| на главную | карта сайта | контакты |

– ј на FACEBOOK WEB-—ќќЅў≈—“¬ќ – ј RJoC - ∆”–ЌјЋ – ј

Ќќ¬ќ—“»
ќ – ј
 јЋ≈Ќƒј–№
ѕ–ќ≈ “џ
Ѕ»ЅЋ»ќ“≈ ј
»ћ≈Ќј
ѕј–“Ќ≈–џ


ѕќ»—  Ќа сайте
¬ яndex


ј–’»¬
Ќќ¬ќ—“≈…

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

24.02.2005

ƒ≈Ћ≈Ќ»≈ ¬¬ѕ
—трану между собой распилили люди из ближайшего окружени€ президента.
ѕрезидент об этом знает

ѕрезидент –√√” ёрий јфанасьев ѕроиграв противосто€ние идеологий и гонку вооружений, –осси€ - правопреемница ———– - сегодн€ проигрывает миру сост€зание интеллектов. «ато преуспевает в другом: малочисленна€ группа людей у власти контролирует базовые отрасли промышленности и главные финансовые потоки страны. Ќа очереди - сферы, которые <обслуживаютс€> бюджетом: здравоохранение, ∆ ’ и даже образование. —тавки - миллиардные, варианты - беспроигрышные. „то происходит?

ѕрезидент –√√”, доктор исторических наук, профессор ёрий ј‘јЌј—№≈¬ считает, что держава уже достигла дна и наверх не собираетс€.

- ѕоследнее врем€ € прихожу к выводу: сложилась вполне определенна€ ситуаци€ и вроде бы все €сно. — другой стороны, стоит только пристальнее взгл€нуть на окружающую действительность, и становитс€ ничего не пон€тно. ќсобенно когда задумаешьс€: почему така€ больша€ страна с таким народом, с таким богатым и сложным опытом, с такой историей так живет? ѕочему дошла практически до коллапса? я никогда не пыталс€ ставить себ€ на чье-либо место, но могу представить себе: решени€ завис€т от мен€, надо что-то делать: ј что? ѕризнаюсь честно: ответы найти трудно.

-  ак вы относитесь к тому, что сегодн€ называют <имитацией> - политики, демократии, гражданского общества и его институтов?

- Ёто неслучайный итог.   этому шли. ¬едь что такое наш советский социализм, как не мул€ж одной шестой части суши? —начала была иде€ превратить упом€нутые вами институты в мул€жи, виртуальные образы, которые вроде бы есть и одновременно их нет. “акие фантомы целенаправленно выстраивали —урков и его команда, выполн€€ одну из стратегических установок: ликвидаци€ политики, представительных органов власти, федерализма, —ћ». ¬место всего этого - нека€ ширма, прикрывающа€ пр€мое президентское правление или наследуемое самовластье. ѕопробуйте придратьс€: в –оссии, допустим, нет парламента.  ак нет? ¬от, пожалуйста, - двухпалатный. ќппозици€? ѕожалуйста: —трана без политики, но с <политтехнологи€ми>, без общества, но с <ќбщественной палатой>.

- » все реформы - тоже мул€жи?

- Ќапример, почему, когда заходит речь о реформе образовани€, говор€т о чем угодно и никогда не доход€т до его содержани€? ¬опрос, чему и как учить, в принципе не став€т, особенно министр образовани€ и прочее высокое начальство. ” них разговор всегда сводитс€ к средствам, количеству вузов, что и насколько можно сократить, а <борьба> за качество сводитс€ к устранению €кобы существующей <перегрузки> школьников на 25 процентов. —ледовательно, четверть об€зательной школьной программы надо изъ€ть: ј если вдруг родители все же захот€т давать дет€м полноценное образование, то пусть они за него плат€т.

“о есть, по существу, упраздн€етс€ конституционна€ норма об об€зательном среднем образовании.

¬ высшей школе ситуаци€ аналогична€: бакалавров дадим всем, кто отучилс€ четыре года по госзаказу, а не всем вообще, а степень магистра - только дес€ти процентам студентов. ќстальные 90 могут стать магистрами за свой счет. “о есть во всех случа€х речь о том, чтобы сократить финансирование.

ј теперь - главные, по крайней мере дл€ мен€, вопросы. ѕочему, перечисл€€ проблемы, которые сто€т перед средней и высшей школой, реформаторы не говор€т о том, чему и как учить? ѕочему их внимание сосредоточено на административных и финансовых проблемах? ѕочему не став€т вопрос о социальном статусе образовани€ в российском обществе, особенно в сравнении со статусом образовани€ в других странах?

- ј чему вообще учат в –оссии? „ем наше образование отличаетс€ от западного?

- я считаю, что наше образование сегодн€ - это XIX век на фундаменте XVIII. Ќичего не изменилось (хот€ есть, конечно, исключени€ - мехмат ћ√”, ‘изтех, ћ¬“” и др). ¬ ходу все еще старое правило: ты что- то узнал от профессора, вычитал в учебнике, что запомнил - повтори. ¬ зависимости от того, как повторишь, получишь оценку. Ёто <передающее> образование, когда знани€ из одного места <перекладываютс€> в другое.

»ногда этот тип образовани€ называют репродуктивным, декларативно- принудительным. » чем успешнее такое <перекладывание> и запоминание происходит, тем лучше образование. ј на «ападе считают, что преподаватель должен научить школьника или студента искать истину, принимать самосто€тельные решени€, формулировать вопросы. ≈сли учащийс€, столкнувшись с неизвестным пон€тием, не стараетс€ его механически запомнить, а спрашивает педагога, что сие значит, за такого учащегос€ надо держатьс€ обеими руками.

Ѕыва€ в западных университетах, € об€зательно хожу на зан€ти€. “ак вот, лектор начинает встречу со студентами не с разъ€снени€, почему началась, допустим, ѕерва€ мирова€ война. —начала лектор обозначает тему, потом формулирует ее <образовательные задачи>, затем говорит, каким образом их можно решить. ѕосле этого называет не просто источники, но и страницы, которые необходимо особенно внимательно прочитать по теме, дает соответствующую распечатку. ¬водна€ лекци€ длитс€ четыре часа. ѕо той же схеме провод€т и семинарские зан€ти€.

—праведливости ради надо сказать, что речь идет об опыте лучших западных университетов. ѕо сравнению с ними наше образование остаетс€ нетронутым, просто девственным с XIX века. ќно не плохое, нет. ¬ его основе лежат <три кита> немецкой системы: фундаментальность, последовательность, системность. Ёто не так мало, но: Ќаши студенты в отличие от западных сверстников чаще всего ответ€т правильно, скажем, по истории и литературе, по химии. ј когда поставлен неожиданный вопрос, нестандартный, не по теме, а <по жизни>, они отвечают неправильно или не отвечают вовсе. ¬ подобной ситуации наши студенты тер€ютс€ напрочь, чего не скажешь о западных, потому что они за врем€ учебы научились думать самосто€тельно. ¬от этим прежде всего различаютс€ наши типы образовани€.

Ќо не только. Ќа «ападе уже давно решили: главное, чего недостает студенту, - общее образование. »ными словами, это умение думать за рамками специальности, за пределами профессии. ¬ такой системе координат ключевое значение имеют <ненужные> вещи. ќказываетс€, гуманитарию необходимы знани€ из математики, а физику - из литературы.

ƒеление студентов на бакалавров и магистров предполагает, что бакалавр в течение четырех лет усвоит основы будущей специальности, а два года магистратуры уйдут на изучение <ненужных> вещей - тех, что помогут образованному человеку думать, ставить вопросы, находить на них ответы.

Ќа этом перепутье как раз и происходит отход от прин€того у нас предметного обучени€ к прин€тому у них проблемному, или модульному. ћодуль - это совокупность близких или взаимозависимых предметов. » суть как раз в том, чтобы, изуча€ их, увидеть св€зь между историей, литературой, математикой, химией и т.д. ” нас ничего подобного нет - ничегошеньки. Ќо пом€ните мое слово: через 2-3 года в –оссии тоже будут модули, бакалавры и магистры. “олько - не насто€щие, а оп€ть мул€жи.

- “о есть, никто ничего мен€ть не хочет. ѕочему?

- ѕонимаете, к насто€щему времени образование в –оссии, как и другие бюджетные сферы - медицина, пенсионное обеспечение, ∆ ’, - фактически полностью приватизировано и сейчас находитс€ в частной корпоративной собственности, пусть и не оформленной документально. — нее <имеют навар> все, кто зан€т в образовании. ¬ высшей школе это ректор, преподаватели, сотрудники вуза, в какой-то мере и студенты. √осударство финансирует сферу образовани€ на 20-30 процентов, остальное обеспечиваетс€ деньгами, которые вуз зарабатывает самосто€тельно. Ёто довольно приличные средства. Ѕюджет –√√”, например, превышает 10 миллионов долларов в год.

- »з каких источников эта сумма формируетс€?

- ќсновные - это плата за обучение, сдача помещений в аренду и участие в платных проектах с другими организаци€ми и странами, гранты, стажировки.

- —умма в 10 миллионов долларов дл€ –√√” сопоставима с суммами в других центральных вузах?

- —опоставима. —ледует упом€нуть еще хоздоговорные отношени€ - лабораторные и научные исследовани€ в технических вузах, таких, например, как ћЁ», ћ¬“” и т.д. “ам внебюджетных денег еще больше. Ёти университеты выполн€ют, например, заказы промышленных предпри€тий, военных, спецслужб и т.д.

-  акие заказы могут давать спецслужбы?

- ƒа любые: от разработки <жучков> до создани€ сложнейших систем различного предназначени€:

“ак вот, перед государством мы отвечаем примерно за 20 процентов финансировани€ и отчитываемс€ за эти деньги. Ќо оставшиес€ 80 процентов наход€тс€ как бы вне государственного контрол€. ј суть затеваемой реформы - поломать программы, учебные планы, методические рекомендации, правила поведени€ студентов, расписание зан€тий: –егламентировать обучение не на 20 процентов, а на все 100 - т.е. подм€ть <отбившиес€ от рук> вузы под государство. Ёто одна из задач, но не главна€. рук> ј главна€ вот в чем: приватизированные вузы работают как частные корпорации. ѕоэтому основна€ цель <образовательной реформы> - овладеть финансами этих корпораций, перераспределить занимаемые ими здани€ и земли.

ѕричем приватизаци€ вузов идет тихой сапой, по <пон€ти€м>: по некоторым оценкам, без какого бы то ни было публичного обсуждени€ соответствующие поправки уже внесли в 190 российских законов.

¬ вуз идут деньги из бюджета, от студентов на платных отделени€х, от аренды и от бизнеса. Ќам, например, обрубили финансирование от <ё ќ—а>, но другим вузам от других частных компаний денежные потоки не перекрыли. —читайте: ѕор€док сумм € назвал.

- „то вы можете сказать о такой реформе образовани€?

- Ќекоторое врем€ назад ректоров вузов собрали и ознакомили с основными направлени€ми реформы. Ќа слух!

- ƒаже не в письменном виде?

- Ќа второй встрече показали слайды, а через мес€ц выдали на руки документ.

- » что же было на слайдах?

- “олько цветные графики. ј дальше:  огда наконец раздали текст, ректоры тут же начали его <долбать>, и состо€лс€ примерно такой диалог:

- ¬ы по какому тексту задаете вопрос? - спрашивают из президиума совещани€.

- ѕо тому, который в зеленых корочках, - отвечают из зала.

- ¬ыбросите его, он уже не работает:

“о есть ректорам выдали несколько вариантов текста разной степени готовности. ѕодн€лс€ жуткий шум: что же вы делаете?!

ј окончательного варианта стратегии развити€ высшего образовани€ нет до сих пор. ¬ернее, он есть, но его направленность - снижение общекультурного уровн€ образовани€ и науки. “ака€ направленность - дорога к общенародной беде.

- „ем, с вашей точки зрени€, напугал власть аль€нс <ё ќ—а> и –√√”: возможностью получени€ независимого от государства образовани€ или образовани€, которое целиком зависит от частной фирмы?

- «десь две вещи, одинаково дл€ государства опасные. ¬ университете с таким же солидным бюджетом, как у –√√”, формируетс€ ощущение независимости от государства. Ћогика проста€: с какой стати государство должно приходить в наш независимый вуз, если он делает все сам? ¬ас волнует ваша государственна€ дол€? “ак заберите ее - <пальто не надо>. Ёто первое, от чего сильно взволновалось и напр€глось начальство. ѕервое, но не главное. —овременную власть, в отличие от советской, идеологи€ волнует много меньше. “ем более что наше образование, как € уже говорил, к развитию вольнодумства и свободомысли€ не совсем приспособлено.

 ак в любой корпоративной собственности, огромные средства, поступающие в образовательную сферу, могут работать не только на образование, но и на обогащение определенных лиц. ѕричем три финансовых потока - государственный, родительский и частный - смешива€сь, обезличиваютс€. »х уже трудно различить и снова разделить на части. ѕоэтому сколько и куда денег ушло, сказать очень трудно, тем более что между частником и вузом могут быть особые договоры. Ѕизнесмены начали понимать: образование - вполне доходна€ отрасль, и там можно делать очень большие деньги.

¬прочем, разгл€дели это не только бизнесмены, но и те, кто именем государства призван контролировать финансовые потоки. ј если к сфере образовани€ прибавить медицину, ∆ ’ и вообще весь бюджетный сектор? ¬ы можете себе представить, что это за деньги? ≈сли учесть, что большинство населени€ страны по-прежнему бюджетники, то очевидно: вполне сравнимые с уже приватизированной природной рентой и т.п. ≈сть что <пилить>.

  тому же почти у всех основных финансовых потоков, разливаемых на безденежный электорат, уже есть <крыша> - силовики. ¬ определенный момент их осенила мысль: с какой стати кому-то отдавать великое дело <крышевани€>? ћне думаетс€, по такому случаю наверху даже прин€ли и соответствующие решени€: органы должны <смотреть> за частным капиталом, а теперь и за бюджетной сферой. »х фактически благословили на такое <крышевание>, откомандировали туда, где еще недавно правили бал бандиты.

ћы проходим новый этап передела собственности. ѕри ≈льцине начали с нефт€нки, потом пришел черед всей сырьевой отрасли, затем последовала золотодобывающа€ промышленность, частично - оборонка. ¬ конце концов все крупное и очевидное поделили. » тогда <положили глаз> на бюджетную сферу. ”видели, что деньги в ней крут€тс€ немалые, а сама она бесхозна€.

Ётот момент совпал с окончательной переменой отношени€ к собственности в постсоветской –оссии. ƒо сих пор под собственностью подразумевали землю, недра, прочую производственную недвижимость, деньги, наконец. “еперь собственность отождествл€ют с властью, собственностью становитс€ сама власть в виде конкретного персонифицированного кресла.  акой с этого кресла открываетс€ охват территории, столько оно и стоит.

ѕроизошло второе становление ленной системы. ¬ —редние века по такой системе вассалу предоставл€ли земельное владение и право собственности на него. ј сейчас тот, кто покупает кресло, нанимает себе персонал, и он об€зан хоз€ину только одним - преданностью. —обственность - функци€, должность. ј <подношение> - это уже не вз€тка, даже не коррупци€. “ак эти вещи называютс€ там, где есть закон. ј у нас это <кормлени€> - если угодно, архетип, способ нашей жизни на прот€жении п€ти с лишним столетий.

» еще одна важна€ деталь: видимо, ѕутин с группой товарищей додумались до пр€мого президентского правлени€. ќн вездесущ, со всех спрашивает:   тому же этот свежий режим уже <материализован>. √лавные действующие лица президентской администрации получили по отрасли: ћедведев - <√азпром>, —ечин - нефт€нку, ¬иктор »ванов - оборонный комплекс и т.д. ѕричем эти <вотчины> распределены хоть и не по закону, но и не спонтанно, методом тыка, а вполне осознанно. —уд€ по всему, наверху решили, что овладеть –оссией можно только в том случае, если небольша€ группа (отсюда пренебрежение всеми институтами гражданского общества), пор€дка 20 человек, сосредоточит в своих руках и всю административную власть, и все финансовые потоки. ¬едь управл€ть можно с помощью страха, административно, авторитарно, а можно с помощью денег. √лавное, чтобы было и то, и это, остальное приложитс€, хот€ бы в виде мул€жей.

¬озвраща€сь к нашему образованию, отмечу: первой целью нынешних реформаторов можно считать упом€нутое стремление контролировать все соответствующие денежные потоки, второй - сокращение (любой ценой!) государственных вложений в образование. Ќо треть€ и, возможно, сама€ главна€ причина сегодн€шних потуг ‘урсенко и людей, сто€щих за ним, - пр€мой и банальный корыстный интерес: российские вузы занимают, как правило, площади на самой дорогой земле, в центре столичных и губернских городов.

ƒумаю, если планы сегодн€шнего руководства страны и отрасли осуществ€тс€, через несколько лет нас ждет очередна€ национальна€ катастрофа с необратимыми последстви€ми. Ќасильники, <управл€ющие> –оссией, убьют российское образование, и оно уже не воскреснет.

- √осподин министр образовани€ ‘урсенко тоже входит в группу <управл€ющих>?

- Ќе думаю. ќн, может быть, - вассал вассала:

»звестно, что количество вузов в –оссии <после советской власти> выросло примерно в три раза, количество студентов в них - на 300-400 тыс€ч человек. —транным образом это число совпадает с потребност€ми ћинистерства обороны <доукомплектовать> <неустанно реформируемые> ¬ооруженные силы:

√овор€ об <управл€ющих страной>, мы сталкиваемс€ совсем с другими проблемами. ѕутин не единожды высказывалс€ в том духе, что коррупци€ в стране достигла неверо€тных масштабов, преступные кланы подбираютс€ к власти в регионах, а кое-где уже держат ее в руках. Ќо президент ни слова не сказал о том, что творитс€ на федеральном уровне. ќн что, не знает, что там происходит то же самое? ћинистр финансов  удрин при несметных золотовалютных запасах говорит: пусть уж лучше эти деньги лежат <за бугром> без движени€, нам в убыток, но лежат надежно.

„то имел в виду министр, если перевести его на русский €зык? ќн имел в виду, что эти деньги нельз€ пускать в оборот, инвестировать - тут же разворуют. »ными словами, казначей государства не знает, куда положить деньги во вверенном ему государстве, чтобы их не <сбондили>.

ѕеред ѕутиным стоит дилемма: поручить своему казначею где-нибудь упр€тать эти деньги или аккумулировать их в руках людей из ближнего круга, чтобы хоть что-то сберечь. я здесь вижу не только значительное €вление, более глубокое, чем коррупци€, но и ответ на вопрос: почему при наличии огромных <нефт€ных> денег мы не можем элементарно накормить дес€тки миллионов людей?

- ѕолучаетс€, что коррупци€ на высшем уровне в отличие от среднего и нижнего - не коррупци€, а мисси€? “аким способом они собираютс€ спасать страну?

- »менно таким. < рышевание> с привлечением силовых ведомств - разве не то же самое? Ћогика проста€: <чужие> украдут - пропадет, <свои> своруют - нам же останетс€.

- ћожет быть, это наивный вопрос, но какова цель собирани€ в ограниченных руках таких баснословных денег: личное обогащение?

- ” нас элита и те, кого прин€то называть быдлом, в чем-то очень похожи - своей темнотой. ќдни отдыхают на  анарах и в  уршавеле, демонстриру€ не столько свое богатство, сколько невежество и холопство.

ј с противоположной стороны - наш <народ> (€ это слово неслучайно беру в кавычки). ћожет быть, сама€ больша€ наша беда - традиционализм русского общества. ћы до сих пор не избавились от таких его составл€ющих, как мифологизм мышлени€, патернализм, подозрительное отношение к богатству, к чужому жизненному укладу: ƒаже выход стариков и старушек на улицы сильно пахнет традиционализмом, несмотр€ на антипутинские лозунги. –азве не так? ƒес€тки миллионов людей не живут, а существуют по-скотски. » продолжали бы молчать, если бы не отмена льгот на лекарства и бесплатного проезда на транспорте. Ќаша власть положение быстро поправит, изыщет средства, дл€ нее это в действительности мелочь: Ќо сама ситуаци€, когда люди не жили и сейчас не живут, наде€сь при этом на <доброго цар€>, остаетс€ по-человечески унизительной.

- Ќо разве этот выход на площади и улицы не напугал власть? Ёто не предвестник революции по образцу и подобию украинской?

- ƒа нет, конечно! Ётот поход бедных антилиберален. <ѕосконный>, кресть€нский, может быть, даже докресть€нский поход:  ака€, к черту, революци€! ≈сли люди позвол€ют на прот€жении дес€тилетий и столетий обращатьс€ с собой, как со скотом (по-польски скот - <быдло>), то у власти вырабатываетс€ инстинкт всемогущества, и она нам его сегодн€ демонстрирует.

Ќо если даже все, что происходит сейчас, - революци€, то все равно горестно ее наблюдать, потому что это революци€ нищеты. –еволюци€ не во благо, не ради будущего, а протест под лозунгом <ќставьте нас там, где мы торчали, - в дерьме! ƒайте в нем доторчать до конца наших дней!>.

Ќаши старики и наша власть св€заны. Ќедавно по телевизору показали заседание правительства под председательством ѕутина. —идит наш президент с мрачным лицом и говорит, что с 1 марта есть возможность увеличить пенсии на 200 рублей. ј потом, помолчав, добавл€ет: <Ќет, пожалуй, на 240>. ƒл€ патерналистского массового пожалуй, на 240>сознани€ ¬ладимир ¬ладимирович очень хорош: задумалс€, подсчитал и накинул сороковник.

Ќадо понимать, что наши старушки и наша власть - это система из сообщающихс€ сосудов, им€ которой: (ѕауза). ” мен€ во ‘ранции вышла книга <ћо€ –осси€ рокова€>. Ёта <–осси€ рокова€> из мен€ не выходит.

ƒаже мысленно не могу себе представить, возможно ли по-другому? я как историк хорошо знаю, из чего сегодн€ состоит сознание большинства русских людей, включа€ элиту. Ёто опилки: даже хуже - насто€щие <тараканы в голове>. ¬с€ наша истори€, и не только советска€, фальсифицирована, причем неоднократно.   <мифическому фальсифицированному> добавилось <советское фальсифицированному> марксистское>. ¬ свое врем€ € назвал это удвоением несвободы. ј сейчас уже, наверное, нужно говорить об утроении. Ќу и как могут сегодн€ те или другие (€ имею в виду власть и этих бедных людей) найти правильное решение? Ќикак. ∆ириновский па€сничает - все смеютс€, все хорошо. –огозин нагородил врань€ - оп€ть все довольны: он же за нас, он наш парень:

- ¬ы говорили о преемственности самовласть€.  огда у нас нарисовалс€ этот институт?

- «адолго до ухода ≈льцин стал размышл€ть над тем, какие грехи совершил и могут ли за них с него спросить. » пришел к выводу, что могут. √рехов всего четыре, но каких! Ѕеловежска€ ѕуща, расстрел ¬ерховного —овета, приватизаци€ <по „убайсу>, война в „ечне. » судить могли бы, как сейчас ћилошевича. ѕоэтому Ѕорис Ќиколаевич задумалс€: как все-таки такого суда избежать? ƒа с помощью гарантированной власти спецслужб над законностью. ѕочему выбор пал на спецслужбы? ¬о-первых, за врем€ приватизации они не успели столько нашкодить, сколько остальные. »х не допустили на равных с другими к залоговым аукционам. Ќо они времени даром не тер€ли: наблюдали, фиксировали, подсчитывали: ≈льцин пон€л: если сменитс€ власть, с него спрос€т, и спецслужбы помогут, потому что много знают и злые за свою нищету. ¬от он и придумал ѕутина, чтобы себ€ обезопасить. Ќо такой прыти от ¬ладимира ¬ладимировича, надо полагать, не ожидал:

- ѕоэтому пришли силовики?

- Ќе только поэтому. ƒело в том, что социальный рисунок жизни и до ≈льцина, и при ≈льцине, и после него предполагал и предполагает массовое насилие в качестве жизненной нормы. ≈сли с одним ’одорковским справитьс€ по закону не могут, не умеют, то как справл€тьс€ с большим количеством независимых и богатых людей? ¬едь, действительно, можно дожить до дешевого кредита, гарантированного банком, до независимого суда! ”жас.

» они пон€ли: насильничать придетс€ об€зательно и много. ѕотому что, по их убеждени€м, гаранти€ не только дл€ себ€, но и гаранти€ стабильности - в насилии. “о есть это решение было глубоко осмысленным, причем с чьей стороны в большей мере - ≈льцина или ѕутина, - сказать трудно.

“огда же запустили байку о <гор€чем сердце>, <холодной голове> и прочем, а недавно поведали: если и вод€тс€ у нас честные люди, то только в чекистской среде.

- √овор€т, есть проект, условно назовем его <проект-2008>. ќн предполагает сохранение ѕутина у власти, превращение страны в парламентскую республику, когда практически однопартийный парламент назначает правительство, рычаги управлени€ государством передаютс€ премьер-министру, а президент становитс€ свадебным генералом. Ёто возможно?

- ј почему бы и нет? ≈сли все деньги и власть в руках 20 человек, почему бы им однажды не договоритьс€: <–еб€та, давайте сделаем ѕутина премьером, а через четыре года снова изберем президентом>. ≈сть и другой вариант: <ј на черта вы мне вообще нужны? Ѕудете делать то, что скажу, кем бы € ни был>.

Ќу станет ѕутин премьером, потом оп€ть президентом.  акое это имеет значение при отсутствии гражданского общества, при населении, готовом бесконечно ждать милости от <цар€>, при наличии огромного мешка в руках  удрина, достающего оттуда по 40, по 100 рублей прибавки к пенсии. Ётого мешка, думаю, еще лет на дес€ть хватит, он, скорее всего, дл€ того и предназначен. “о есть дл€ пожаротушени€. “акие люди, как «урабов и  удрин, не допускают грубых ошибок. ќни, мне кажетс€, решили катать <пробные шары> и смотреть, как дело идет.

Ётот естественный дл€ нас сегодн€ путь развити€ мы унаследовали от татаромонгольского ига и до сих пор остаемс€ <в колее>. √лавным дл€ ќрды было зайти как можно дальше - до Ќовгорода, до ≈вропы - и насилием удерживать захваченное. „то сделал —оветский —оюз? ѕолез в јфрику, Ћатинскую јмерику, јзию.  то-нибудь спросил: зачем?! Ќо если так далеко зашли, значит, надо захваченное как-то держать. ¬от наследники ———– и держат до сих пор, но уже на своей <малой> территории. Ќесколько человек контролируют остальное население, а кто дернетс€ - <башку долой>.

<Ќезамешенность>, зыбкость человеческого <теста> на –уси - в несообразности человека рассто€ни€м.

-  акие параллели вы как историк можете провести между нашим сегодн€шним состо€нием и нашим непредсказуемым прошлым? Ќа что это похоже?

- Ќи на что, случай уникальный. Ќо, сдаетс€ мне, в –оссии уже навеселились, головушка уже начинает трещать с похмель€.

- Ёто <с похмель€> решили установить пам€тник —талину на ѕоклонной горе?

- –асскажу вам короткую историю. ћой дед держал ремесленную мастерскую в деревне - был стол€ром-краснодеревщиком, вырезал и золотил иконостасы по всему ѕоволжью. ¬ один приснопам€тный день пришли его раскулачивать. ј раскулачивать нечего: земли нет, скотины нет, зерна - и того нет. ј в мастерской что вз€ть? »нструментишко старый? “огда <экспроприаторы экспроприаторов> решили срубить березу на дедовом дворе. ќт злобы, наверное. ƒед вышел к рубщикам: <Ќе валите березу>.

ќни в ответ: <ј зачем она тебе?> - < огда вы уйдете, € на ней повешусь>. Ќе убедил, срубили.

Ћично мне эта истори€ говорит о сталинщине больше иных научных трактатов, потому что точно так же - бессмысленно и беспощадно - срубили в нашей стране миллионы голов. ¬пору ужаснутьс€, а мы и удивл€тьс€ перестали. “ак и живем.

—колько себ€ помню, у нас дома висит незамысловата€ картина. Ќа ней - улица, где когда-то сто€л дедов дом. Ќесколько лет спуст€ после этого эпизода на ней подрисовали ту самую березу - но не на самой картине, а снаружи, маслом по стеклу.  то-то покривитс€ от безвкусицы и скажет: <лубок>. ј дл€ мен€ это тот же мул€ж, призрак. ќни глубоко в нас. ќни - основа всей великой русской литературы. ѕопробуй разберись, где они заканчиваютс€ и начинаетс€ жизнь. ћертвые души.

√алина ћ”–—јЋ»≈¬ј, ¬италий я–ќЎ≈¬— »…
Ќова€ газета

 
Copyright © 2002-2021, –оссийска€ коммуникативна€ ассоциаци€. All rights reserved.
ѕри использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru об€зательна. Webeditor
::Yamato web-design group::