|
 |
 |
 |
|
|
20.04.2006
Уважаемые коллеги!
Наши партнеры, проект "Международный форум "Образовательные технологии и общество", в рамках которого функционирует Восточно-Европейская подгруппа (East-European Subgroup of International Forum "Educational technology and society", IEFTS East-Euro), созданная под эгидой Института инженеров по электронике и электротехнике (The Institute for Electrical and Electronics Engineers, IEEE) с целью популяризации идей применения новых информационных технологий в образовании и объединения усилий специалистов, занимающихся разработкой обучающих систем, а также работников сферы образования, которые используют такие системы в учебном процессе, объявили о проведении очередной дискуссии:
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: ЕГО ПОНИМАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
с последующей публикацией материалов на сайте подгруппы http://ifets.ieee.org/russian/formad.html (см. приглашение ниже).
Приглашаем к участию в объявленной дискуссии. Для того, чтобы получать сообщения необходимо зарегистрироваться и стать участником подгруппы: http://ifets.ieee.org/russian/reg.html
Коодинационный совет РКА
--------------------------------------------------------------------------------
От: ifets-east-euro@ieee.org от имени IFETS-East-Euro
Отправлено: Вт, 18.04.2006 13:39
Кому: IFETS-EAST-EURO@listserv.ieee.org
Тема: [IFETS-EAST-EURO] Новая дискуссия
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: ЕГО ПОНИМАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Уважаемые коллеги!
Разрешите предложить Вам для совместного обсуждения тему о продуктивности
современной образовательной системы и её ориентации на интеллектуальное
развитие подрастающего поколения.
Наверное, все с нами согласятся, что мир, в котором мы живем, становится все
более сложным и противоречивым. Как молодому поколению подготовиться к
активной и полноценной жизни в этом мире? Суммируя положения различных
нормативно-правовых документов в системе образования, мы находим ответ на
поставленный вопрос: для выработки разумной стратегии собственной жизни в
этом мире, необходимо иметь достаточно высокий интеллектуальный потенциал.
Одной из важнейших задач современного образования является интеллектуальное
развитие учащихся. Целью образовательного процесса является не просто
усвоение общеобразовательных предметов, но расширение и усложнение
индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности средствами изучаемых
предметов. Содержание учебного предмета должно трансформироваться в
направлении учета реальных психологических механизмов интеллектуального
развития учащихся.
Согласно мнению ряда авторов психолого-педагогических публикаций можно
перечислить следующие толкования интеллекта:
- интеллект - способность решать задачи;
- интеллект - процесс переработки информации;
- интеллект - обучаемость, то есть способность усваивать и
самостоятельно добывать знания;
- интеллект - система познавательных процессов;
- интеллект - фактор регуляции деятельности.
- интеллект - это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает
мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется:
эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства; способностью к
мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и
абстрагированию; способностью к логическому мышлению, умением устанавливать
причинно-следственные связи в окружающем мире; вниманием, памятью,
наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления:
наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.
- интеллект - это специфическая форма организации индивидуального
ментального опыта.
М.А. Холодная считает, что основная задача систем обучения, ориен-тированных
на развитие личности, - помочь каждому учащемуся выстроить свой собственный
интеллектуальный мир, но без интеллектуального насилия. Для этого необходимо
формировать базовые интеллектуальные качества личности: любознательность,
критичность, чувствительность к противоречию, креатив-ность (способность к
творчеству), умение генерировать необычные идеи, дис-циплинированность ума
(умение работать по плану), самоконтроль, диалогичность, развитие
метакогнитивной осведомленности (представление человека о своих
интеллектуальных возможностях).
В начале дискуссии нам бы хотелось вынести на ваше обсуждение некоторые
вопросы, ответы на которые мы надеемся с вашей помощью сформулировать по
завершению дискуссии.
- Так что же такое интеллект - процесс, фактор, форма или качество
личности? Можно ли отождествлять интеллект человека и его интеллектуальный
потенциал? А может ли человек, обладающий интеллектуальным потенциалом, быть
безнравственным?
- Многие педагоги считают, что эффективными методами формирования
интеллектуального потенциала личности являются проблемное обучение, обучение
в сотрудничестве и сотворчестве, развивающее обучение. А вы как считаете?
Есть ли у вас находки и решения в этом плане?
- Считаете ли вы, что информационно-коммуникационные технологии, широко
внедряемые в учебный процесс на всех уровнях образования, имеют широкие
дидактические возможности для интеллектуального развития учащихся?
- Как вы считаете, могут ли только образовательные учреждения,
общеобразовательные и профессиональные, способствовать интеллектуальному
развитию молодёжи? На каких условиях, в какой форме можно привлечь к этому
процессу семью, общество, средства массовой информации?
- Что надо понимать под интеллектуальным потенциалом общества? Ряд
публикаций указывает на неразрывную связь интеллектуального потенциала
общества с экономическим развитием страны. Так ли это? Каковы причины
"утечки мозгов:: только ли экономические? Как этот процесс сказывается на
интеллектуальном потенциале общества в настоящее время и в ближайшем
будущем?
- На межгосударственном уровне обсуждаются вопросы воздействия
экологических факторов на интеллектуальный потенциал детей. Как уберечь
подрастающее поколение от негативного влияния окружающей среды на его
развитие?
С уважением и приглашением к участию
старший научный сотрудник лаборатории информатизации профессионального
образования Института педагогики и психологии профессионального образования
Российской академии образования, кандидат педагогических наук Волик Ольга
Николаевна.
e-mail: volik26@yandex.ru
| |