Интернет-конференция
"ГУМАНИТАРНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Актуально до 15 января 2005 года

Южное отделение Российской академии образования, Кафедра педагогики Ростовского государственного педагогического университета, Портал "Социально-гуманитарное и политологическое образование" (РУДН), Ассоциация развития информационных технологий в образовании "ИНТЕРНЕТ- СОЦИУМ" приглашают вас принять участие в интернет-конференции "ГУМАНИТАРНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Интернет-конференция проходит на портале "Социально-гуманитарное и политологическое образование" (РУДН) и информационно-образовательном портале AUDITORIUM.RU
с 15 сентября 2004 года по 15 января 2005 года

Web-адрес конференции:
http://www.auditorium.ru/aud/conf/conf51/

События последних дней неизбежно ставят перед каждым живущим множество, подчас неразрешимых, вопросов. И, в этой связи, неизбежно в любом сегодняшнем обсуждении проблем образования, возникает второй план: а какое это имеет значение после Беслана?

Мы привыкли называть любую неопознанную, но угрожающую реальность - вызовом, и, в этой связи, пытаемся заполнить возникшую после трагедии пустоту чередой "чужих вызовов": исполнительной власти, правоохранительным органам, мировому сообществу и т.д. И только в очень редких случаях мы различаем за всем происходящим, вызов нашей способности ответственно мыслить и действовать, понимая прошлое, осмысливая происходящее, и определяясь в отношении будущего.

Недостаток этой способности, опасный всегда и везде, может оказаться фатальным не только для образования, но для самого существования человечества. И если мы признаем, что дети - есть одна из величайших ценностей и смыслов нашего существования, мы вынуждены отвечать на трудные вопросы, затрагивающие не только абстрактные перспективы или тенденции развития образовательной практики, но, в первую очередь, состоятельность ее субъектов.

Именно этим обстоятельством и определяется выбор в качестве ключевого понятия конференции - "гуманитарной методологии", понимаемой в нераздельном единстве человеческого (гуманитарность) движения (метод) к смыслу (логос).

К участию в конференции приглашаются деятели науки, культуры; информационной и духовной сфер; представители образовательной политики и системы управления, учителя и преподаватели, слушатели и студенты учреждений высшего и послевузовского образования, а также все интересующиеся не только осмыслением происходящих в российском образовании перемен, но и осмыслением себя самого в контексте происходящего.

Оргкомитет конференции выражает особую надежду на участие в конференции лидеров методологического движения, ведущих экспертов по проблемам образовательной политики и науки, лидеров научно-образовательных школ.

Мы полагаем, что проведение интернет-конференции по заявленной теме на портале AUDITORIUM.RU позволит расширить круг участников обсуждения, даст возможность представителям образования, науки и культуры из России, стран СНГ и дальнего зарубежья принять участие в обсуждении заявленных проблем.

Всемерно приветствуя высказывание любых мнений и позиций по заявленной теме, организаторы конференции предлагают к обсуждению, в качестве ориентировочных, следующие группы проблем:

1. Феномен гуманитарной методологии в современной науке и культуре. Истоки и пространство методологического знания. Методология как форма гуманитарного знания. Альтернативные модели методологического знания: "теоретико-методологические представления", "позитивизм", "системная мыследеятельность", "метаметодология", "проектное мышление", "культурная политика", "рефлексивный институционализм", "гуманитарная экспертиза" и др. Структурно- содержательные типы методологического знания.

2. Методолог в современном образовании: позиция, идентичность, топика и дискурс. Методология как форма антропологического и антропотехнического знания. Духовные, культурно-антропологические, социальные, профессиональные и личностные аспекты методологического самоопределения. Методологические аспекты индивидуально-личностного самоопределения. Проблемы позиционирования методолога в культурно- образовательном пространстве.

3. Методологическая рефлексия культурно-образовательных феноменов: образовательная политика, философия и теория образования, педагогическая риторика, личностный опыт, качество образования, институциональные знания. Смысловое пространство современного научного знания об образовании. Методологические проблемы модернизации российского образования: нормирование и законодательство в сфере образования, образовательная политика, теоретико-методологическая рефлексия процессов и тенденций, модернизация инфраструктуры образования, проектирование и экспертиза инноваций, консалтинг и международное сотрудничество.

4. Методология образовательной политики. Востребованность методологического обоснования политического действия. Методологические проблемы модернизации общего и профессионального образования: стандартизация, управление качеством, профилизация. Методологические основы разграничения ответственности и полномочий в образовании. Методология институциональных реформ. Методологические аспекты социального партнерства в образовании.

5. Методология научно-гуманитарных исследований в современном образовании. Методология образования в контексте классического, неклассического и постнеклассического идеала научности. Методологические проблемы модернизации гуманитарных наук в сфере образования. Современные методы и методики научно-гуманитарных исследований в образовании. Методология междисциплинарных исследований в современном образовании. Методологические проблемы научного исследования: институциональный, социокультурный, организационно- деятельностный аспекты. Методологические проблемы экспертизы инновационного теоретико-образовательного знания.

6. Методология образовательной практики. Методологическая культура субъектов образования (учитель, преподаватель, ученый, методист, администратор). Методологические аспекты преподавательской, методической, проектной и экспертной деятельности в образовании. Методологизация содержания образования и проблемы разработки программно- методического и информационного обеспечения. Методологические аспекты частных методик и образовательных технологий. Методология психолого- педагогической диагностики в образовании. Практика методологической критики и рефлексии в образовании. Ценностные основания, содержание, контекстные условия и ограничения методологической деятельности в образовании. Место и функции методологических представлений в структуре педагогического опыта.

7. Методологическое образование и методологическая подготовка в России. Методологическая культура как проблема профессионально-педагогического образования. Цели, содержание и технологии курсов по методологии наук в системе высшего и послевузовского образования. Специальное методологическое образование и подготовка: проблемы и перспективы становления. Методологическое консультирование и тренинг.

8. Методология информационно-образовательного сообщества. Методология и методологическая культура в телекоммуникационных сетях. Методологическое знание в эпоху гипертекста. Методологические проблемы дистанционного образования (e-learning). Образовательные возможности современных телекоммуникационных проектов. Информационная политика и PR в образовании.

9. Методология модернизации российского образования для XXI века. Проект модернизации в историческом и национально-культурном контекстах. Методологические проблемы реформирования и модернизации российского образования в условиях европеизации и глобализации (Болонский процесс, ВТО). Концептуальные и методологические основы евразийской интеграции в образовании. Конкуренция и интеграция модернизационных проектов.

Участие в конференции (включая публикацию докладов в сети Интернет, их обсуждение и участие в мастер-классе по методологии для молодых ученых) - бесплатное. Оргкомитет выражает Вам свою признательность за доведение информации о конференции до Ваших коллег и сотрудников.

О своем желании опубликовать доклад в итоговом сборнике докладов конференции просьба сообщить электронным письмом по адресу auditorium@auditorium.ru. Каждый текст сообщения или доклада будет оцениваться по 10-балльной шкале посетителями сайта конференции, в результате усреднения оценок тексту будет присваиваться рейтинг. Решение о публикации материалов на бумажном носителе будет принято по окончанию конференции с учетом сделанных заявок на публикацию и результатов рейтинга представленных материалов. Тогда же будут опубликованы условия оплаты издательских расходов и реквизиты платежных поручений.

Модераторы конференции:

Бондаревская Евгения Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель РФ, зав. кафедрой педагогики Ростовского государственного педагогического университета, академик РАО

Бермус Александр Григорьевич, доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики Ростовского государственного педагогического университета

Координатор конференции:

Бабеншева Елена Геннадьевна , координатор портала Auditorium.ru

Контактная информация:
Auditorium@auditorium.ru (с обязательной пометкой в поле "Тема" (Subject): "Гуманитарная методология"!)
С уважением,
Редакционная группа портала Auditorium.ru:
http://www.auditorium.ru


Вернуться в КАЛЕНДАРЬ
Вернуться на главную страницу