| на главную | карта сайта | контакты |

– ј на FACEBOOK WEB-—ќќЅў≈—“¬ќ – ј RJoC - ∆”–ЌјЋ – ј

Ќќ¬ќ—“»
ќ – ј
 јЋ≈Ќƒј–№
ѕ–ќ≈ “џ
Ѕ»ЅЋ»ќ“≈ ј
»ћ≈Ќј
ѕј–“Ќ≈–џ


ѕќ»—  Ќа сайте
¬ яndex


ј–’»¬
Ќќ¬ќ—“≈…

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

17.02.2004

√”ћјЌ»“ј–Ќќ≈ ќЅ–ј«ќ¬јЌ»≈: ѕќ–„ј »«Ќ”“–»

јндрей –ќ——»”—

–усский ∆урнал: ¬ последнее врем€ посто€нно идут разговоры о состо€нии образовани€; в св€зи с попытками объединени€ стандартов высшей школы встает вопрос о сходствах и различи€х между нашими и западными университетами.  аким видитс€ положение вещей в данной области вам?

јндрей –оссиус: я, разумеетс€, могу судить об этом предмете только исход€ из собственного, очень ограниченного опыта, и только о гуманитарной его стороне. ≈сли говорить одним словом, лично мне кажетс€, что главные тенденции в развитии образовани€ мы раздел€ем с европейскими странами и јмерикой, но при этом есть у нас и значительный собственный, так сказать, couleur locale. ќ том, куда все движетс€, лучше всего позвол€ет судить вот какой эпизод. Ќеобыкновенно у нас попул€рна€ де€тельница, ћаргарет “этчер, во врем€ посещени€ ќксфордского университета беседовала с отличившимис€ студентами. Ќа вопрос о предмете ее зан€тий одна девушка из скромной семьи, получивша€ стипендию за особые успехи в учебе, ответила, что она изучает античную археологию. Oh, that's a luxury! - недовольно воскликнула “этчер. «а этими словами - небывалое по цинизму отрицание права человека следовать по пути отвлеченного знани€, права, на которое прежде никто не пос€гал. ¬первые человек заведомо более низкого интеллектуального и духовного горизонта решаетс€ диктовать свои взгл€ды на мир тому, кто свои ориентиры устанавливает выше уровн€ обыденности. —тарый молчаливый договор, гласивший: € стремлюсь вверх и довольствуюсь скромным, тебе отходит все благососто€ние, но и заботы о его поддержании, - этот веками незыблемый договор сегодн€ вне вс€кого сомнени€ расторгнут и нарушен той его стороной, котора€ представл€ет практическую жизнь; эта сторона уже не готова терпеть саму возможность жизни созерцательной и велит каждому быть коммерсантом, юристом, экономистом - но не философом, не созерцателем. я не знаю, чьи интересы сто€т за происход€щими у нас на глазах изменени€ми, да и есть ли вообще тут какие-то интересы - может статьс€, мы наблюдаем всего лишь усредненный результат суммы неких стихийных копошений, - однако государство в подходе к образованию стало повсюду утилитарным, и дело здесь не в пороках видени€ цели, а просто в изменении системы ценностей в обществе, когда утрачены последние остатки уважени€ к образованию и веры в высокую культуру, веры, которой прежде, хот€ бы в смутном ощущении, не чужды были даже люди, совсем от культуры далекие.

Ќова€ государственна€ вол€, воплощающа€, надо полагать, изменившуюс€ волю масс, энергичнее всего проводитс€ пока что в системе высшего образовани€ в »талии, и там же наступающа€ реформа из-за традиционной, хот€ и относительной, непокорности профессорской среды наталкиваетс€ на наиболее выраженное (впрочем, все равно очень слабое) сопротивление. ‘ормальна€ сторона нововведений заключаетс€ в "фиксировании" (т.е. ограничении) аудиторных часов, отпущенных на преподавание отдельных дисциплин, и в повсеместном введении двухступенчатой университетской системы, при которой после трех лет обучени€ можно претендовать на звание бакалавра, а после еще двух - магистра. ¬ основу кладетс€ задача практической пригодности и "востребованности" полученных в университете знаний; затрачиваемое на изучение любого предмета врем€ жестко нормировано - в курсах истории литературы, к примеру, на аудиторный анализ классических сочинений его не остаетс€. —тара€, традиционна€ иде€ гуманитарного образовани€, предполагавша€, что к знанию следует стремитьс€ бескорыстно и ради него самого, независимо от мнимых выгод и невыгод конечного результата, прочно забыта; процесс обучени€ словно подчин€етс€ неким производственным интересам. „удес не бывает, и качество гуманитарного образовани€ показывает все признаки ускор€ющейс€ деградации. ќдним из редких протестующих голосов оказалась книга с характерным названием "“ри плюс два равн€етс€ нулю" (Tre pi? due uguale zero). Ќельз€, однако, сказать, чтобы сопротивление было энергичным, напротив: растущий конформизм как среди преподавателей, так и среди студентов служит самой благопри€тной почвой дл€ насаждени€ такого рода новшеств. ќдна дама даже написала по этому поводу книгу, которую она озаглавила "–ассказы о школе дл€ моей собаки" (La scuola narrata al mio cane), в том смысле, что найти собеседников дл€ этой, волнующей ее, темы среди коллег она не может.

Ќо все сказанное касаетс€ еще набора традиционных дисциплин, это, так сказать, порча изнутри, в то врем€ как худша€ опасность надвигаетс€ извне - это сокращение числа желающих изучать в университете серьезные гуманитарные предметы. ”сердно насаждаемые семена дали всходы, и молодым люд€м все чаще хочетс€ "простых вещей", а именно, чтобы было побольше удовольствий и поменьше труда, и они станов€тс€ легкой добычей новой системы: тут у них полное взаимопонимание с инициаторами реформы. “ут уместно будет вспомнить мое собственное наблюдение, сделанное, конечно, в ћоскве, но, суд€ по косвенным признакам, верное и в целом. “ак вот, в последние годы студенты вдруг перестали стесн€тьс€ своей необразованности: столкнувшись в лекции с непон€тным местом, они не испытывают ни стыда, ни желани€ поправить дело, но хихикают, словно ѕ“”шники. Ћет 10 назад такого еще не было. —коро, видимо, стесн€тьс€ надо будет уже образованности.  огда € сказал моему италь€нскому коллеге, что наше призвание, классическа€ филологи€, лет через 30-40 как професси€, наверное, отомрет, он ответил: нет, в каком-то смысле мы останемс€, как есть еще, например, ихтиологи. »ными словами, при наметившемс€ ходе вещей некоторое число людей, занимающихс€ серьезными дисциплинами по велению внутренних интересов останетс€, но их уровень, вместе с уровнем вырождающейс€ среды, неизбежно будет падать. ¬ университетах же будет и дальше происходить уже идущий ударными темпами захват традиционных гуманитарных факультетов паразитарными "специализаци€ми", вроде вездесущей рекламы, св€зей с общественностью и прочим коммерческим товаром, когда виды де€тельности, попросту не нуждающиес€ в отдельной системе образовани€, продаютс€ подготовленным соответствующим образом покупател€м.

¬идимо, чиновники, разрабатывающие принципы этой реформы и корм€щиес€ вокруг т.н. "Ѕолонского процесса", настолько скверно образованы сами, что дл€ них тайной остаетс€ проста€ истина, бывша€ очевидной дл€ правителей и нанимателей во все прежние времена: человек с хорошим общим образованием на любом посту в обществе добьетс€ большего, чем тот, кто выучилс€ специально одному ремеслу. ј общий тон окружающей жизни и складывающа€с€ интеллектуальна€ атмосфера отнюдь не способствует рассе€нию этих заблуждений: гр€дущий хам прибыл, так сказать, по назначению.

–∆:  ак же этот общий тон жизни вли€ет, по-¬ашему, на образование и на университет?

ј.–.: ѕроще всего ответить на этот вопрос цитатой: как говорит по известному поводу в комедии √огол€ персонаж по имени ”тешительный, "да ведь это очень облегчено теперь". Ќеобыкновенно облегчены теперь и философствование, и другие виды умственной работы, а вместе с ними и образование. —овременный человек так глубоко, на инстинктивном уровне убежден в непогрешимости прогрессистской схемы, что даже предположить возможность существовани€ неких непревзойденных вершин в культуре и мысли он не способен, и еще менее готов он поверить в их непреход€щую ценность. ј вдруг в человеческой культуре некоторые ее отрасли изредка достигают своего рода пиков, и потом такие пиковые периоды, эпохи наивысшего расцвета, приобретают на последующие времена непреход€щую ценность - до тех пор, пока не закатитс€ вс€ данна€ культура? - Ќет, если уж есть философи€ сегодн€, то это более верна€ и доброкачественна€ философи€, чем вс€ прежн€€. “ут с изумлением приходитс€ читать, как некто с гегель€нской истовостью защищает достижени€ постмодернизма - поистине, за этой убежденностью сквозит вера в реализацию мирового духа: ждите судного дн€ с радостным трепетом, все старое опровергнуто; там из уст философа, человека глубокой культуры, вдруг слышишь исполненные торжества речи о конце "высокой" культуры. ѕоставщик аргументов в пользу этого рассуждени€, книга √оркгеймера и јдорно, принимаетс€ на веру буквально, как рецепт жизни, а не как лини€ мысли, доведенна€ до своего абсолютного логического предела. ѕоследнее, конечно, необходимый метод дл€ философского исследовани€, однако соотносить его с повседневной жизнью - дело не менее наивное и слабоумное, чем известна€ латиноамериканска€ попытка иезуитов учредить ѕлатоново государство. ”дивительно, в какой мере оформители духа эпохи слепы к простой очевидности, котора€ €сна была уже ѕлатону. “ак стараютс€ они избежать вс€кого намека на роль философии как "преобразующего мир" учени€, что не вид€т того, что вполне €сно было античным философам. ≈сли внимательно читать ѕлатона (пусть даже VII письмо, где эта мысль выражена €снее всего, его перу, пожалуй и не принадлежит, но те же идеи имеютс€ и в "√осударстве" и в других диалогах), становитс€ пон€тно, что с его точки зрени€ философи€ удовлетвор€ет стремление, соприродное человеку, стремление к поиску истины в ключевых вопросах. ћетафизика - потребность тонко организованного духа, инструмент познани€ себ€ - а не инструментального познани€ подлежащей воздействию реальности. Ќадо строить воображаемые миры, чтобы перестроить себ€. „то же, утратив веру в бескорыстный, незаинтересованный поиск истины, всегда до сих пор бывший главным двигателем интеллекта, неизбежно будешь отказывать в этом и всем другим, не только современникам, но и предшественникам. “огда и в самом деле философска€ гримаса, переписывание наизнанку великих трансцендентальных прозрений, вроде трактата √орги€ "ќ небытии", переиначившего навыворот поэму ѕарменида, предстанет чем-то равноценным искаженному образцу, а то и превосход€щим его. », между прочим, √оргий очень в ходу у современных законодателей интеллектуальной моды.

Ќо и остроумие упражн€ть может знающий человек, а может и незнающий, со всеми вытекающими последстви€ми, и это уже совсем близко к вопросу об атмосфере, в которой разворачиваетс€ ныне образовательный процесс. “о мы говорили о корифе€х данного направлени€, но стоит обратить взор на их последователей, и мы увидим среду, в которой философствование облегчено уже до какой-то окончательной легкости. «десь царит пр€мо- таки неофитска€ готовность записать в разр€д барахла все попытки серьезной и углубленной рефлексии; господа, которые не в состо€нии конкурировать с јристотелем интеллектуально, поступают проще: жаждущим шествовать в первых р€дах они внушают идею, что мыслить вместе с јристотелем немодно, зато очень современно гримасничать вместе с ними. ¬еликие подступы к поиску истины необходимо заменить вульгарным словом "проект", ибо все ангажировано, а выстраданные аргументы - как если бы все они были низведены к одному роду и уровню гистрионства и заведомой неискренности -словом "жест", подчеркнуто низвод€щим все интеллектуальные усили€ до одного - низкого - уровн€, своего рода физиологии духовной де€тельности.

ѕоказательна в этом смысле истори€, случивша€с€ лично со мною и неплохо характеризующа€ уровень той фракции, чей голос сегодн€, пожалуй, слышнее всех остальных. ћне пришлось перевести на русский €зык книгу о софистах французской исследовательницы Ѕарбары  ассен.  нига эта, по моему убеждению, - насто€ща€ гадость, расписывающа€ историю греческой философии как раз под углом зрени€ только что названной идеологии; вдобавок автор допускает множество небрежностей при анализе текстов античных философов, а порой, € подозреваю, идет и на сознательное искажение их смысла в угоду своим цел€м. ¬се это € постаралс€ показать в примечани€х к переводу.  аковы же оказались отзывы "компетентных" людей? –ецензенты были единогласны в своем восторге от этого, пр€мо сказать, мошенничества. Ёто значит, что либо ни один из них так и не прочитал хвалебно рецензируемую книгу, либо среди них нет ни одного искреннего человека. ƒело вышло наподобие известной формулы развитого социализма - писатель делает вид, что пишет, читатель - что читает. ќдин рецензент, если только € верно помню, даже открывает у автора этой писанины какие-то новые положительные черты по сравнению с "учител€ми", т. е. то ли с ƒелезом, то ли с Ћаканом, не жела€ видеть в упор главное, бросающеес€ в глаза свойство этой и подобных ей книг, а именно, отсутствие интеллектуальной честности, котора€, между прочим, отличала любое исследование, над которым они теперь готовы поглумитьс€. ѕричем пишутс€ такие рецензии с неизменной постмодернистской наглостью - их авторы даже о самых неведомых им предметах говор€т так, словно давно их разжевали и выплюнули. ƒосаднее всего то, что переводить книгу, в которой место честного аргумента занимает гримаса, безумно трудно; за то врем€, что € на нее потратил, € мог бы перевести "ћетафизику" јристотел€ - главный, наверное, текст европейской философии, который в этом переводе очень нуждаетс€, так как существующий его русский вариант пон€ть почти невозможно.

–∆: ѕочему же ¬ы вз€лись за перевод этой книги, а не "ћетафизики"?

ј.–.: ќчень просто: было трудное врем€, надо было как-то зарабатывать. ‘ранцузские координаторы программы "ѕушкин" включили в нее данное сочинение, ибо люди эти все принадлежат к вли€тельным академическим группировкам и, естественно, преследуют собственные интересы. ј русска€ "ћетафизика" им вовсе не нужна и скорее была бы, с их точки зрени€, даже вредна. я не думаю, что мне надо так уж стыдитьс€ этого перевода - € сделал свою работу, и важно лишь, хорошо или плохо € ее сделал: в конце концов, за цель моих усилий можно прин€ть стремление сделать этот текст доступным широким сло€м читающей публики в нашей стране и помочь им самосто€тельно разобратьс€ с тем, что хорошо и что плохо. ќднако публика, видимо, озабочена совсем иными вопросами.

–∆: ’орошо, однако по-прежнему не совсем €сно, как соотноситс€ все, что вы описали, непосредственно с процессом образовани€, его задачами и техническим воплощением.

ј.–.: я пыталс€ рассказать об интеллектуальном климате, господствующем, по крайней мере, в столице: он сам есть продукт состо€ни€ образовани€, но он же, в свою очередь, и определ€ет это состо€ние. »так, можно ли наде€тьс€ на особые достижени€ на стезе образовани€ у людей, которых отличает радикальна€ чуждость идее интеллектуального усили€, труда как платы за освоение неведомого, желание простоты во всем, независимо от характера вопроса, неготовность к встрече со сложным и клишированное, но крайне наглое мышление?   этому примешиваетс€ и другой грех - элементарна€ не€сность в головах людей и отсутствие у них вн€тного представлени€ о структуре гуманитарного знани€ и, следовательно, образовани€. Ќо об этом мне проще было бы говорить, опира€сь на опыт в той области, где € работаю сам, то есть в преподавании древних €зыков и других античных дисциплин.

Ќе так давно мен€ поразило одно место в статье ». ћильштейна, обличающей некоторые за€влени€ журналиста ћ. —околова. ќн пишет, что —околов "в совершенстве знает латинский и греческий €зыки", но взгл€ды имеет самые негодные, иными словами, что пещерные воззрени€ уживаютс€ в этом человеке с высокой культурой и образованностью. ѕожалуйста, поймите мен€ правильно: € вполне согласен с аргументами критики в адрес —околова; с другой стороны, € не ставлю под сомнение и таланты - полемические и аналитические - критикуемого сочинител€; € рад уже от того, что он, по крайней мере, очевидным образом включает знание древних €зыков в свою систему ценностей как некий ориентир. –ечь идет только о форме высказывани€ в статье его обличител€, котора€, на мой взгл€д, весьма убедительно характеризует расхожие представлени€ относительно области, нас здесь интересующей. ¬с€ эта истори€ напоминает мне мифы о необыкновенной, сверхчеловеческой образованности Ћенина, которые внушались нам в советской школе. ƒаже скептики в эти мифы, в общем-то, верили.  олоссальна€ образованность Ћенина состо€ла в том, что он умел читать на четырех €зыках, говорил, кажетс€, на одном и прошел курс древних €зыков в провинциальной гимназии. я сомневаюсь, что до революции можно было найти не то что университетского профессора, а гимназического учител€, дл€ которого подобный набор образовательных навыков не был бы чем-то само собой разумеющимс€. —реди советских апокрифов о чудесных знани€х Ћенина был и такой - его в оправдание права своего предмета на существование приводил в предисловии к одной из немногих древнегреческих грамматик советского времени ее автор. якобы имеетс€ записка Ћенина, звучаща€ примерно так: "“ов. Ѕонч- Ѕруевичу [€, конечно, не уверен сейчас насчет Ѕонч-Ѕруевича, но все такие записки адресованы были почему-то, как правило, ему]. ѕрошу доставить мне - на одну ночь - древнегреческий словарь, самый лучший". ƒалее следовал комментарий: Ћенин, дескать, "в т€желейшие годы разрухи" обращалс€ к наследию древнегреческой философии. Ќа это любой студент, если не первого, то уж третьего года наверн€ка, скажет: 1. если бы он был хоть сколько-то компетентен, он знал бы, какой словарь "самый лучший"; 2. сама надежда симбирского экс-гимназиста, что он что-то отыщет - или даже просто в чем-то лично дл€ себ€ разберетс€ - за одну ночь, смехотворна: это дело, дл€ усвоени€ которого нужны годы систематических зан€тий, а главное, посто€нный и долгосрочный к нему интерес, никаких признаков которого в остальной карьере Ћенина мы не примечаем. —обственно, вопиющий дилетантизм так называемых философских трудов Ћенина дает достаточное свидетельство уровн€ его историко- философских штудий. » подобно тому, как заур€дный культурный уровень - уровень не интеллигента даже, но средней руки служащего, - недообразованное население охотно принимало чуть ли не за аристократизм духа, так и в нашем случае: элементарна€ гимназическа€ премудрость кажетс€ полемисту чем-то настолько абстрактным и недос€гаемым, что он сразу готов отдать своему врагу лавры совершенства. –ассмотрение феномена лишь через крайние его полюсы, между прочим, само служит свидетельством упрощенности мышлени€.

≈сли теперь все же вернутьс€ собственно к вопросу о мере познаний г-на —околова в области классических €зыков и прочих древностей, кое-какие догадки можно высказать и здесь, даже не облада€ точными сведени€ми. я семь лет, с 1996 по 2003 год, возглавл€л кафедру классической филологии ћ√” и ex officio очень хорошо был осведомлен о состо€нии дисциплины в нашей стране. ’ороших знатоков латыни и греческого - единицы. ѕредставьте себе, если профессору консерватории вдруг сказали бы о ком- то, кого он знает в качестве пл€суна: "это гениальный скрипач". ” него были бы все основани€ удивитьс€. ƒревние €зыки - ремесло того же рода, их нельз€ просто знать: они требуют посто€нного труда и упражнени€ в течение всей жизни, а уж "знать в совершенстве" - такого не решилс€ бы сказать о себе никто из величайших филологов даже лучших, чем нынешн€€, эпох.

–∆:  стати, о годах вашего заведовани€. ћы до сих пор говорили о, так сказать, имманентных тенденци€х образовани€ и о том, какие представлени€ о нем складываютс€ в обществе; опыт администрировани€ дает ¬ам основание судить об институциональной природе гуманитарного образовани€ именно в российском университете.

ј.–.: я еще раз оговорюсь, что сфера моих интересов и наблюдений, конечно, в любом случае очень ограничена. ≈сли бы мен€ вынудили признатьс€, что € думаю по этому поводу, € вынужден был бы сказать, что, по моим впечатлени€м, главна€ черта, отличающа€ сегодн€ нашу высшую школу от западной, - это провинциальность, и вот первейший ее симптом: все те печальные процессы, о которых чуть раньше мы говорили на примере тамошних университетов, у нас происход€т под непрекращающиес€ крики о необычайной фундаментальности нашего образовани€ и его превосходстве над образованием западным.  онечно, университет университету рознь, и всегда можно где-нибудь найти факультет, уступающий тому или иному нашему факультету. Ќо если брать университеты, хот€ бы в идеале равноценные - к примеру, ћ√” и  ембридж, - подобные за€влени€ звучат дл€ моих ушей попросту смехотворно. я не берусь судить о естественных науках, но гуманитарные дисциплины (исключа€, по пон€тным причинам, русистику) сравнени€ заведомо не выдерживают. ћне, кстати, ни разу не пришлось слышать ни в ќксфорде, ни в  ембридже, ни в √арварде, ни где-либо еще чванливых за€влений о собственном превосходстве над кем-либо: это просто дурной тон. „то же касаетс€ сравнени€ уровней, достаточно вспомнить, что библиотека любого провинциального университета в развитых европейских странах и јмерике нашему ученому кажетс€ раем. ƒл€ одной только классической филологии требуетс€ подписка более чем на сотню специальных журналов: прочитать их нельз€ ни в одной библиотеке –оссии, не то что в библиотеке ћ√”. Ёто означает, что ученый просто не в состо€нии следить за развитием дискуссий в своей области, и основна€ масса учебных курсов оказываетс€ построена во многом на повторении неких застывших представлений 20-летней давности, а не на испытании лекци€ми тех концепций, которые данный преподаватель отстаивает перед своими коллегами на арене мировой науки. » хот€ здесь, как и вс€кий раз, следует сделать оговорку, что в наших университетах работает множество специалистов мирового класса, их совокупна€ де€тельность все же, за редкими исключени€ми, не сливаетс€ в то особое качество, которое заставл€ло бы знатоков во всем мире говорить, что такой-то русский университет есть важнейший центр исследований, например, в области - чтобы никого не обижать, скажу о своем - критики текста греческих авторов. я, между прочим, отказываюсь верить, что на финансирование научных библиотек в стране, а в р€де случаев и у самих университетов, нет денег: на другие траты деньги наход€тс€ всегда, так что речь идет о сознательным выборе начальников.

 стати, о начальниках - они составл€ют еще одну €ркую черту местного колорита. Ќашими факультетами прав€т не коллективы преподавателей, а начальники канцел€рий и бухгалтерий, и власть их в последние годы только усиливаетс€. Ѕыл непродолжительный период в середине 90-х годов, когда университетска€ бюрократи€, вроде бы, попритихла, но теперь она снова расправила плечи. Ќо еще злейша€, и тоже чисто местна€ беда - это от€гощенность университетских программ псевдодисциплинами, которые, нам на досаду, все почти принадлежат к гуманитарной сфере. я имею в виду все переименованные науки - историю  ѕ——, научный коммунизм, исторический материализм и т.д. я дорого бы дал за статистические данные (и подозреваю, что отсутствие их, может быть, и не случайность) о соотношении в наших университетах между кафедрами, де€тельность которых хот€ бы номинально посв€щена "делу", и кафедрами паразитарными, кафедрами "общественных наук". Ѕоюсь, что удельный вес последних во всей их совокупности едва ли не равен всему остальному. я сознательно оставл€ю в стороне вопрос о том, что и на обычных кафедрах всегда есть "балласт" - это феномен общераспространенный и неизбежный, потому что вн€тных границ тут установить нельз€, и каждый из нас в чем-то хорош, а в чем-то и вреден. —ловом, во всем мире норма дл€ университета - слагатьс€ из очень разнородных и неравноценных сил, но только у нас едва ли не половина преподавательских ставок и изр€дна€ дол€ учебного времени трат€тс€ на прокорм целого племени людей в основном, в массе своей, безнадежных.  онечно, оп€ть-таки необходимо оговоритьс€, что какие-то курсы общего гуманитарного профил€ - истори€ дл€ всех, философи€ дл€ всех - полезны и нужны; с другой стороны, и среди этих преподавателей много людей компетентных и благонамеренных. ќднако сохран€€ названные кафедры в их, в сущности, первозданной советской форме, с программами, прошедшими лишь декоративную правку, мы лишаем нашу систему образовани€ надежд на коренное изменение к лучшему. ѕоэтому на сегодн€шний день наилучшим выходом из положени€ была бы, на мой взгл€д, временна€ отмена соответствующих дисциплин. Ќадо сказать, что удобна€ возможность дл€ этого, как и дл€ роспуска самих кафедр - как мы могли наблюдать в более общем случае с университетской бюрократией, - открывалась в начале и в середине 90-х годов. ћне трудно гадать о конкретных причинах, почему представившийс€ шанс не был использован: то ли не име€ достаточно воли, то ли скорее рассчитыва€ в будущем использовать этот немалый электоральный потенциал (ведь высшие должности в университетах - формально выборные) тогдашнее руководство университетов, в том числе и ћ√”, не решилось распрощатьс€ с этой публикой, а теперь уже и поздно: состо€щие из нее кафедры начали самовоспроизводитьс€. ¬ообще одной из самых больших ошибок, упущенных возможностей в системе высшего образовани€, как и в других сферах де€тельности в нашей стране, надо, кажетс€, признать не проведенные воврем€ люстрации.

¬ конце концов, дело даже не в том, что неизлеченные с советских времен пороки снижают конкурентоспособность нашего гуманитарного образовани€. √лавна€ задача университетов - не быть впереди всех, а формировать внутри себ€ и распростран€ть в обществе климат интеллектуальной честности, терпимости и уважени€ к знани€м, иными словами, способствовать см€гчению нравов. ћне вспоминаетс€, как в свое врем€ в передаче по радио "—вобода" € слышал обсуждение такого зла, как пресловута€ "дедовщина" в армии. —обеседники сошлись в том, что высшее образование очевидно полезно: те молодые люди, которых забрали в солдаты из института или сразу после его окончани€, вели себ€ намного приличнее других и не так склонны были к дурным формам группового поведени€. ѕрискорбно будет, если такой уровень воспитательного воздействи€ на общество так и останетс€ пределом, достижимым дл€ наших университетов.

–∆: ¬ ¬ашей речи звучала не€вно выраженна€ мысль о том, что изучение древних €зыков, собственно классическое образование должно быть фундаментом вс€кого гуманитарного образовани€.

ј.–.: “очнее была бы така€ формулировка: классическое образование представл€ет собой один из возможных путей к интеллектуальной самосто€тельности - и состо€тельности, может быть, самый краткий и эффективный среди всех прочих путей, но далеко не единственный. ”тверждение это отнюдь не самоочевидное и нуждаетс€ в обосновании, в данном случае историческом. —тановление идеи классического образовани€ произошло в 14 и 15 вв., когда отдельные €ркие личности открыли дл€ себ€ в текстах древних авторов такие высоты духа, на какие все последующие времена, по их глубокому убеждению, были уже неспособны. ”веровав в их непреход€щую ценность дл€ формировани€ нравственного статуса человека, эти люди стали боротьс€ за то, чтобы изучение греческих и римских писателей зан€ло центральное место в образовании, прежде всего университетском. "√уманист" в контексте ренессансного университета и значит, собственно, разъ€снитель античных текстов: сама конструкци€ этого слова (латинский корень и греческий суффикс) указывает на искусственную его природу, корен€щуюс€ в университетском жаргоне той поры, вроде наших школьных прозвищ дл€ учителей - "физичка", "химоза". ¬от почему, несмотр€ на то, что практически все остальные гуманитарные дисциплины оказались смоделированы по образцу наук о древност€х, главным основанием дл€ претензий классического образовани€ на особую роль фундамента гуманитарной образованности по- прежнему служит не эта генетическа€ св€зь, но все та же стара€ вера в исключительную ценность античного опыта дл€ всей человеческой культуры.  ак только мы внутренне согласимс€ с тем, что никаких особых и неповторимых взлетов духа в античности не было, что нынешние писани€ ни в чем не уступают древним (а сделав этот шаг, мы неизбежно вместе с певцами постмодернизма решим, что и вообще все это чушь, теперь наконец преодоленна€), самый смысл традиционного классического образовани€ исчезнет. ¬опрос лишь в том, что придет ему на смену - и тут уже все зависит от того, какими глазами мы на это смотрим: кого-то открывающа€с€ перспектива радует, € не могу разгл€деть в ней ничего обнадеживающего. »так, в традиционно сложившейс€ системе гуманитарного образовани€ древние €зыки играют роль инструмента св€зи с пам€тниками античной словесности, которые и служат ориентиром, в конечном итоге определ€ющим всю иерархию ценностей образовательного процесса. ќб этом, к сожалению, сегодн€ редко кто вспоминает. √ораздо очевиднее друга€, при всей своей важности скорее дополнительна€ по отношению к первой функци€ изучени€ древних €зыков - функци€ катализатора умственных способностей. ƒревние €зыки труднее новых, в том числе и нашего собственного, они обладают строгой и изощренной грамматикой и могут одновременно передавать несравнимо большее число оттенков мысли. ≈сли на любом новом €зыке норма изложени€ мысли ориентирована скорее на "глупого" читател€ - сочиненный на нем текст по возможности нигде не должен допускать возможности неоднозначного прочтени€, - то тексты греческих и римских авторов принципиально требуют от своего читател€ немалых интерпретационных усилий; это должен быть читатель "умный". ≈стественно, что регул€рные упражнени€ такого рода весьма эффективно развивают герменевтические навыки. “у же роль, до известной степени, может играть математика - оттого и сто€ла она, нар€ду с греческим и латынью, в центре гимназической системы, - однако математика способна помочь усвоить грамматику, но не научитьс€ искусству тонкой интерпретации. ¬от почему филологическое, скажем, образование, осуществл€емое на прочной основе первоначального знакомства с древними €зыками, будет обладать совсем иной эффективностью, нежели образование, происход€щее на пустом месте. я приведу лишь один пример.  ак станет изучать филолог-классик французский, допустим, €зык? ¬начале за два-три дн€ он ознакомитс€ с его грамматической структурой, котора€ на фоне латинской грамматики совершенно прозрачна, а затем в привычной дл€ себ€ манере приступит к чтению лучших французских авторов, начина€ от самых простых и двига€сь к более трудным. „ерез несколько мес€цев его лексический запас позволит ему свободно читать даже самую изощренную поэзию, а натренированное стилистическое чутье позволит самосто€тельно судить о €зыковом искусстве индивидуальных писателей; при желании он сможет и быстро научитьс€ неплохо писать по-французски.  онечно, чтобы по-французски научитьс€ еще и говорить, потребуетс€ обычное в таких случа€х упражнение, однако после того, как он справитс€ здесь с элементарными задачами, наш ученик, воспитанный на шедеврах французской прозы, заговорит на более богатом и, главное, культурном €зыке, нежели тот, кто идет по общеприн€тому ныне пути. Ётот последний € охарактеризовал бы как путь постановки псевдозадач.  ак иначе объ€снить, что после п€тилетнего изучени€ одного-единственного €зыка выпускники всех почти €зыковых отделений наших университетов в массе своей владеют лишь каким-то подобием довольно вульгарного стил€ и знакомы с написанной на этом €зыке литературой лишь самым поверхностным образом? Ќа филологическом факультете ћ√” мне не раз приходилось бывать на заседани€х и "круглых столах", посв€щенных преподаванию новых €зыков. —обрани€ эти представл€ли собой череду выступлений преподавателей, которые рапортовали, сколь интенсивно в их группах идет изучение газеты, и как студенты прос€т еще и еще усилить упор на газету. Ќе надо быть семи п€дей во лбу, чтобы догадатьс€, что студенты просто лен€тс€ работать; о возможных мотивах преподавателей € предпочту умолчать.  огда на одном из заседаний по поводу преподавани€ так называемых "вторых", т.е. не таких важных, как "первые", €зыков, € предложил, чтобы за норму было прин€то знакомство студентов с текстом хот€ бы одного классического произведени€ литературы на этом €зыке - трагедией Ўекспира на английском, песнью " омедии" ƒанте на италь€нском, драмой  орнел€ на французском и т.п., - ответом было краткое недоумение, и тут же возобновились торжествующие рапорты о газетах. ¬от так под непрерывные заклинани€ о небывалой фундаментальности нашего филологического образовани€ по п€ть лет длитс€ изучение газеты и еще другой, не менее любимой €зыковой сферы - жаргона, как будто целью подготовки филолога €вл€етс€ засылка его шпионом в маргинальные слои населени€ той страны, где в ходу изучаемый €зык. я оставл€ю в стороне моральную сторону вопроса, € говорю только о мере эффективности того и другого подхода.

–∆: ¬ас, в таком случае, должен радовать подъем интереса к классическому образованию, наблюдаемый в –оссии в последние годы.

ј.–.: Ќесомненно, этот процесс внушает известные надежды - дело ведь не ограничиваетс€ по€влением нескольких новых классических отделений в университетах: важнее, может быть, то, что в –оссии перестроечной и послеперестроечной поры удалось открыть несколько средних школ, в большей или меньшей степени приверженных классическому куррикулуму и с большим или меньшим успехом функционирующих. Ќо так как об этих успехах уже много говорилось и писалось, €, подчин€€сь установившемус€ уже пессимистическому тону нашей беседы, скажу о том, что мен€ тревожит. я с несколько неуютным чувством подозреваю, что происход€щий на наших глазах подъем классического образовани€ в нашей стране ощущаетс€ как таковой только на фоне чудовищного провала, в каком оказались гуманитарные дисциплины за годы советской власти.  ак бы не оказалс€ наблюдаемый нами положительный эффект следствием инерции поп€тного движени€ ма€тника, амплитуда колебаний которого в более обширной перспективе необратимо затухает. Ќесколько лет назад, по-моему, в 50-м номере "Ќового литературного обозрени€" Ќ.ѕ. √ринцер напечатал статью о состо€нии классического образовани€ в –оссии, где он высказываетс€ в оптимистическом, в общем, тоне: "свой" тип молодого человека не отправилс€ в экономику и юриспруденцию, а внутри филологии не дезертировал в изучение новых, "денежных" €зыков; учебные группы филологов-классиков по-прежнему не обезлюдели. Ѕеда в том, что вр€д ли мы имеем право определ€ть тенденцию, суд€, если говорить о ћоскве, по двум-трем классическим отделени€м, на которые принимают по 5 человек. ћои личные впечатлени€, например, говор€т о том, что культурный уровень студентов, в том числе и тех, кто приходит изучать классическую филологию, за последние годы очень упал, что же касаетс€ степени их одаренности, то либо она вообще снизилась в этой возрастной группе, либо сильнейших привлекает сегодн€ все же не античность. ”влечение преподаванием древних €зыков в школе открывает иную, не менее тревожную сторону во всех этих процессах. ѕреподают их почти всегда студенты (об этом €влении вскользь говорит и √ринцер, но не о его последстви€х), т.е. люди, полные педагогического задора, но сами пока еще в 9 из 10 случаев (боюсь, что и это слишком щедра€ цифра) неспособные читать √ораци€ и ¬ергили€ дл€ своего удовольстви€, на опыте собственного чтени€ знакомые лишь с ничтожной частью той античной литературы, знание которой необходимо дл€ становлени€ личности и ее интеллектуального развити€. Ёто непри€тный, но, по-видимому, вполне реальный факт: в большинстве своем новые гимназические учител€ не люб€т и не знают литературы, к постижению которой они вроде бы ведут своих питомцев, а люб€т лишь элементарную латинскую грамматику. ќни помн€т только о второй, вспомогательной из тех двух функций изучени€ древних €зыков, о которых мы говорили раньше; инструмент они принимают за цель. Ёто, конечно, беда, и тут действует очень простое правило: кто сам не любит своих авторов настолько, чтобы читать их, не научит этой любви и других. «аведомо, казалось бы, прекрасное дело становитс€ если не бессмысленным, то двусмысленным. Ќадо сказать, что классические €зыки - не единственна€ педагогическа€ сфера, где мы наблюдаем такой парадокс. ” нас в стране до сих пор существует прекрасно налаженна€ система среднего музыкального образовани€ - уж во вс€ком случае она устроена несопоставимо лучше, чем народившеес€ школьное классическое образование. Ќо вот загадка: много ли ¬ы встречали выпускников и выпускниц музыкальных школ, которые бы пользовались полученным образованием во благо, стремились бы к дальнейшему росту, все врем€ играли бы новую музыку? Ќет, это у нас огромна€ редкость, среднее музыкальное образование превратилось скорее в нелепый факт какого-то мелкого престижа - не случайно говор€т: "окончил музыкальную школу", но почти никогда: "играет на ро€ле", "музицирует в составе любительского квартета". ј между тем в јнглии, к примеру, где структура музыкального образовани€ весьма примитивна по сравнению с нашей, огромное число музыкантов-любителей; если кто училс€ музыке, то почти наверн€ка дл€ того, чтобы всю жизнь потом играть. ¬ чем причина? я не знаю, может быть, в том, что редко кто из преподавателей музыкальных школ любит музыку больше своих повседневных педагогических об€занностей, может быть, сказываютс€ какие-то традиции поведени€, но, как бы то ни было, € не думаю, что грустный тон этих наблюдений так уж несправедлив. јнгли€, впрочем, в этом смысле скорее редкий пример - в других странах на массовом уровне нет, кажетс€, ни хорошо поставленного музыкального образовани€, ни любви к музыке. —овершенную аналогию этому мы встретим и в школьном преподавании древних € зыков (а так как уровень университетского их преподавани€ редко дот€гивает у нас до уровн€ насто€щей дореволюционной школы - тут- то отличие от высшего музыкального образовани€ имеетс€ кардинальное - то и в университетском): складываетс€ впечатление, что все делаетс€ единственно дл€ того, чтобы родители школьника, а когда подрастет, и сам он, могли говорить: учил латинский €зык. Ќо ведь не придет же в голову пока еще никому, слава Ѕогу, говорить "учил французский €зык" вместо "способен что-то сказать по-французски". ћежду прочим, в по€вившихс€ за последнее дес€тилетие в печати рассуждени€х о пользе древних €зыков и способах их преподавани€ мне ни разу не встретилс€ самый элементарный довод: что €зыки эти - окно в великую литературу, что тот, кто изучил их, на всю жизнь приобретает великое преимущество пр€мого доступа к несравненным культурным и интеллектуальным ценност€м.

–∆: ¬ыходит, гуманитарному образованию в целом и классическому образованию в частности гроз€т как внешние, социально-культурного пор€дка, так и внутренние опасности. ¬ чем же спасение?

ј.–.: Ќикаких новых рецептов € придумать, разумеетс€, не могу, а будут ли действенны традиционные, сказать очень трудно. ¬ начале XX века знаменитый петербургский профессор ‘.‘. «елинский опубликовал обращенный к юношеству очерк "ƒревний мир и мы", где он прекрасно сформулировал идеологию гимназического образовани€. ”чеба в гимназии, говорит «елинский своим читател€м, дает вам шансы на жизненный успех, которых лишены те, кому классическа€ гимнази€, в силу социальных ограничений, недоступна. Ёто неравенство должно быть компенсировано, и единственной платой с вашей стороны может быть готовность к труду и т€готам, в какие неизбежно выливаетс€ серьезное учение. ѕрислушиватьс€ к таким мысл€м, однако, станут только при господстве такой системы ценностей, в которой знание пользуетс€ уважением; сегодн€ же, как мы видим, образование никому не гарантирует почетного места в обществе. ѕереломить ситуацию в образовании возможно будет, лишь преодолев нынешнюю доминирующую тенденцию общественного сознани€, потому что невозможно ожидать беззаветного следовани€ по тернистому пути познани€ от молодых людей, все ча€ни€ которых (вспомним зазвучавшие еще в советские времена из уст старшеклассников высказывани€ вроде "зачем мне это нужно") свод€тс€ к неприкрытому желанию устроить себе жизнь легкую и доходную, остальное же неважно. ѕока у думающих людей не по€витс€ готовности боротьс€ за возвращение подзабытых ценностных ориентиров, не откроетс€ и перспектива формировани€ гуманитарного научного сообщества на таких принципах, при которых авторитет ученого определ€етс€ профессиональными достижени€ми, а не искусством помечать себ€ в качестве "своего" в борьбе клик. ¬озможно ли такое сегодн€? я не нахожу убедительных аргументов, почему бы нынешние люди менее к тому были пригодны. — другой стороны, € не вижу пока и никаких обнадеживающих признаков движени€ в этом направлении.

ƒата публикации: 12 ‘еврал€ 2005

»нформаци€: –усский журнал

 
Copyright © 2002-2021, –оссийска€ коммуникативна€ ассоциаци€. All rights reserved.
ѕри использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru об€зательна. Webeditor
::Yamato web-design group::