| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

8.03.2006

РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В НАУКЕ

В популярном научном журнале Plos Biology опубликованы размышления заслуженного британского профессора Питера Лоренса (Peter A. Lawrence) на весьма необычную для западной науки тему. Лоренс решился обнародовать свои мысли по поводу места женщины в современной науке. Для человека западного менталитета это очень скользкая тема, и отважный автор открытой публикации рискует навлечь на себя гнев и феминисток, и сторонников мужских приоритетов в науке.

Любые открытые публикации в западной печати, посвященные природе мужского и женского, обязаны соблюдать определенные жесткие правила. Первое и наиглавнейшее - строго следовать принципу равенства мужчин и женщин. Подразумевается равенство не только в правах, на права женщин вот уже сто лет никто не покушается, но равенство умственных и физических данных мужчин и женщин. Второе правило - любое неравенство объяснять природной материнской ролью женщины. Нарушитель этих правил сразу же становится вне закона, его доводы, пусть даже и разумные, никем серьезно не рассматриваются.

С этой точки зрения, традиционный анализ роли и места женщины в современной науке может либо превратиться в очередное пережевывание мыльного сюжета о блистательной женщине, вынужденной нянчиться с детьми, либо стать очередной перепалкой напыщенного самца с агрессивными феминистками. Феминистки, естественно, выиграют. Серьезный анализ этой темы видится лишь как отчаянный жест человека, которому уже нечего терять. Именно такой серьезный анализ и предложил Питер Лоренс.

Перво-наперво он объявил, что тот, кто не признает изначальной разницы в умственном и психическом устройстве мужчин и женщин, попросту не желает замечать очевидного и находится во власти социально навязанных предубеждений.. В доказательство Лоренс приводит недавнее исследование внимания младенцев однодневного возраста - в таком возрасте факторы воспитания еще нельзя принимать в расчет. Оказалось, что девочки достоверно дольше следили за человеческими лицами, а мальчики за движущимися объектами.

Объяснить эти различия, по мнению ученого, можно только с позиций заложенных природой гендерных различий мышления. Одним из факторов, определяющих эти различия, является уровень мужского гормона тестостерона. Даже на самых ранних этапах внутриутробного развития уровень этого гормона у мальчиков и девочек различается. Мужчины в среднем предрасположены к аналитической работе, поведение их более агрессивно и прямолинейно, небрежно по отношению к окружающим. Женщины в среднем более склонны к состраданию (см. Женщины добрее мужчин, "Элементы", 02.02.2006), заботе о других людях и т.д. Все эти качества мешают (!) женщинам утвердиться в научном сообществе. Даже в тех областях науки, где женские качества - умение поставить себя на место другого, маневренность поведения, доброта - смотрятся выигрышно, например в психологии.

Вот, к примеру, занятные цифры. В Британском психологическом обществе зарегистрировано на сегодняшний день 5806 студенток и 945 студентов. Среди закончивших образование молодых специалистов 23 324 женщины и 8 592 мужчин. Среди дипломированных психологов перевес женщин заметно меньше - 7 369 женщин против 4 402 мужчин, а вот почетных членов общества - 428 мужчин против 106 женщин! Куда же деваются те тысячи заинтересованных студенток? Почему даже в такой женской области, как психология, женщина не может лидировать?

Лоренс считает, что не только может, но и должна. Должна по трем причинам. Первая причина кроется в самом научно-образовательном процессе. Большую часть черновой научной и экспериментальной работы проделывают студенты и аспиранты. Они в большинстве своем нуждаются в тонком понимании и наставничестве. Некоторые из студентов, впрочем, вполне самостоятельны и заслуживают свободы для выполнения своих научных изысканий. И ментор-мужчина вряд ли предоставит необходимую свободу исследований, не для того он набирал себе студентов. Качественная наставническая работа требует непременного различения творческого потенциала студентов, а значит, присутствия столь же опытной, но более покладистой женщины-преподавателя.

Во-вторых, нельзя забывать, что стимулом к работе зачастую бывает поддержка и понимание, а не только соревновательный азарт. Поддержку и понимание в силу своей природы предоставляют женщины, в ведении мужчин остается соревновательная гонка.

И третье. Наверху карьерной лестницы ученых должны быть какие-то значительные женские фигуры, с которых молодые специалистки могли бы брать пример. Если таковых не будет, то юные Марии Кюри могут не найти в себе мужества пробивать карьеру в научном мире.

Отсутствие женщин в верхних этажах научной иерархии Лоренс объясняет вовсе не пониженными способностями женского аналитического мышления. А совсем другими причинами. Традиционной - женщины по своей природе предпочитают детские нужды карьерным, и возмутительной - вся система научной иерархии насквозь мужская, изначально не приспособленная к женскому типу мышления. Все оценочные тесты на интеллект и выявление талантов, которые учитываются при отборе научных кадров, разработаны мужчинами под лозунги о равенстве женских и мужских возможностей. И женщины вынуждены как-то приспосабливаться к этим тестам.

Вот попробуйте пройти тест на IQ, составленный вороной для распознавания вороньих гениев. Будете там болтаться среди глупейших представителей, и никто и не посмотрит, что вы сапиенс, ведь тест объективен по определению. Помимо этого, сегодняшняя Научная Система всё больше напоминает те области человеческой деятельности, где бесчинствует лозунг "кто наглее, тот и прав" - армия, бизнес, шоу-индустрия и т.д. Наглость в смысле умение быть грубым, настырным, упрямым, не проявлять сочувствия и понимания. Чтобы делать современную науку, необходимы крупные капиталовложения, а добывание денег - это, как известно, занятие не для слабонервных. Тут, безусловно, приоритет у мужчин. Потому и женщин в научной верхушке становится всё меньше.

А ведь есть такое качество, которое должно учитываться в первую очередь при отборе научных сотрудников, - оригинальность мышления или творческий потенциал. И в этом женщины нисколько не уступают мужчинам.

Отрадно, что в печати всё же начали появляться статьи о сущности гендерного равноправия. Женщинам и мужчинам пора уже прекратить этот безнадежно затянувшийся спор: кто хуже и кто лучше, кто глупее и кто умнее. Нет ни глупых, ни умных, есть разные! И профессор Питер Лоренс призывает ученых действенно, а не на словах уважать это разнообразие.

(Опубликовано: Peter A. Lawrence. Men, Women, and Ghosts in Science. Plos Biology, 2006. Vol. 4)

Источник: http://elementy.ru/

    Отклики:

    Конечно, женщины отличаются от мужчин. И эти отличия следует изучать. Но следует учесть, что все различия носят статистический характер ( я не имею в виду чисто половые биологические признаки). А вот когда речь идет о подборе кадров, то здесь не следует обращать внимание на пол. Когда я подбираю себе бухгалтера или переводчика, то для меня важно как он считает или как переводит, а не какого он пола. Но, к сожалению, при таких практических вопросах вмешиваются предрассудки людей, которые принимают ответственные решения. Общество много от этого не добирает, впрочем об этом довольно подробно говорил Маслоу.
    М.Литвак, litvak@aaanet.ru.

    А как вы считаете?





 
Copyright © 2002-2021, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::