|
 |
 |
 |
|
|
24.02.2005
ДЕЛЕНИЕ ВВП
Страну между собой распилили люди из ближайшего окружения президента.
Президент об этом знает
Проиграв противостояние идеологий и гонку вооружений,
Россия -
правопреемница СССР - сегодня проигрывает миру состязание
интеллектов.
Зато преуспевает в другом: малочисленная группа людей у власти
контролирует базовые отрасли промышленности и главные финансовые
потоки
страны. На очереди - сферы, которые <обслуживаются> бюджетом:
здравоохранение, ЖКХ и даже образование. Ставки - миллиардные,
варианты - беспроигрышные. Что происходит?
Президент РГГУ, доктор исторических наук, профессор Юрий
АФАНАСЬЕВ считает, что держава уже достигла дна и наверх не
собирается.
- Последнее время я прихожу к выводу: сложилась вполне
определенная ситуация и вроде бы все ясно. С другой стороны, стоит
только пристальнее взглянуть на окружающую действительность, и
становится ничего не понятно. Особенно когда задумаешься: почему
такая
большая страна с таким народом, с таким богатым и сложным опытом,
с
такой историей так живет? Почему дошла практически до коллапса?
Я никогда не пытался ставить себя на чье-либо место, но
могу
представить себе: решения зависят от меня, надо что-то делать: А
что?
Признаюсь честно: ответы найти трудно.
- Как вы относитесь к тому, что сегодня называют
<имитацией> -
политики, демократии, гражданского общества и его институтов?
- Это неслучайный итог. К этому шли. Ведь что такое наш
советский социализм, как не муляж одной шестой части суши? Сначала
была
идея превратить упомянутые вами институты в муляжи, виртуальные
образы,
которые вроде бы есть и одновременно их нет. Такие фантомы
целенаправленно выстраивали Сурков и его команда, выполняя одну из
стратегических установок: ликвидация политики, представительных
органов
власти, федерализма, СМИ. Вместо всего этого - некая ширма,
прикрывающая прямое президентское правление или наследуемое
самовластье. Попробуйте придраться: в России, допустим, нет
парламента.
Как нет? Вот, пожалуйста, - двухпалатный. Оппозиция? Пожалуйста:
Страна
без политики, но с <политтехнологиями>, без общества, но с
<Общественной палатой>.
- И все реформы - тоже муляжи?
- Например, почему, когда заходит речь о реформе
образования,
говорят о чем угодно и никогда не доходят до его содержания?
Вопрос,
чему и как учить, в принципе не ставят, особенно министр
образования и
прочее высокое начальство. У них разговор всегда сводится к
средствам,
количеству вузов, что и насколько можно сократить, а <борьба> за
качество сводится к устранению якобы существующей <перегрузки>
школьников на 25 процентов. Следовательно, четверть обязательной
школьной программы надо изъять: А если вдруг родители все же
захотят
давать детям полноценное образование, то пусть они за него платят.
То
есть, по существу, упраздняется конституционная норма об
обязательном
среднем образовании.
В высшей школе ситуация аналогичная: бакалавров дадим всем,
кто
отучился четыре года по госзаказу, а не всем вообще, а степень
магистра - только десяти процентам студентов. Остальные 90 могут
стать
магистрами за свой счет. То есть во всех случаях речь о том, чтобы
сократить финансирование.
А теперь - главные, по крайней мере для меня, вопросы.
Почему,
перечисляя проблемы, которые стоят перед средней и высшей школой,
реформаторы не говорят о том, чему и как учить? Почему их внимание
сосредоточено на административных и финансовых проблемах? Почему
не
ставят вопрос о социальном статусе образования в российском
обществе,
особенно в сравнении со статусом образования в других странах?
- А чему вообще учат в России? Чем наше образование
отличается
от западного?
- Я считаю, что наше образование сегодня - это XIX век на
фундаменте XVIII. Ничего не изменилось (хотя есть, конечно,
исключения -
мехмат МГУ, Физтех, МВТУ и др). В ходу все еще старое правило: ты
что-
то узнал от профессора, вычитал в учебнике, что запомнил -
повтори. В
зависимости от того, как повторишь, получишь оценку. Это
<передающее>
образование, когда знания из одного места <перекладываются> в
другое.
Иногда этот тип образования называют репродуктивным, декларативно-
принудительным. И чем успешнее такое <перекладывание> и
запоминание
происходит, тем лучше образование. А на Западе считают, что
преподаватель должен научить школьника или студента искать истину,
принимать самостоятельные решения, формулировать вопросы. Если
учащийся, столкнувшись с неизвестным понятием, не старается его
механически запомнить, а спрашивает педагога, что сие значит, за
такого
учащегося надо держаться обеими руками.
Бывая в западных университетах, я обязательно хожу на
занятия.
Так вот, лектор начинает встречу со студентами не с разъяснения,
почему
началась, допустим, Первая мировая война. Сначала лектор
обозначает
тему, потом формулирует ее <образовательные задачи>, затем
говорит,
каким образом их можно решить. После этого называет не просто
источники, но и страницы, которые необходимо особенно внимательно
прочитать по теме, дает соответствующую распечатку. Вводная лекция
длится четыре часа. По той же схеме проводят и семинарские
занятия.
Справедливости ради надо сказать, что речь идет об опыте лучших
западных университетов. По сравнению с ними наше образование
остается
нетронутым, просто девственным с XIX века. Оно не плохое, нет. В
его
основе лежат <три кита> немецкой системы: фундаментальность,
последовательность, системность. Это не так мало, но: Наши
студенты в
отличие от западных сверстников чаще всего ответят правильно,
скажем,
по истории и литературе, по химии. А когда поставлен неожиданный
вопрос, нестандартный, не по теме, а <по жизни>, они отвечают
неправильно или не отвечают вовсе. В подобной ситуации наши
студенты
теряются напрочь, чего не скажешь о западных, потому что они за
время
учебы научились думать самостоятельно. Вот этим прежде всего
различаются наши типы образования.
Но не только. На Западе уже давно решили: главное, чего
недостает студенту, - общее образование. Иными словами, это умение
думать за рамками специальности, за пределами профессии. В такой
системе координат ключевое значение имеют <ненужные> вещи.
Оказывается,
гуманитарию необходимы знания из математики, а физику - из
литературы.
Деление студентов на бакалавров и магистров предполагает, что
бакалавр
в течение четырех лет усвоит основы будущей специальности, а два
года
магистратуры уйдут на изучение <ненужных> вещей - тех, что помогут
образованному человеку думать, ставить вопросы, находить на них
ответы.
На этом перепутье как раз и происходит отход от принятого у нас
предметного обучения к принятому у них проблемному, или
модульному.
Модуль - это совокупность близких или взаимозависимых предметов. И
суть
как раз в том, чтобы, изучая их, увидеть связь между историей,
литературой, математикой, химией и т.д. У нас ничего подобного нет
-
ничегошеньки. Но помяните мое слово: через 2-3 года в России тоже
будут
модули, бакалавры и магистры. Только - не настоящие, а опять
муляжи.
- То есть, никто ничего менять не хочет. Почему?
- Понимаете, к настоящему времени образование в России, как
и
другие бюджетные сферы - медицина, пенсионное обеспечение, ЖКХ, -
фактически полностью приватизировано и сейчас находится в частной
корпоративной собственности, пусть и не оформленной документально.
С
нее <имеют навар> все, кто занят в образовании. В высшей школе это
ректор, преподаватели, сотрудники вуза, в какой-то мере и
студенты.
Государство финансирует сферу образования на 20-30 процентов,
остальное
обеспечивается деньгами, которые вуз зарабатывает самостоятельно.
Это
довольно приличные средства. Бюджет РГГУ, например, превышает 10
миллионов долларов в год.
- Из каких источников эта сумма формируется?
- Основные - это плата за обучение, сдача помещений в
аренду и
участие в платных проектах с другими организациями и странами,
гранты,
стажировки.
- Сумма в 10 миллионов долларов для РГГУ сопоставима с
суммами в
других центральных вузах?
- Сопоставима. Следует упомянуть еще хоздоговорные
отношения -
лабораторные и научные исследования в технических вузах, таких,
например, как МЭИ, МВТУ и т.д. Там внебюджетных денег еще больше.
Эти
университеты выполняют, например, заказы промышленных предприятий,
военных, спецслужб и т.д.
- Какие заказы могут давать спецслужбы?
- Да любые: от разработки <жучков> до создания сложнейших
систем
различного предназначения:
Так вот, перед государством мы отвечаем примерно за 20
процентов
финансирования и отчитываемся за эти деньги. Но оставшиеся 80
процентов
находятся как бы вне государственного контроля. А суть затеваемой
реформы - поломать программы, учебные планы, методические
рекомендации,
правила поведения студентов, расписание занятий: Регламентировать
обучение не на 20 процентов, а на все 100 - т.е. подмять
<отбившиеся от
рук> вузы под государство. Это одна из задач, но не главная.
рук> А главная
вот в чем: приватизированные вузы работают как частные корпорации.
Поэтому основная цель <образовательной реформы> - овладеть
финансами
этих корпораций, перераспределить занимаемые ими здания и земли.
Причем приватизация вузов идет тихой сапой, по <понятиям>:
по
некоторым оценкам, без какого бы то ни было публичного обсуждения
соответствующие поправки уже внесли в 190 российских законов.
В вуз идут деньги из бюджета, от студентов на платных
отделениях, от аренды и от бизнеса. Нам, например, обрубили
финансирование от <ЮКОСа>, но другим вузам от других частных
компаний
денежные потоки не перекрыли. Считайте: Порядок сумм я назвал.
- Что вы можете сказать о такой реформе образования?
- Некоторое время назад ректоров вузов собрали и ознакомили
с
основными направлениями реформы. На слух!
- Даже не в письменном виде?
- На второй встрече показали слайды, а через месяц выдали
на
руки документ.
- И что же было на слайдах?
- Только цветные графики. А дальше: Когда наконец раздали
текст,
ректоры тут же начали его <долбать>, и состоялся примерно такой
диалог:
- Вы по какому тексту задаете вопрос? - спрашивают из
президиума
совещания.
- По тому, который в зеленых корочках, - отвечают из зала.
- Выбросите его, он уже не работает:
То есть ректорам выдали несколько вариантов текста разной
степени готовности. Поднялся жуткий шум: что же вы делаете?!
А окончательного варианта стратегии развития высшего
образования
нет до сих пор. Вернее, он есть, но его направленность - снижение
общекультурного уровня образования и науки. Такая направленность -
дорога к общенародной беде.
- Чем, с вашей точки зрения, напугал власть альянс <ЮКОСа>
и
РГГУ: возможностью получения независимого от государства
образования
или образования, которое целиком зависит от частной фирмы?
- Здесь две вещи, одинаково для государства опасные. В
университете с таким же солидным бюджетом, как у РГГУ, формируется
ощущение независимости от государства. Логика простая: с какой
стати
государство должно приходить в наш независимый вуз, если он делает
все
сам? Вас волнует ваша государственная доля? Так заберите ее -
<пальто
не надо>. Это первое, от чего сильно взволновалось и напряглось
начальство. Первое, но не главное. Современную власть, в отличие
от
советской, идеология волнует много меньше. Тем более что наше
образование, как я уже говорил, к развитию вольнодумства и
свободомыслия не совсем приспособлено.
Как в любой корпоративной собственности, огромные средства,
поступающие в образовательную сферу, могут работать не только на
образование, но и на обогащение определенных лиц. Причем три
финансовых
потока - государственный, родительский и частный - смешиваясь,
обезличиваются. Их уже трудно различить и снова разделить на
части.
Поэтому сколько и куда денег ушло, сказать очень трудно, тем более
что
между частником и вузом могут быть особые договоры. Бизнесмены
начали
понимать: образование - вполне доходная отрасль, и там можно
делать
очень большие деньги.
Впрочем, разглядели это не только бизнесмены, но и те, кто
именем государства призван контролировать финансовые потоки. А
если к
сфере образования прибавить медицину, ЖКХ и вообще весь бюджетный
сектор? Вы можете себе представить, что это за деньги? Если
учесть, что
большинство населения страны по-прежнему бюджетники, то очевидно:
вполне сравнимые с уже приватизированной природной рентой и т.п.
Есть
что <пилить>.
К тому же почти у всех основных финансовых потоков,
разливаемых
на безденежный электорат, уже есть <крыша> - силовики. В
определенный
момент их осенила мысль: с какой стати кому-то отдавать великое
дело
<крышевания>? Мне думается, по такому случаю наверху даже приняли
и
соответствующие решения: органы должны <смотреть> за частным
капиталом,
а теперь и за бюджетной сферой. Их фактически благословили на
такое
<крышевание>, откомандировали туда, где еще недавно правили бал
бандиты.
Мы проходим новый этап передела собственности. При Ельцине
начали с нефтянки, потом пришел черед всей сырьевой отрасли, затем
последовала золотодобывающая промышленность, частично - оборонка.
В
конце концов все крупное и очевидное поделили. И тогда <положили
глаз>
на бюджетную сферу. Увидели, что деньги в ней крутятся немалые, а
сама
она бесхозная.
Этот момент совпал с окончательной переменой отношения к
собственности в постсоветской России. До сих пор под
собственностью
подразумевали землю, недра, прочую производственную недвижимость,
деньги, наконец. Теперь собственность отождествляют с властью,
собственностью становится сама власть в виде конкретного
персонифицированного кресла. Какой с этого кресла открывается
охват
территории, столько оно и стоит.
Произошло второе становление ленной системы. В Средние века
по
такой системе вассалу предоставляли земельное владение и право
собственности на него. А сейчас тот, кто покупает кресло, нанимает
себе
персонал, и он обязан хозяину только одним - преданностью.
Собственность - функция, должность. А <подношение> - это уже не
взятка,
даже не коррупция. Так эти вещи называются там, где есть закон. А
у нас
это <кормления> - если угодно, архетип, способ нашей жизни на
протяжении пяти с лишним столетий.
И еще одна важная деталь: видимо, Путин с группой товарищей
додумались до прямого президентского правления. Он вездесущ, со
всех
спрашивает: К тому же этот свежий режим уже <материализован>.
Главные
действующие лица президентской администрации получили по отрасли:
Медведев - <Газпром>, Сечин - нефтянку, Виктор Иванов - оборонный
комплекс и т.д. Причем эти <вотчины> распределены хоть и не по
закону,
но и не спонтанно, методом тыка, а вполне осознанно. Судя по
всему,
наверху решили, что овладеть Россией можно только в том случае,
если
небольшая группа (отсюда пренебрежение всеми институтами
гражданского
общества), порядка 20 человек, сосредоточит в своих руках и всю
административную власть, и все финансовые потоки. Ведь управлять
можно
с помощью страха, административно, авторитарно, а можно с помощью
денег. Главное, чтобы было и то, и это, остальное приложится, хотя
бы в
виде муляжей.
Возвращаясь к нашему образованию, отмечу: первой целью
нынешних
реформаторов можно считать упомянутое стремление контролировать
все
соответствующие денежные потоки, второй - сокращение (любой
ценой!)
государственных вложений в образование. Но третья и, возможно,
самая
главная причина сегодняшних потуг Фурсенко и людей, стоящих за
ним, -
прямой и банальный корыстный интерес: российские вузы занимают,
как
правило, площади на самой дорогой земле, в центре столичных и
губернских городов.
Думаю, если планы сегодняшнего руководства страны и отрасли
осуществятся, через несколько лет нас ждет очередная национальная
катастрофа с необратимыми последствиями. Насильники, <управляющие>
Россией, убьют российское образование, и оно уже не воскреснет.
- Господин министр образования Фурсенко тоже входит в
группу
<управляющих>?
- Не думаю. Он, может быть, - вассал вассала:
Известно, что количество вузов в России <после советской
власти>
выросло примерно в три раза, количество студентов в них - на
300-400
тысяч человек. Странным образом это число совпадает с
потребностями
Министерства обороны <доукомплектовать> <неустанно реформируемые>
Вооруженные силы:
Говоря об <управляющих страной>, мы сталкиваемся совсем с
другими проблемами. Путин не единожды высказывался в том духе, что
коррупция в стране достигла невероятных масштабов, преступные
кланы
подбираются к власти в регионах, а кое-где уже держат ее в руках.
Но
президент ни слова не сказал о том, что творится на федеральном
уровне.
Он что, не знает, что там происходит то же самое? Министр финансов
Кудрин при несметных золотовалютных запасах говорит: пусть уж
лучше эти
деньги лежат <за бугром> без движения, нам в убыток, но лежат
надежно.
Что имел в виду министр, если перевести его на русский язык? Он
имел в
виду, что эти деньги нельзя пускать в оборот, инвестировать - тут
же
разворуют. Иными словами, казначей государства не знает, куда
положить
деньги во вверенном ему государстве, чтобы их не <сбондили>.
Перед Путиным стоит дилемма: поручить своему казначею
где-нибудь
упрятать эти деньги или аккумулировать их в руках людей из
ближнего
круга, чтобы хоть что-то сберечь. Я здесь вижу не только
значительное
явление, более глубокое, чем коррупция, но и ответ на вопрос:
почему
при наличии огромных <нефтяных> денег мы не можем элементарно
накормить
десятки миллионов людей?
- Получается, что коррупция на высшем уровне в отличие от
среднего и нижнего - не коррупция, а миссия? Таким способом они
собираются спасать страну?
- Именно таким. <Крышевание> с привлечением силовых
ведомств -
разве не то же самое? Логика простая: <чужие> украдут - пропадет,
<свои> своруют - нам же останется.
- Может быть, это наивный вопрос, но какова цель собирания
в
ограниченных руках таких баснословных денег: личное обогащение?
- У нас элита и те, кого принято называть быдлом, в чем-то
очень
похожи - своей темнотой. Одни отдыхают на Канарах и в Куршавеле,
демонстрируя не столько свое богатство, сколько невежество и
холопство.
А с противоположной стороны - наш <народ> (я это слово неслучайно
беру
в кавычки). Может быть, самая большая наша беда - традиционализм
русского общества. Мы до сих пор не избавились от таких его
составляющих, как мифологизм мышления, патернализм, подозрительное
отношение к богатству, к чужому жизненному укладу: Даже выход
стариков
и старушек на улицы сильно пахнет традиционализмом, несмотря на
антипутинские лозунги. Разве не так? Десятки миллионов людей не
живут,
а существуют по-скотски. И продолжали бы молчать, если бы не
отмена
льгот на лекарства и бесплатного проезда на транспорте. Наша
власть
положение быстро поправит, изыщет средства, для нее это в
действительности мелочь: Но сама ситуация, когда люди не жили и
сейчас
не живут, надеясь при этом на <доброго царя>, остается
по-человечески
унизительной.
- Но разве этот выход на площади и улицы не напугал власть?
Это
не предвестник революции по образцу и подобию украинской?
- Да нет, конечно! Этот поход бедных антилиберален.
<Посконный>,
крестьянский, может быть, даже докрестьянский поход: Какая, к
черту,
революция! Если люди позволяют на протяжении десятилетий и
столетий
обращаться с собой, как со скотом (по-польски скот - <быдло>), то
у
власти вырабатывается инстинкт всемогущества, и она нам его
сегодня
демонстрирует.
Но если даже все, что происходит сейчас, - революция, то
все
равно горестно ее наблюдать, потому что это революция нищеты.
Революция
не во благо, не ради будущего, а протест под лозунгом <Оставьте
нас
там, где мы торчали, - в дерьме! Дайте в нем доторчать до конца
наших
дней!>.
Наши старики и наша власть связаны. Недавно по телевизору
показали заседание правительства под председательством Путина.
Сидит
наш президент с мрачным лицом и говорит, что с 1 марта есть
возможность
увеличить пенсии на 200 рублей. А потом, помолчав, добавляет:
<Нет,
пожалуй, на 240>. Для патерналистского массового
пожалуй, на 240>сознания Владимир
Владимирович очень хорош: задумался, подсчитал и накинул
сороковник.
Надо понимать, что наши старушки и наша власть - это
система из
сообщающихся сосудов, имя которой: (Пауза). У меня во Франции
вышла
книга <Моя Россия роковая>. Эта <Россия роковая> из меня не
выходит.
Даже мысленно не могу себе представить, возможно ли по-другому? Я
как
историк хорошо знаю, из чего сегодня состоит сознание большинства
русских людей, включая элиту. Это опилки: даже хуже - настоящие
<тараканы в голове>. Вся наша история, и не только советская,
фальсифицирована, причем неоднократно. К <мифическому
фальсифицированному> добавилось <советское
фальсифицированному> марксистское>. В свое время
я назвал это удвоением несвободы. А сейчас уже, наверное, нужно
говорить об утроении. Ну и как могут сегодня те или другие (я имею
в
виду власть и этих бедных людей) найти правильное решение? Никак.
Жириновский паясничает - все смеются, все хорошо. Рогозин
нагородил
вранья - опять все довольны: он же за нас, он наш парень:
- Вы говорили о преемственности самовластья. Когда у нас
нарисовался этот институт?
- Задолго до ухода Ельцин стал размышлять над тем, какие
грехи
совершил и могут ли за них с него спросить. И пришел к выводу, что
могут. Грехов всего четыре, но каких! Беловежская Пуща, расстрел
Верховного Совета, приватизация <по Чубайсу>, война в Чечне. И
судить
могли бы, как сейчас Милошевича. Поэтому Борис Николаевич
задумался:
как все-таки такого суда избежать? Да с помощью гарантированной
власти
спецслужб над законностью. Почему выбор пал на спецслужбы?
Во-первых,
за время приватизации они не успели столько нашкодить, сколько
остальные. Их не допустили на равных с другими к залоговым
аукционам.
Но они времени даром не теряли: наблюдали, фиксировали,
подсчитывали:
Ельцин понял: если сменится власть, с него спросят, и спецслужбы
помогут, потому что много знают и злые за свою нищету. Вот он и
придумал Путина, чтобы себя обезопасить. Но такой прыти от
Владимира
Владимировича, надо полагать, не ожидал:
- Поэтому пришли силовики?
- Не только поэтому. Дело в том, что социальный рисунок
жизни и
до Ельцина, и при Ельцине, и после него предполагал и предполагает
массовое насилие в качестве жизненной нормы. Если с одним
Ходорковским
справиться по закону не могут, не умеют, то как справляться с
большим
количеством независимых и богатых людей? Ведь, действительно,
можно
дожить до дешевого кредита, гарантированного банком, до
независимого
суда! Ужас.
И они поняли: насильничать придется обязательно и много.
Потому
что, по их убеждениям, гарантия не только для себя, но и гарантия
стабильности - в насилии. То есть это решение было глубоко
осмысленным,
причем с чьей стороны в большей мере - Ельцина или Путина, -
сказать
трудно.
Тогда же запустили байку о <горячем сердце>, <холодной
голове> и
прочем, а недавно поведали: если и водятся у нас честные люди, то
только в чекистской среде.
- Говорят, есть проект, условно назовем его <проект-2008>.
Он
предполагает сохранение Путина у власти, превращение страны в
парламентскую республику, когда практически однопартийный
парламент
назначает правительство, рычаги управления государством передаются
премьер-министру, а президент становится свадебным генералом. Это
возможно?
- А почему бы и нет? Если все деньги и власть в руках 20
человек, почему бы им однажды не договориться: <Ребята, давайте
сделаем
Путина премьером, а через четыре года снова изберем президентом>.
Есть
и другой вариант: <А на черта вы мне вообще нужны? Будете делать
то,
что скажу, кем бы я ни был>.
Ну станет Путин премьером, потом опять президентом. Какое
это
имеет значение при отсутствии гражданского общества, при
населении,
готовом бесконечно ждать милости от <царя>, при наличии огромного
мешка
в руках Кудрина, достающего оттуда по 40, по 100 рублей прибавки к
пенсии. Этого мешка, думаю, еще лет на десять хватит, он, скорее
всего,
для того и предназначен. То есть для пожаротушения. Такие люди,
как
Зурабов и Кудрин, не допускают грубых ошибок. Они, мне кажется,
решили
катать <пробные шары> и смотреть, как дело идет.
Этот естественный для нас сегодня путь развития мы
унаследовали
от татаромонгольского ига и до сих пор остаемся <в колее>. Главным
для
Орды было зайти как можно дальше - до Новгорода, до Европы - и
насилием
удерживать захваченное. Что сделал Советский Союз? Полез в Африку,
Латинскую Америку, Азию. Кто-нибудь спросил: зачем?! Но если так
далеко
зашли, значит, надо захваченное как-то держать. Вот наследники
СССР и
держат до сих пор, но уже на своей <малой> территории. Несколько
человек контролируют остальное население, а кто дернется - <башку
долой>.
<Незамешенность>, зыбкость человеческого <теста> на Руси -
в
несообразности человека расстояниям.
- Какие параллели вы как историк можете провести между
нашим
сегодняшним состоянием и нашим непредсказуемым прошлым? На что это
похоже?
- Ни на что, случай уникальный. Но, сдается мне, в России
уже
навеселились, головушка уже начинает трещать с похмелья.
- Это <с похмелья> решили установить памятник Сталину на
Поклонной горе?
- Расскажу вам короткую историю. Мой дед держал ремесленную
мастерскую в деревне - был столяром-краснодеревщиком, вырезал и
золотил
иконостасы по всему Поволжью. В один приснопамятный день пришли
его
раскулачивать. А раскулачивать нечего: земли нет, скотины нет,
зерна -
и того нет. А в мастерской что взять? Инструментишко старый? Тогда
<экспроприаторы экспроприаторов> решили срубить березу на дедовом
дворе. От злобы, наверное. Дед вышел к рубщикам: <Не валите
березу>.
Они в ответ: <А зачем она тебе?> - <Когда вы уйдете, я на ней
повешусь>. Не убедил, срубили.
Лично мне эта история говорит о сталинщине больше иных
научных
трактатов, потому что точно так же - бессмысленно и беспощадно -
срубили в нашей стране миллионы голов. Впору ужаснуться, а мы и
удивляться перестали. Так и живем.
Сколько себя помню, у нас дома висит незамысловатая
картина. На
ней - улица, где когда-то стоял дедов дом. Несколько лет спустя
после
этого эпизода на ней подрисовали ту самую березу - но не на самой
картине, а снаружи, маслом по стеклу. Кто-то покривится от
безвкусицы и
скажет: <лубок>. А для меня это тот же муляж, призрак. Они глубоко
в
нас. Они - основа всей великой русской литературы. Попробуй
разберись,
где они заканчиваются и начинается жизнь. Мертвые души.
Галина МУРСАЛИЕВА, Виталий ЯРОШЕВСКИЙ
Новая газета
| |