей Ч обеспечение устойчивого уровн€ по абсолютным и качественным показател€м обученности. –азные виды работ учител€ учитываютс€ через коэффициент сложности предмета. ¬  азани директора школ получают надбавки в соответствии с рейтингом учебных заведений, составл€емым по группе показателей: эффективность работы педколлективов, уровень знаний учащихс€ и пр. Ёксперименты можно считать вполне удачными: практически везде произошло в среднем двукратное повышение уровн€ оплаты. — 2007 года на новый механизм финансировани€ школ планирует перейти почти половина регионов.

¬ ходе экспериментов вы€вилс€ р€д сложностей Ч например, психологическа€ неготовность школьных коллективов работать в конкурентных услови€х или высвобождение части кадров при укрупнении школ. Ќо эти сложности при грамотных действи€х региональных властей постепенно будут устранены. √ораздо важнее, чтобы в новых механизмах оплаты стимулирующие надбавки оказались весомыми, чтобы они действительно поощр€ли творчество, изобретательство, освоение передового опыта, тиражирование удачных находок. Ќе менее важно, чтобы некотора€ часть этого стимулирующего финансировани€ назначалась каким-то внешним органом: попечительским советом, родительским комитетом Ч в общем, любой причастной, но внешней инстанцией. ¬ таком случае общественное управление школой будет приобретать реальные формы, а главное, будет страховатьс€ искомое качество.

“ут дело в профспецифике.  ажда€ професси€ имеет свою изнаночную сторону, формиру€ у ее носителей черты далЄко не лучшего свойства: некоторую долю цинизма у врачей, наглость у журналистов, хамство у продавцов и т. д. ”читель же быстро научаетс€ имитации и мимикрии. Ёто не личностные характеристики людей, это профессиональный отпечаток существующей организации работы. Ќужно ввести в школах проектный или игровой способ обучени€? “ребуютс€ инновации?: Ћегко! —ерьезные проекты или действительно обучающие игры на самом деле по€вл€ютс€ в единичных школах, но все остальные, в реальности Ускольз€ по верхамФ и имитиру€ проектную, игровую, инновационную де€тельность, браво рапортуют об их введении. » это не лживость и не лукавство. Ёто неспособность осваивать новые виды де€тельности и отсутствие интеллектуальной культуры. Ћюди без особых усилий клепают нечто Уна коленкеФ, называют это образовательной инновацией и живут в иллюзии, что так оно и есть на самом деле. ¬идимо, основной рабочий процесс учител€ Ц многократное воспроизводство однажды усвоенного, а значит, почти бессознательное отторжение нового Ц и наличие мощного инспекционно - контролирующего давлени€ на школы формируют профессиональную имитацию и мимикрию.  ак раз дл€ того, чтобы предохранитьс€ от фиктивного улучшени€ качества обучени€ и поддержать реальные нововведени€, и нужна внешн€€, а не внутренн€€ оценка.

ѕрофессиональные и карьерные характеристики

 арьера учител€ на сегодн€ предполагает два вектора: либо расти по административной линии, либо совершенствоватьс€ собственно в преподавательской работе. ¬ыбор небогат, да и коридор узок: лишь один из 24-25 учителей когда-нибудь может стать директором школы.

√оризонтальна€ карьера Ц освоение других учительских (или, шире, педагогических) специализаций Ч непопул€рна и системой не поддерживаетс€. ƒа и специализаций в нашей школе всего две: учитель-предметник и учитель начальных классов. ¬се остальное Ц дополнительные функции вроде классного руководства. ≈сть еще в школах, уже почти во всех, така€ фигура, как психолог. Ќо эта позици€ как одна из возможных педспециализаций дл€ учителей "школы не рассматриваетс€, ее всегда занимает отдельный человек. ¬ ‘инл€ндии, слав€щейс€ высоким качеством школьного образовани€, учительских специализаций как минимум шесть: помимо предметников и учителей начальной школы еще есть специальные учител€, работающие с детьми, у которых возникают трудности в учебе; консультанты, помогающие школьникам выстраивать их личное учебное движение (это своеобразные сталкеры учебного мира); есть ассистенты, помогающие учителю проводить зан€ти€, и есть учител€ Ч дублеры широкого профил€, страхующие учебный процесс от отмены зан€тий в случае болезни или командировки учител€.

» по вертикали, и по горизонтали, таким образом, карьерные движени€ российского учител€ сильно ограничены. » даже если школьный историк освоит пару-тройку разных методик преподавани€, проектный режим работы и методы нейролингвистического программировани€ учебной мотивации, то рассчитывать он может максимум на повышение разр€да, а на его карьере это никак не скажетс€ Ч и в 25, и в 55 лет он так и будет преподавателем истории.

¬мен€емый директор школы, кстати, всегда стремитс€ ввести побольше так называемого дополнительного образовани€ (кружки, секции, мастерские, студии, клубы) и разнообразить формы обучени€ (игры, исследовани€, штудирование, дискуссии) не только дл€ расширени€ и обогащени€ среды развити€ ребенка, но и потому, что это возможность дл€ учителей наращивать арсенал педагогических средств, что, собственно, и есть повышение квалификации.  ак директору при этом удаетс€ мотивировать и поощр€ть учителей Ч отдельный разговор.

¬ целом же школьна€ система, будто специально устроена так, чтобы не допустить по€влени€ выдающихс€ учителей. Ётому способствует, например, сильна€ зарегламентированность работы, позвол€юща€ инициативе пробиватьс€ только УвопрекиФ, а не Ублагодар€Ф. Ётому способствует искусственное выравнивание зарплат, привод€щее к отсутствию соревновательного духа.  стати, если региональные разработчики новых систем оплаты не позабот€тс€ о том, чтобы по€вилась сильна€ дифференциаци€ в зарплатах, то конструктивна€ конкурентность и не возникнет.

ћодель современной школы, как она понимаетс€ в развитых странах, в самом общем виде выгл€дит так: учить учитьс€ и учить думать. ѕоэтому основные профессиональные характеристики современного учител€ Ч рефлексивность и готовность к изменени€м. Ёто поддерживаетс€ даже законодательно: французские учител€, например, не имеют права более п€ти лет работать на одном месте.

— этими характеристиками у нас совсем беда. ƒаже на техническом уровне: 40% учителей не умеют работать на компьютере, а из тех, кто умеет, половина не знает, как пользоватьс€ интернетом. ќ степени мобильности, рефлективности да и в целом о профессиональном самосознании свидетельствует низка€, как показало исследование ÷—», информированность учителей об изменени€х в образовании. Ћюди просто не интересуютс€ тем, что происходит в отрасли. »менно по этой причине за два последних года, когда о проблематике образовани€ и возможных сценари€х развити€ не высказалс€ только ленивый, свое консолидированное мнение учител€ так и не озвучили.

  репрофессионализации

ѕожалуй, сама€ непри€тна€ информаци€, вы€вленна€ в ходе исследовани€ ÷—», касаетс€ св€та€ св€тых педагогики Ч учительских династий. »х и так немного Ч 6% от общего числа педагогов, и 70% из них выразили нежелание рекомендовать своим дет€м избрать профессию учител€. Ёто можно трактовать как интегральный показатель социального самочувстви€ учителей.

¬ведение отраслевой системы оплаты труда с организационно-институциональным изменением школьной системы, конечно, произведет социальный эффект: учител€м станут более или менее по-человечески платить, и их социальное самочувствие повыситс€. ¬ некоторой степени это облегчит работу директоров по набору кадров Ц тех из них, кто самосто€тельно и целенаправленно занимаетс€ кадровой работой. ¬ небольшом числе школ начнут работать финансовые рычаги управлени€ качеством.

ќднако гарантировать позитивные сдвиги в массовой школе така€ нова€ система не сможет. ƒл€ того чтобы они произошли, изменени€ должны опиратьс€ если не на доминирующее, то хот€ бы на простое большинство учителей, а как раз это большинство за последние п€тнадцать лет депрофессионализировалось..

¬ 90-е годы началс€ отток кадров из школ. Ќекотора€ часть квалифицированных педагогов, преданных своему делу, осталась, но большинство ушло.  огда страна начала выбиратьс€ из кризиса, отток не закончилс€, потому что по€вл€лось все больше новых привлекательных мест дл€ работы. —ложилась парадоксальна€ тенденци€: чем лучше живет наше общество, тем хуже кадрова€ ситуаци€ в школах. ¬ первую очередь это относитс€ к городским школам. ¬ результате в школах остались (за редким исключением) люди консервативные, не способные адаптироватьс€ к новым услови€м жизни, . не склонные к изменению себ€.

≈сть и более глубока€ причина депрофессионализации. —в€зана она с организацией труда учител€. Ќыне существующа€ технологи€ школьного обучени€, доставша€с€ нам в наследство от советского времени, была не просто адекватна планово-индустриальному способу хоз€йствовани€ того периода Ч она ему идеально соответствовала. „то, кстати, вкупе со всеобщим об€зательным образованием, сделавшим обучение в школах массовым, позволило внедрить у нас в стране технологию  оменского в наиболее чистом виде. “ехнологи€ эта (классно-урочна€ система) строитс€ на регламентации и стандартизации и, как люба€ массова€ технологи€, вовсе не требует от работника, отвечающего за отдельный ее участок, видени€ цельности всех работ. Ќе несет же рабочий у станка ответственности за всю технологическую линию, главное, чтобы он аккуратно, в соответствии с инструкци€ми и воврем€ делал то, что ему положено. “о же самое в школах: учитель биологии отвечает за преподавание биологии в соответствии с имеющимис€ требовани€ми. ј вопросы о том, не устарели ли требовани€, нужен ли предмет Убиологи€Ф и чему вообще должна учить школа, Ч не его компетенци€. –абота в пределах ограниченной ответственности никак не способствовала по€влению традиции критического обсуждени€ профессиональных проблем.

“еперь, когда требовани€ к школе мен€ютс€ и преподавание биологии перестает быть в центре школьной работы, имеющиес€ профессиональные навыки учител€ оказываютс€ устаревшими, а новым вз€тьс€ неоткуда. ѕоэтому когда мы сегодн€ говорим о том, что школа должна готовить человека мобильного, изобретательного, думающего, способного быстро учитьс€, то мы должны отдавать себе отчет в сложности решени€ этой задачи: в массовом пор€дке учительский корпус так работать не в состо€нии. Ќужны технологии переподготовки учителей.

Ќе дефицит, не переизбыток, а системный кризис

’ватает ли в школах учителей? ¬ целом Ч да. ¬ конце каждого августа в прессе по€вл€етс€ информаци€ о ваканси€х в том или ином регионе, но уже в первой половине сент€бр€ свободные места так или иначе заполн€ютс€. ќтсутствие какого-либо предметника в школе в наши дни Ч скорее исключение, чем правило, как дес€ть лет назад.

ѕо€вление вакансий в большей степени св€зано с ожидаемым приходом молодых специалистов. »х число в каждом регионе планируетс€ заранее, а молодежь т€нет, как правило, до последнего, наде€сь найти работу в другом месте. — приходом в школы выпускников педвузов ситуаци€ по стране неоднородна€, она несколько лучше в тех регионах, где есть программы поддержки молодых специалистов. ¬ „ел€бинской области, например, дл€ них существует 40-процентна€ надбавка к зарплате и в этом году до 10 тыс. рублей увеличена единовременна€ матпомощь. ћолодые учител€ якутии, проработавшие п€ть лет по договору в сельских школах, получают субсидии в размере половины стоимости благоустроенной квартиры в якутске. ¬ ћоскве начинающий педагог получает 20 тыс. подъемных в конце первого года работы, и в течение первых трех лет его зарплата автоматически увеличиваетс€ на 40% (при красном дипломе Ч- на 50%).

≈жегодно в школах ждут 30-32 тыс. молодых специалистов. Ќормальна€ возрастна€ смен€емость требует 45-47 тыс. молодых учителей, но это при условии, что пожилые учител€ воврем€ уход€т на пенсию, чего не происходит. √де-то пенсионеров прос€т поработать в школе еще, а чаще они сами стрем€тс€ остатьс€ по очевидной причине: к этому моменту при нормальной нагрузке их зарплата достигает максимума, и переходить на пенсионное вспомоществование им не хочетс€. ¬ ћоскве, например, каждый п€тый учитель достиг пенсионного возраста, в то врем€ как в среднем по стране Ч лишь каждый дес€тый. » это при том, что в столице есть серьезные программы поддержки молодых педагогов. ”ход Ч не уход учител€ на пенсию Ч отдельна€ больна€ и нерешенна€ проблема школьной системы. –едка€ школа находит м€гкий выход из этой ситуации: перевод пенсионеров, опытных и работоспособных, в мастера-наставники, в кружковую и студийную работу, в легитимное репетиторство.

“ак что говорить о недостатке кадров в школьной системе не приходитс€, более того, уже доброе дес€тилетие мы имеем четырех - п€тикратное перепроизводство педагогических кадров. — педвузами произошла зан€тна€ метаморфоза, и, дела€ вид, что мы ее не видим, мы все больше загон€ем школы в тупиковую ситуацию и способствуем неэффективным тратам государственного бюджета.

¬о-первых, педагогические вузы перестали быть таковыми. ¬се вузы, если не обращать внимани€ на их названи€, можно условно разбить на три большие группы: университеты, дающие высшее образование со специализацией в какой-то области знаний; технические вузы, нацеленные на подготовку инженеров дл€ разных отраслей хоз€йства, и узкопрофильные институты, готов€щие специалистов дл€ какой-то конкретной сферы.   последней группе относ€тс€ учебные заведени€, готов€щие военных, медиков, музыкантов, педагогов.  огда в 90-е годы страна была вовлечена в мировой процесс массовизации высшего образовани€, мотиваци€ резко возросшего числа абитуриентов сменилась с профессиональной и культурной на социальную: невозможно современному человеку не иметь высшего образовани€. ¬узы открывали новые специальности, факультеты, филиалы, выдава€ на-гора все больше и больше дипломированных выпускников. Ётой тенденции не поддалась только группа узкопрофильных институтов:Цпросто потому, что поток абитуриентов в их сторону не сильно увеличилс€. ≈сли человеку нужен диплом о высшем образовании и он не собираетс€ быть хирургом или музыкантом, то п€ть-шесть лет изучать это ремесло просто неэкономично, есть более легкие способы Уодипломливани€Ф. »з узкопрофильных вузов только педагогические серьезно увеличили число студентов. јбитуриенты почему-то думали, что овладеть учительской профессией (или сделать вид, что ты ею ќвладеваешь) легче, чем какой-либо другой, а вузы этот миф поддержали, тем самым внес€ свою лепту в дискредитацию профессии. ¬ результате добились того, что стали получать абитуриента по остаточному принципу: если никуда не годен Циди в пед. ƒруга€ причина массовости обучени€ в педвузах св€зана с дефицитом в стране высшего гуманитарного образовани€, который пединституты невольно стали хоть и слабенько, но все же замещать собой. ѕрофильность сохранили, может быть, четыре-п€ть институтов из почти сотни имеющихс€.

¬о-вторых, пединституты утратили профессиональную адекватность.  ак иначе можно объ€снить то, что они продолжают готовить учител€ индустриальной эпохи, когда эпоха давным-давно друга€? ¬ итоге те немногие молодые учител€, которые все же приход€т в школу, несмотр€ на юный возраст, представл€ют собой кадры старой закваски Ч такие молодые старички. ƒиректора сильных школ не особо и стрем€тс€ брать к себе выпускников педвузов, отдава€ предпочтение выпускникам университетов, не , потому, что там сильнее педподготовка, Ч просто у них меньше зашоренности и догматичности.

ѕотер€ профессиональной адекватности присуща и другому институту школьной системы Ч академи€м повышени€ квалификации учителей.  ак и пединституты, они занимаютс€ воспроизводством вчерашнего дн€.

Ќельз€ принципиально улучшить старую школьную систему! ќна выполнила свою историческую миссию, и выполнила хорошо, но теперь устарела по всем параметрам. Ћомать ее тоже нельз€, революции ни к чему доброму не привод€т, но внутри нее или р€дом с ней нужно выращивать новую. Ќо пока российска€ школа продолжает увековечивать сильно одр€хлевшее дело  оменского (вот бы, наверное, возмутилс€!), а педвузы и академии бодро это дело поддерживают.

 онечно, ни педагогические институты, ни академии повышени€ квалификации не имеют рецепта позитивного развити€ школьной системы. Ќо почему нет исследований, проработок, межпрофессиональных дискуссий, ими организованных? ѕочему не лоббируетс€ по€вление кадровых программ в рамках национального проекта? ѕочему »х голос вообще не слышен, ведь, в конце концов, педкадры Ч это их ответственность?

Ќам нужно признать, что система школьного образовани€ страны находитс€ в глубоком кризисе вместе со всей инфраструктурой, начина€ от пединститутов и заканчива€ –оссийской академией образовани€. » кризис профессии учител€ Ч это всего лишь про€вление большого системного кризиса.

«олотой запас –одины

“о, что учитель Ч массова€ професси€, обеспечивающа€ достаточно простую технологию, вовсе не означает, что в школьном деле все усреднено и безлико. ќтнюдь нет. ¬ стране есть добротные современные школы. »х немного, процентов п€ть-семь. ≈сть и школы совершенно выдающиес€, конкурентоспособные, наверное, и в мировом масштабе. “аких совсем мало, по оптимистичной оценке Ч-100-120, то есть меньше четверти процента. » нужно вс€чески поддерживать как раз их де€тельность, чтобы она стала локомотивной дл€ всей системы, и изучать их опыт.

≈сть ли у нас современные, конкурентоспособные учител€? ≈сть. » они работают в этих школах. Ўкольный учитель уже давно не €вл€етс€ самодостаточной де€тельностной фигурой. ≈го педагогическое мастерство может про€витьс€ только в коллективной работе. ¬ плохой школе хороших учителей не бывает. «ато если обычный учитель, хоть немного думающий, попадет в сильную педагогическую команду, то его шансы стать высокопрофессиональным специалистом сильно возрастают.

—екретное оружие таких школ Ч грамотный менеджмент и наличие педагогической концепции. Ѕлагодар€ этому и средний возраст учител€ там ниже, чем везде, и мужчины есть, и зарплаты достойные. » пресловутую классно-урочную систему им удалось перефункциолизировать в рамках их концепции. » критерии оценки педтруда там выработаны. Ѕез вс€ких исследований сам факт их существовани€ говорит о том, что одним из акцентов кадровой работы в федеральном масштабе должны стать школьные команды и директора школ как лидеры этих команд. “о есть часть интеллектуальных и финансовых инвестиций стоит направить на управленческую подготовку директоров и формирование педагогических команд.

ќчевидно, что в ближайшее дес€тилетие институт школы будет трансформироватьс€. ќчевидно, что значимость учительского труда в современном мире становитс€ все выше. » столь же очевидно, что если в –оссии общественное и государственное внимание не сконцентрируетс€ на учителе, то через какое-то врем€ девочкам некому будет сказать: У≈сли б знали ¬ы, ”читель, как ¬ам верит ¬аша ученица!Ф » мальчикам тоже.

ћарина √јЋ”Ў »Ќј
Ёксперт, 6-12 но€бр€ 2006, є 41, с. 106-111

 
Copyright © 2002-2021, –оссийска€ коммуникативна€ ассоциаци€. All rights reserved.
ѕри использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru об€зательна. Webeditor
::Yamato web-design group::