| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

20.04.2006

Уважаемые коллеги!

Наши партнеры, проект "Международный форум "Образовательные технологии и общество", в рамках которого функционирует Восточно-Европейская подгруппа (East-European Subgroup of International Forum "Educational technology and society", IEFTS East-Euro), созданная под эгидой Института инженеров по электронике и электротехнике (The Institute for Electrical and Electronics Engineers, IEEE) с целью популяризации идей применения новых информационных технологий в образовании и объединения усилий специалистов, занимающихся разработкой обучающих систем, а также работников сферы образования, которые используют такие системы в учебном процессе, объявили о проведении очередной дискуссии:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: ЕГО ПОНИМАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

с последующей публикацией материалов на сайте подгруппы http://ifets.ieee.org/russian/formad.html (см. приглашение ниже).

Приглашаем к участию в объявленной дискуссии. Для того, чтобы получать сообщения необходимо зарегистрироваться и стать участником подгруппы: http://ifets.ieee.org/russian/reg.html

Коодинационный совет РКА

--------------------------------------------------------------------------------
От: ifets-east-euro@ieee.org от имени IFETS-East-Euro
Отправлено: Вт, 18.04.2006 13:39
Кому: IFETS-EAST-EURO@listserv.ieee.org
Тема: [IFETS-EAST-EURO] Новая дискуссия

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: ЕГО ПОНИМАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Уважаемые коллеги!

Разрешите предложить Вам для совместного обсуждения тему о продуктивности современной образовательной системы и её ориентации на интеллектуальное развитие подрастающего поколения.

Наверное, все с нами согласятся, что мир, в котором мы живем, становится все более сложным и противоречивым. Как молодому поколению подготовиться к активной и полноценной жизни в этом мире? Суммируя положения различных нормативно-правовых документов в системе образования, мы находим ответ на поставленный вопрос: для выработки разумной стратегии собственной жизни в этом мире, необходимо иметь достаточно высокий интеллектуальный потенциал. Одной из важнейших задач современного образования является интеллектуальное развитие учащихся. Целью образовательного процесса является не просто усвоение общеобразовательных предметов, но расширение и усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности средствами изучаемых предметов. Содержание учебного предмета должно трансформироваться в направлении учета реальных психологических механизмов интеллектуального развития учащихся.

Согласно мнению ряда авторов психолого-педагогических публикаций можно перечислить следующие толкования интеллекта:

  • интеллект - способность решать задачи;
  • интеллект - процесс переработки информации;
  • интеллект - обучаемость, то есть способность усваивать и самостоятельно добывать знания;
  • интеллект - система познавательных процессов;
  • интеллект - фактор регуляции деятельности.
  • интеллект - это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется: эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства; способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию; способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире; вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.
  • интеллект - это специфическая форма организации индивидуального ментального опыта.

М.А. Холодная считает, что основная задача систем обучения, ориен-тированных на развитие личности, - помочь каждому учащемуся выстроить свой собственный интеллектуальный мир, но без интеллектуального насилия. Для этого необходимо формировать базовые интеллектуальные качества личности: любознательность, критичность, чувствительность к противоречию, креатив-ность (способность к творчеству), умение генерировать необычные идеи, дис-циплинированность ума (умение работать по плану), самоконтроль, диалогичность, развитие метакогнитивной осведомленности (представление человека о своих интеллектуальных возможностях). В начале дискуссии нам бы хотелось вынести на ваше обсуждение некоторые вопросы, ответы на которые мы надеемся с вашей помощью сформулировать по завершению дискуссии.

  • Так что же такое интеллект - процесс, фактор, форма или качество личности? Можно ли отождествлять интеллект человека и его интеллектуальный потенциал? А может ли человек, обладающий интеллектуальным потенциалом, быть безнравственным?
  • Многие педагоги считают, что эффективными методами формирования интеллектуального потенциала личности являются проблемное обучение, обучение в сотрудничестве и сотворчестве, развивающее обучение. А вы как считаете? Есть ли у вас находки и решения в этом плане?
  • Считаете ли вы, что информационно-коммуникационные технологии, широко внедряемые в учебный процесс на всех уровнях образования, имеют широкие дидактические возможности для интеллектуального развития учащихся?
  • Как вы считаете, могут ли только образовательные учреждения, общеобразовательные и профессиональные, способствовать интеллектуальному развитию молодёжи? На каких условиях, в какой форме можно привлечь к этому процессу семью, общество, средства массовой информации?
  • Что надо понимать под интеллектуальным потенциалом общества? Ряд публикаций указывает на неразрывную связь интеллектуального потенциала общества с экономическим развитием страны. Так ли это? Каковы причины "утечки мозгов:: только ли экономические? Как этот процесс сказывается на интеллектуальном потенциале общества в настоящее время и в ближайшем будущем?
  • На межгосударственном уровне обсуждаются вопросы воздействия экологических факторов на интеллектуальный потенциал детей. Как уберечь подрастающее поколение от негативного влияния окружающей среды на его развитие?

С уважением и приглашением к участию
старший научный сотрудник лаборатории информатизации профессионального образования Института педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования, кандидат педагогических наук Волик Ольга Николаевна.
e-mail: volik26@yandex.ru



 
Copyright © 2002-2021, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::