| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



Яндекс цитирования
 

ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ КАК КОМПЬЮТЕРО-ОПОСРЕДОВАННАЯ ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

Вершинин М.С.
(Санкт-Петербург, Россия)

Статья опубликована
Вершинин М.С. Электронная демократия как компьютеро-опосредованная форма политической коммуникации // Материалы международной научно-практической конференции "Коммуникация: теория и практика в различных социальных контекстах" - "Коммуникация-2002" ("Communication Across Differences") Ч.1 - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. - с.153-155

    Abstract
    A communication-based view of democracy sees democracy not only as a process, but also a type of political communication. The emergence of the information society has changed the rules of political communication. This paper examines public participation in political process through CMPC (computer mediated political communication) in Russia.

В результате быстрого развертывания современных информационных технологий усилились дебаты относительно теории демократии. В центре дискуссий - вопросы о характере влияния Интернета на демократические институты и процессы (каково фактическое направление изменений, их сущность, интенсивность и глубина? Какова природа электронной демократии как новой, компьютеро-опосредованной формы политической коммуникации? Не переоценивается ли "демократизирующий" эффект Интернета?)

Интернет генерирует и уникальные возможности, и угрозы традиционным демократическим учреждениям и действиям.

Под воздействием новых информационных технологий происходят сдвиги в сторону открытости и прозрачности политического процесса в России, расширения участия граждан в общественной жизни, изменения функций и увеличения числа политических акторов, плюрализации интересов в политическом процессе, дальнейшей эволюции системы отбора кандидатов, опросов общественного мнения, предвыборных кампаний и партийной структуры.

Политическое участие является центральной проблемой спора вокруг электронной демократии. Способны ли новые формы и методы политического участия внести качественные изменения в сложившиеся модели и механизмы политического процесса?

Во многих исследованиях Интернет рассматривается как важнейшее средство утверждения прямой демократии (прежде всего в виртуальных сообществах).

Следует учитывать, что в современных, сложно организованных и дифференцированных обществах повсеместно наблюдается свертывание прямых, непосредственных форм политического участия. Получает широкое развитие такая форма символической политики снизу, как символическое политическое участие, т.е. целенаправленное создание видимости политических действий, но не организованным коллективом, а каждым в отдельности реципиентом социальной коммуникации. Фактически речь идет о пассивном участии в политике, состоящем в заинтересованном наблюдении за происходящим при помощи СМИ. Люди часто не только вынуждены, но и хотят исключительно символического (суррогатного) участия в политике, добровольно ограничиваясь лишь потреблением образов из политической сферы. Смысл этого символического поведения состоит, помимо прочего, в симуляции политической ответственности, в стремлении превратить власть в политический сервис, а политическое участие в форму развлечения.

Серьезная проблема - перспектива поглощения Интернета (вслед за радио и телевидением) транснациональной индустрией развлечений.

Превращение Сети в средство массовой информации способствовало резкому снижению образовательного, возрастного, профессионального, материального и культурного уровня аудитории Интернета. Исследователи приходят к выводу, что расширение онлайновой аудитории не усилило политической значимости Интернета. Напротив, давние пользователи Интернета гораздо более политически активны, чем новички.

Все это указывает на то, что демократизирующее влияние Интернета, по крайней мере, в смысле формирования более заинтересованной, более политически активной общественности, существенно переоценивается.

Статистика не дает оснований говорить о взаимосвязи между информированностью и политической вовлеченностью, взятой в таких измерениях, как уровень осведомленности о политических делах, уровень участия в голосовании и др. Напротив, для развитых демократических стран многие показатели за послевоенные десятилетия (период бурного развития и распространения электронных СМИ) имели тенденцию снижения. Информация не является еще знанием, и нет гарантии, что большее количество информации обязательно обеспечит рациональность решений.

Скептицизм в отношении прямой демократии, выражаемой через электронные СМИ как альтернативы представительным формам, не относится к возможностям увеличения степени реагирования в представительных формах демократии с помощью глобальных информационных сетей. Наибольшие перспективы в России имеет процесс использования Интернет-технологий для дальнейшего расширения возможностей существующий системы представительной демократии и развития процессов так называемой "электронной демократизации". Ее основной смысл заключается в использовании Интернет-технологий для следующих целей: 1) расширения доступа избирателей и СМИ к законотворческой деятельности; 2) снижения издержек по формированию ассоциаций и объединений избирателей; 3) повышения эффективности обратных связей между избирателями и их представителями в законодательных органах власти.

скачать статью в формате word Статья в Word

    Сведения об авторе:

    Вершинин Михаил Сергеевич
    Санкт-Петербургский государственный технический университет,
    кафедра политологии, профессор
    кандидат философских наук
    e-mail: vershinin@ctinet.ru



Вернуться в БИБЛИОТЕКУ
Вернуться на главную страницу

 
Copyright © 2002-2015, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::