|
|
|
|
|
|
02.08.2004
NCA'S HOPE AT LUTHER CONFERENCE FOR FACULTY DEVELOPMENT
Мы с Ириной Николаевной Розиной только что вернулись с летнего
семинара в Decorah, Iowa (NCA's Hope at Luther conference for Faculty
development). Весьма полезное мероприятие, как и ожидалось.
Возможность свободного и "заряжающего" профессионального общения.
Мы будем делать по Hope at Luther страницу на нашем сайте - чтоб те, кого
рекомендуем для участия в семинаре в следующем году, могли более
предметно и визуально представить, что это такое. Не успела
вернуться, как мне уже пошли учебные и теоретические материалы от
американских коллег-участников семинара - в ответ на мой заказ - их
тоже хотелось бы выложить на сайте, чтоб российские преподаватели
могли ознакомиться.
Почти половину своего времени на семинаре я использовала на то, чтобы
провести деловые пeреговоры с административными представителями NCA и
проинтервьюировать известных ученых и авторов, ведущих семинары:
James Carey - CBS Professor of International Journalism at Columbia
University, специалист международного уровня в Media Communication,
Critical Cultural Theory, and World Journalism; Julia Wood - автор
книг и учебников по Interpersonal and Relational Communication, Gender
Communication, and Critical Feminist Theory;
Lynn Turner - автор книг и учебников по Communication Theory, Family
Communiсation, Interpersonal and Gender Communication;
Paula Tompkins - специалист и автор работ по Communication Ethics;
Davis Houck - специалист по Rhetoric and Rhetorical Criticism, автор
книг по public address;
Roger Smitter - NCA Executive Director. Всего шесть интервью. Если
видео пленку удастся обработать и довести до нужного качества, можно
будет использовать ее как instructional product на наших конференциях
и профессиональных семинарах.
Мне еще предстоит разбираться с
ростовско-сибирско-московско-декоровскими пластами, что накопились в
моем сознании за последние два месяца моих межконтинентальных
передвижений. Много информации для обдумывания и в
социально-политически-культурном плане, и в плане профессиональных
общений. Но кое-что, относящееся к работе РКА, уже на самом общем
уровне отрефлексировалось. Несколько направлений для работы РКА, что
"напрашиваются" из наших предыдущих наработок, вижу следующим образом:
1. Нам надо более целенаправленно сосредоточиться на том, что я
называю формированием профессионального коммуникативного сообщества -
на формировании корпуса cпециалистов, говорящих более-менее на одном
профессиональном языке, знающих одни и те же социально-коммуникативные
традиции и школы, знакомых с разными социально-научными парадигмами.
Иначе происходит, на мой взгляд, широкое рассеивание энергии и усилий
с нашей стороны, со стороны РКА - на проведение конференций, летних
школ, семинаров, на привлечение новых участников и аудиторий - без
видимого полезного эффекта и наращивания нового знания. Разность
парадигм, которые мы привносим на наши научно-профессиональные встречи
(что я, например, испытываю постоянно) - это коммуникативная проблема,
с которой надо иметь дело, иначе в результате мы не сближаемся , а
отдаляемся , не питаем друг друга, а остаемся каждый в своей
"скорлупе". Последний российско-американский семинар в Москве в июле
очередной раз, на мой взгляд, продемонстрировал это - участники были с
разными "полями знаний" - российские слушатели с
лингвистически-филологическим полем, американские ведущие - с
коммуникативным. В тех нестыковках, что происходили время от времени
- а мне как человеку в позиции " оutsider from within,"знакомому, в
той или иной мере, с обеими традициями, это было особенно ощутимо -
каждая из сторон не знала, чего она не знает о противоположной
стороне. Наша сторона при этом иногда, к тому же, считала, что она
лучше знает, что ей вещают американские ведущие. Чувствовалась
необходимость сделать вступление и пояснить, из чего, из какой
традиции исходит, например, американский ведущий, давая тему по
Interpersonal Power, или Trust, или Еvaluation Techniques in PR.
Пояснения нужны были и американским ведущим - далеко не всегда они
могли уловить, что из их материала did not ring a bell для российских
слушателей (я привела пример из встречи российских и американских
ученых-преподавателей, однако парадигмальные нестыковки характерны не
только на международных встречах, они происходят и на встречах
российских участников, представляющих разные научные школы).
2. Связана с наблюдениями первого порядка вторая задача -
сосредоточиться более последовательно на training of trainers и
организовывать соответствующим образом наши летние школы - чтобы они
были именно школами. Пусть в них будет всего две-три темы для
проработки - изучения, но вести их более последовательно и углубленно,
чтоб в конце у слушателей было более-менее целостное видение по
изучаемой теме или подходу.
И нужно добывать для этого гранты, чтоб приглашать нужных нам
специалистов - хоть своих, российских, хоть зарубежных - и платить им.
3. Следующая задача, правда, о ней мы с разных сторон говорили
неоднократно, в том числе и на ростовской конференции - как
институциализировать коммуникативные дисциплины в виде реально
функционирующих учебных кафедр, на которых читался бы ряд базовых
коммуникативных курсов (например, по введению в коммуникацию, по
межличностной коммуникации, по оргкоммуникации, по межкультурной
коммуникации, по введению в теорию коммуникации и по методам
коммуникативного исследования). Здесь мы опять упираемся в проблему
формального утверждения специальности и, соответственно,
образовательного стандарта. Но, возможно, у негосударственных вузов
(типа, например, ИУБиП), есть больше маневренности и возможности
создать такую кафедру с широким набором курсов по коммуникативным
дисциплинам и пропилотировать их преподавание на своей площадке.
Вот некоторые мысли по поводу того, куда направить коллективно нашу
профессиональную энергию на этом этапе функционирования РКА.
БЛАГОДАРНОСТЬ: Ольге Павловне Крюковой за добротную подготовку и
проведение летнего российско-американского семинара на базе факультета
иностранных языков Российского государственного социального
университета (12-14 июля). На мой взгляд, это была хорошая завязь на
будущее как для тех из нас, кто участвует в разработках
коммуникативных программ в России, так и для наших американских
коллег, кто хочет продолжать сотрудничать с российскими
университетами.
Передаю горячий привет от наших американских коллег-друзей, недавних
участников конференции РКА в Ростове, с кем недавно виделась на
американской стороне и на семинаре в Hope at Luther in Decorah. Cреди
них Joe Dailey, Deb Uecker, Mo Minielli, Kate Thedwall. Их
впечатления о ростовской конференции и о русском гостеприимстве
по-прежнему самые теплые, но, как признаются почти все, им недоставало
во время конференции прямых разговоров с русскими коллегами. Что
российские участники думали по поводу того или иного выступления -
идеи - проблемы? Что было для них более значимо, а что нет ? -
Американским участникам хотелось больше прямой обратной связи,
разговора непосредственно после выступлений, хотелось больше узнать о
нас и, как они говорят, "научиться лучше понимать" нас. Некоторые из
них собираются провести опрос среди российских участников ростовской
конференции через наш сайт или список рассылки и собираются
рассказывать об опыте общения с российскими коллегами на предстоящей
конференции NCA 2004. Надеюсь, диалог продолжится.
Желаю всем хорошего отдыха и времяпровождения на оставшуюся часть
лета.
О. И. МАТЬЯШ, президент РКА
| |