1.07.2005
Виктор Болотов: "МЫ ПЛАНИРУЕМ ПРИВЛЕКАТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К АТТЕСТАЦИИ И АККРЕДИТАЦИИ ВУЗОВ"
В одобренном правительством докладе "Приоритетные направления... " прописано столько реформ, что в пору
запутаться. Две ступени высшего образования, сокращение БУПа, новые принципы стандартов образования, смена
форм собственности образовательных учреждений... Но это все дело будущего. А в ближайшее время
образовательное ведомство намерено создать всероссийскую систему оценки качества образования, в которую
войдет ЕГЭ, и ужесточить аттестационные и аккредитационные требования к вузам. Об этих новшествах мы
беседуем с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктором БОЛОТОВЫМ.
- Объявлено, что вскоре будет создана общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО). Что это
за система, из каких структурных звеньев она будет состоять?
- В этой сфере нам не нужно начинать с нуля. Процедуры экспертизы качества образования мы отрабатывали
много лет. И намерены максимально использовать их в будущем.
ОСОКО в школьном образовании - это аттестация учащихся после девятого и одиннадцатого классов, включая
единый государственный экзамен (ЕГЭ). Плюс к этому мы будем организовывать исследования по вопросам,
требующим детального изучения.
В вузах же планируем проводить общероссийские срезы уровня подготовки студентов. В адрес Федеральной
службы по надзору в сфере образования и науки уже поступило несколько заявок от регионов, желающих
участвовать в пилотных проектах. Но мы считаем, что набирать большое количество участников нецелесообразно.
В ходе эксперимента нам предстоит решить две ключевые задачи: отработать технологический аспект оценки
качества образования и апробировать измерительные материалы. Средства на эти цели будут выделяться как из
федерального, так и из региональных бюджетов.
- Насколько оправданы опасения специалистов, что качество высшего образования в России падает?
- К сожалению, это правда.
- Можно ли сказать, что в числе аутсайдеров - определенные категории вузов - негосударственные, филиалы?
- Хуже всего обстоят дела с филиалами, а также с так называемыми новоделами. Причем к данной категории
можно отнести и государственные вузы, которые открывают подготовку по непрофильным специальностям. Вообще
качество образования не зависит от формы собственности: есть негосударственные вузы, которые работают на
совесть и соответствуют самым высоким требованиям, и есть государственные, которые вызывают массу
претензий.
- Говорят, что в ближайшее время ужесточатся требования к аккредитации вузов. Что именно изменится в этой
процедуре?
- Будут предъявляться более жесткие требования к научной деятельности студентов. Это необходимо для того,
чтобы сохранить наше преимущество в области фундаментального образования. В ближайшее время мы также
намерены учитывать воспитательный потенциал вуза, с этой целью разрабатываются специальные параметры. Кроме
того, планируем привлекать работодателей к аттестации и аккредитации вузов и других учреждений
профессионального образования. И хотя соответствующий законопроект уже находится в Государственной думе
Федерального собрания Российской Федерации, некоторые вопросы до сих пор остаются открытыми. Скажем, кто
может выступать в роли работодателей при экспертизе юридического образования? Если коллегия адвокатов, то в
компетенцию этой профессиональной группы входит далеко не полный спектр юридических проблем (например, за
рамками их ведения находится нотариат). Не совсем ясно и то, какие именно вопросы должны решать
работодатели в процессе аккредитации образовательных учреждений.
Впрочем, за прошедший год мы достигли определенных успехов в области сотрудничества с работодателями. Ряд
профессиональных гильдий проявляет серьезный интерес к уровню подготовки специалистов своей отрасли. В
числе наиболее активных наших партнеров - ассоциация РR-компаний, модельеры и рестораторы. Мы намерены и
дальше решать все проблемы в тесном контакте с работодателями, для того чтобы четко понимать специфику
каждой отрасли.
- В какой стадии находится подготовка к ЕГЭ-2005? Ждут ли абитуриентов какие-либо новшества в этом году?
- Все идет по графику. Пока не планируется никаких революционных изменений. Число участников эксперимента
растет: на данный момент мы получили заявки от 76 регионов, а в прошлом году их было 64.
***
Выступая недавно на заседании Российского общественного совета развития образования (РОСРО), Виктор
Болотов отметил, что качество высшего образования падает - об этом свидетельствуют результаты проверок,
которые проводятся Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. В декабре минувшего года в
поле зрения инспекторов оказались самарские вузы, которые осуществляют подготовку специалистов в области
права, экономики, менеджмента. Как выяснилось, более 40 % из них не соответствуют предъявляемым
требованиям.
Ольга ДАШКОВСКАЯ
Источник: Первое сентября
|