| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

05.02.2004

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ЯМА
Опасна она или полезна для нашего образования

За это десятилетие произойдет резкое, более чем на 40%, уменьшение числа выпускников школы и соответственное уменьшение приема во все учреждения профессионального образования. Демографическая ситуация такова, что уже в 2008 году мест в российских вузах хватит на всех выпускников средних школ.

По данным Министерства образования, через четыре года из одиннадцатых классов средних школ выйдут всего 800 тысяч выпускников. Для сравнения: в текущем году в российские вузы на все формы обучения подали заявление более двух миллионов человек.

Сразу же возникает вопрос, какова будет пропорция платных и бесплатных мест в вузе, если сегодня сохраняется тенденция к (пусть и незначительному) росту бюджетных мест (вместо 159 - последние два года приходит в вуз 180 чел. на 10 000 населения). Может, в будущем бесплатных мест будет больше?

Отнюдь, сказал министр образования РФ Владимир Филиппов (мест больше не будет, позиция 180 чел. на 10 000 населения останется без изменения). Отсюда другая проблема: высшие учебные заведения постепенно теряют возможность зарабатывать, беря плату за обучение. Наилучший выход в прогнозируемой финансовой ситуации, как считают в Минобразования, - вузу следует сосредоточиться на продаже собственных научных разработок.

Как заявил замминистра образования Михаил Стриханов, вполне целесообразно использовать опыт Америки. С 1980 года в США за университетами закреплено право на пользование и распоряжение своими разработками, и это позволило сегодня американским вузам уже заработать более 40 миллиардов долларов.

Принято решение сориентировать руководителей вузов на то, чтобы отдать приоритет развитию научно-технической и инновационной деятельности. А также обратиться к правительству РФ с просьбой ускорить формирование законодательной базы научно-исследовательской деятельности, оставить право на пользование и распоряжение результатами своих исследований за высшими учебными заведениями.

Еще один из способов удержаться вузу на плаву во время сложной демографической ситуации - ввести в свое расписание дополнительные услуги. К 2008 году 10-11% занятого населения будут нуждаться в услугах дополнительного профессионального образования, так считает один из разработчиков программы непрерывного профессионального образования ректор Академии народного хозяйства РФ Владимир Мау.

Основными потребителями услуг в области повышения квалификации и переподготовки кадров станут лица, уволенные в запас, численность которых на данный момент составляет 85,5%, безработные - 38,8%, а также мигранты - 50%.

Переподготовка и повышение квалификации кадров, считает Владимир Мау, в настоящее время осуществляется разрозненно: на базе учебных заведений; внутри коммерческих организаций; тренинговых компаний и др. Лучше было бы объединить усилия по принципу сетевого образования в одну программу.

С целью стимулирования коммерческих организаций к участию в такой программе, предложено ввести систему, в условиях которой каждая организация будет обязана отчислять установленный процент от дохода в свой фонд повышения квалификации (если такая деятельность осуществляется на базе этого предприятия). Если организация не ведет деятельности в данной области, то этот процент будет отчисляться в государственный фонд переподготовки и повышения квалификации кадров.

Разработка программы уже идет и, как сообщил замминистра образования Юрий Шленов, будет завершена к первому июля 2004 года и представлена на рассмотрение правительства

Наталья САВИЦКАЯ
Данные предоставлены Высшей школой экономики (ГУ)

 
Copyright © 2002-2021, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::