| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



Яндекс цитирования
 

СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ, ОТНОШЕНИЯ И КОММУНИКАЦИИ: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ У АМЕРИКАНЦЕВ И КАЗАХСТАНЦЕВ

Золотухин С.А.
(Алматы, Казахстан)

Статья опубликована: Сборник научных трудов "Теория и практика коммуникации". Вестник Российской коммуникативной ассоциации, выпуск 2 / под общей редакцией И. Н. Розиной. - Ростов/н-Д: ИУБиП, 2004. - 244 с. - C. 72-77.

Мы живем в социуме, который приобретает по мере функционирования все более и более глобализированный характер. Контакты между жителями различных стран и континентов, благодаря развитию современных транспортных средств, средств массовой информации и рекламы, обменов специалистами, гуманитарными программами, электронной почты и Интернета, облегчению визового режима, становятся все чаще и основательнее.

С другой стороны, нам следует обратить внимание на то, что процессам глобализации активно способствует начавшаяся в 50-х годах ХХ и продолжающаяся в XXI веке целенаправленная американизация образа жизни и культуры всего человечества. Она происходит прежде всего через фильмы Голливуда, машины "Форда", "фастфуд" "Макдональдс", разнообразные виды поп-культуры и другие артефакты. Это очевидно приобретает необратимый характер. И если, например, японская, южнокорейская, сингапурская и некоторые другие культуры Дальнего Востока, индустриализировавшись на западный манер, сумели сохранить свое "лицо" в культуре современной цивилизации, то многие страны мира, включая Казахстан, другие страны СНГ, заметно трансформируются на американский лад.

Сегодня большое число молодых людей из Казахстана рвутся в Америку, чтобы получить там образование. Целые семьи казахстанцев стараются любым путем попасть за океан. Жители не только стран СНГ, но и других государств мира знают США в основном по фильмам Голливуда, где подчас представлена совсем другая Америка. В Штатах об этом известно. В университете штата Канзас, где автор проходил стажировку по гранту Fulbright, для иностранных студентов и стажеров читается даже специальный курс по адаптации иностранца к ожидающему их культурному шоку восприятия Америки и ее образа жизни /1/. Таким образом, эта статья больше ориентирована на нашего жителя, не побывшего пока за океаном, но желающего попасть туда. Речь пойдет о некоторых тенденциях реальных различий в социальных связях, отношениях и коммуникациях между Казахстаном в США. Разница в стереотипах поведения, социальных действиях в сходных ситуациях, культуре мышлении, протекании вербальных и невербальных коммуникаций по приезду за океан более чем заметна. К сожалению, исследований, посвященных теоретическим и практическим аспектам адаптации, социализации и коммуникативной подготовки именно наших граждан к учебе, жизни за океаном автор нашел немного /2, 3/, некоторые из них носят бессистемный или отрывочный характер /4-6/.

Анализируя общий характер системы социальных связей и отношений в любом обществе, мы будем отталкиваться, в первую очередь, от социально-экономических, стратификационно-мобильностных, политических тенденций и направлений их развития /7/. Помимо этого, будут учтены духовно-культурные традиции, социально-психологические, а также коммуникационные отношения.

В общем методологическом плане динамика характера протекания такого социального процесса зависит от системы общего контекста социальных связей и отношений (см. на схему 1).

Схема 1.
ОБЩЕСТВО - КУЛЬТУРА - СИМВОЛ - СЛОВО / ЖЕСТ

Логика ее схематизации во многом опирается на некоторые публикации /8/, выступление О.П. Матьяш, ассоциированного профессора университета Indiana Perdue University, Indianapolis, на Ростовской летней российско-американской коммуникационной школе в июле 2003 года, а также некоторые дискуссии автора с ней же и другими американскими специалистами по теории коммуникаций (B. Monfiels, J. Luck, и др) во время девятимесячного пребывания в США.

В целом характер социальных связей и отношений, коммуникаций формируется под воздействием перманентно функционирующих в социальном фило- и онтогенезе процессов социализации.

С нашей точки зрения, социализация - это процесс восприятия и усвоения индивидами, социальными группами, обществом в целом социокультурной информации, выработанной обществом в процессе его развития. Она способствует пониманию нынешним поколением социальных явлений прошлого, настоящего и ориентирована на воспитание у нового поколения общественно признанных ценностей предыдущих и нынешних поколений.

Ведущими институтами социализации на современном этапе развития общества являются: семья, образование, группы сверстников (peers) и соседей, трудовой или учебный коллективы, церковь, СМИ и реклама, политические мероприятия и праздники и т.д.

При всестороннем анализе социальных связей, отношений и коммуникаций в том или ином обществе мы не можем не обратить внимание на социальную стратификацию того или иного социума. В современных США она значительно отличается от подобной дифференциации социальной структуры стран СНГ.

Так, при идентификации половых различий американцев и их сексуальной ориентации, помимо традиционных на мужчин и женщин, во внимание должны приниматься еще и так называемые минорные группы геев, лесбиянок и трансвеститов. В Казахстане подобная стратификация пока носит неофициальный, мало значимый характер. Этнические группы Америки представлены: кавказ-иберийцами (как официально представляют белых выходцев из Европы), латиноамериканцами (сейчас их число впервые за всю историю США превысило число черных жителей Америки - 12,6%), афроамериканцами (12,4%), выходцами из Азии (6%), индейцами (native Americans - 1,8%), другими не столь многочисленными этническими группами (например, русскоязычное население Штатов, сконцентрированное в основном в Нью-Йорке, в Бруклине на Брайтон-бич и в Сан-Франциско в районе Золотого моста, по некоторым данным составляет около 2% населения страны). Несмотря на достаточно строго действующее в США правило единства перед законом представителей всех расовых, национальных и этнических групп, запрет на их дискриминацию, их взаимоотношения достаточно сложны. Традиционная же стратификация в Казахстане, других странах СНГ по тому же признаку (ориентируемся на казахов, русских, выходцев с Кавказа и из среднеазиатских республик Содружества), ближе к нашим стереотипам межнациональных социальных связей, отношений и менее конфликтна по сути.

Таким образом, социально-коммуникативные акции будут по-разному протекать у американцев и казахстанцев. Чтобы подойти к актуализации этих различий проанализируем разницу в функционировании некоторых институтов социализации в Америке и в Казахстане.

Образование в США представлено системой государственных и частных детских дошкольных учреждений; средних школ (преимущественно государственной, но пройти школьную программу и получить сертификат, можно и обучаясь дома); вузов (два года бакалавриата в колледже, четыре - в университете, двухлетняя магистратура, плюс еще пять лет докторантуры), вторым образованием в более чем 3200 учебных заведений страны. Школьное, вузовское и докторантское образование значительно различаются по своим подходам к получению знаний и дипломов. В школах учащиеся свободны в определении своих узких учебных интересов, и с связи с этим средний выпускник мало информирован. Специалисты с дипломами вузов получают конкретную специализацию и узкую квалификацию, в докторантуре ученые занимаются именно своей проблемой. В нынешних вузах Казахстана широко вводится кредитная система обучения, чтобы казахстанские студенты получали дипломы, эквивалентные по значимости заграничным. Но сегодня наш студент в целом знает много больше американского. Это можно объяснить более разноплановой и обязательной подготовкой учащегося в стенах нашей средней школы. Кто из наших студентов не назовет десяток-другой американских штатов? В университетах штатов Северная Каролина, Индиана, Висконсин студенты-социологи, специалисты по коммуникациям на лекциях автора не смогли назвать ни одной страны бывшего СССР, нынешнего состава СНГ, кроме России. При этом на экране в процессе чтения лекции высвечивалась синим по белому надпись "Казахстан". Есть надежда, что вводимая в наших вузах кредитная система все же не сведет пока еще широкий кругозор нашего студента к уровню американца.

Немаловажен и учет регионального фактора США, подразделяющего страну на Восток (с неформальным центром - Нью-Йорком), Запад (Калифорнией), Юг (Техасом), Срединной Америкой, где ритм и образ жизни, процессы социализации и адаптации населения могут быть представлены в совершенно разных, порой противоположных измерениях.

Эти и многие другие социальные явления и процессы оказывают большое влияние на формирование опорных принципов социальной коммуникации американцев.

По нашему представлению, коммуникация - это системный процесс взаимодействия, при котором индивиды и социальные группы индивидов в результате общения передают друг другу информацию посредством символов, знаков и других форм общения, с целью сформировать понимание передаваемой и воспринимаемой субъектами общения информации. Специалисты считают, что примерно 80% общения приходится на вербальные и 20% на невербальные коммуникации.

В этом своем исследовании хотелось бы отметить то, что интерес к английскому языку среди казахстанцев, особенно молодежи за последнее десятилетие значительно вырос. Поэтому оптимальная вербальная коммуникация между жителями Америки и Казахстана сегодня становится все большей реальностью.

А вот при общем анализе различий в протекании социальных связей и коммуникаций по обе стороны континентов, не следует забывать о значимости невербальных контактов, о механизмах действия которых жители Казахстана осведомлены много хуже. В Америке в каждом колледже или университете обязательно представлена дисциплина "Изучение коммуникаций" (Communication Studies). У нас она пока преподается только на факультетах журналистики, международных отношений, социальных связей и некоторым другим. Причем, помимо социальных факторов воздействия на поведение индивидов в процессе общения, явлений вербальных коммуникаций, значительное влияние на контактирующий людей оказывают также индивидуально-типологические, социально-психологические факторы, в том числе такие как, например, психологическая совместимость или несовместимость. В некоторых случаях эти процессы, даже между иностранцами, только что познакомившимися, могут протекать полноценно, насыщено и эффективно. В других же, даже при многомесячном формальном служебном контакте так и не смогут перейти в дружеские, открытые коммуникации.

Как нами уже отмечалось, коммуникационные контакты могут происходит вербальным и невербальными путями. В сегодняшних исследованиях путей установления, укрепления и развития социальных связей и отношений между американцами и казахстанцами больше внимания следует уделять некоторым особенностям протекания невербальных коммуникаций в американском обществе в силу слабой информированности казахстанцев об особенностях их действия.

К посредникам в понимании протекания невербальных коммуникаций мы можем отнести одежду, прическу, мимику и жесты, положение ("язык") тела, предметы посредники, праздники, воплощенные в ежедневных или ситуационных, традиционных или просто общепринятых стереотипах персоналистской и межличностной, социально-групповой, общественной деятельности.

Таким образом, культура социальных связей и отношений, коммуникаций в различных странах, включая США и Казахстан, другие государства СНГ, имеет как общечеловеческие, универсально протекающие в социуме, так и уникальные, регионально-этнические, социально-коммуникативные индикаторы. В эпоху глобальной коммуникации изучение их сходства и различия позволяет значительно ускорить адаптацию иностранцев.

Литература:

  1. A look at culture shock. Applied English Center Orientation Information. University of Kansas. 2002.
  2. Russian & English Nonverbal Communication. Leger Brosnahan. University of Illinois 1998.
  3. Как стать настоящим американцем? Особенности национального характера. Вокруг Света. Апрель 2003.
  4. Foreign Relations. Your Guide to Mating and Dating on the Major Land Masses. Stockbyte. Spring 2003.
  5. Nonverbal communications/ Russians.
  6. www.russcomm.ru.
  7. Аитов Н.А. Неравенство равных людей. - Алматы, Санат, 1999.
  8. Матьяш О.И. Что такое коммуникация, и нужно ли нам коммуникативное образование? Сибирь. Философия. Образование. 2002 (6), 2003, стр. 36-47.

скачать статью в формате word Статья в Word



Вернуться в БИБЛИОТЕКУ Вернуться на главную страницу

 
Copyright © 2002-2015, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::