| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



Яндекс цитирования
 

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ:
АВТОНОМИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВУЗОВ

Убоженко И.В.
Институт бизнеса и политики
(Москва, Россия)

Доклад на 5 годичных научных чтениях факультета иностранных языков Российского государственного социального университета (РГСУ) "ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ И РЕФОРМА СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ БОЛОНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ", 27-29 января 2006 г.

Проблема качества, естественно, является центральной в любой реформе: целесообразность реформы сомнительна, если в конечном итоге не повышается качество образования, и абсолютно бесполезна та реформа, в результате которой качество образования снижается.

Совместные образовательные программы, высокий уровень академической мобильности как основные прогрессивные составляющие Болонской реформы предполагают достаточно высокий уровень качества подготовки специалистов с высшим образованием.

Существуют два основных направления в реализации должного качества в системе высшего образования. Первое - это наделение государственных органов управления образованием функциями гаранта качества. В Финляндии, к примеру, в состав административных органов Министерства образования входит специальный Финский аттестационный совет по высшему образованию. Иногда предлагают введение наднациональных органов обеспечения качества образования и соответствующего контроля, но у этой идеи относительно мало сторонников. Второе направление - это передача основных функций по обеспечению качества образования специальным общественным организациям: агентствам, советам, ассоциациям, учреждаемым профессиональными корпорациями, т.е. сообществами соответствующих специалистов. В последнее время все больше сторонников приобретает именно второй из указанных подходов (или же предлагается сочетание государственного и корпоративного контроля качества). Как бы то ни было, прежде всего, обеспечение качества высшего образования нельзя сводить к механизмам контроля, хотя их значимость никем не оспаривается. Должен разрабатываться целостный механизм управления качеством: крайне необходимо создавать условия, благоприятные для того, чтобы преподаватель хорошо преподавал, а учащийся хорошо учился. Весь процесс, при всём его творческом характере, индивидуальном подходе, интерактивности и диалогичности обучения, в идеале должен приобретать вид "технологической цепочки" с постоянным мониторингом промежуточных результатов. Конечным результатом подобного своеобразного образовательного алгоритма должно стать приобретение обучающимся заданного множества знаний, умений, навыков. Кроме того, следует сочетать внутренний и внешний контроль качества образования: хотя именно вуз несёт всю полноту ответственности за качество подготавливаемых выпускников, далеко не оптимальна ситуация, когда единственно преподаватель, в конечном счёте, оценивает свою собственную работу, её результаты, т.е. компетенции обученного им же выпускника. В связи с этим всё более распространяется практика, сочетающая т.н. "самообследование" вуза с оценкой его деятельности со стороны внешних организаций, представляющих органы государственного контроля или профессиональные агентства.

В 1995 г. ЮНЕСКО, во исполнение решений своей Генеральной конференции, был разработан программный документ под названием "Реформа и развитие высшего образования". Документ отражает многие проблемы качества образования, а также подчёркивает важность преодоления разрыва между средним и высшим образованием и необходимость более активной работы по развитию мотивации и профессиональной ориентации абитуриентов. Со структурами Болонского процесса активно сотрудничает Европейская сеть по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA), членами которой являются 42 агентства (ассоциации), занимающихся оценкой качества образования в различных сферах и странах Европы.

С понятием качества неразрывно связано понятие аккредитации в сфере образования: аккредитация - это официальное признание уполномоченными инстанциями, что подготовка по определённой образовательной программе в данном вузе отвечает заданным стандартам качества. В Российской Федерации, согласно "Закону об образовании", предусматривается, хотя и в самом общем виде, как государственная, так и общественная аккредитации. Однако следует различать аккредитацию отдельных образовательных программ и аккредитацию вуза в целом.

В свете проблемы качества образовательных услуг непременно возникает новый взгляд на понятие автономного принципа деятельности вузов. Автономия - это самостоятельность вузов в решении вопросов, находящихся в их компетенции. Какие именно вопросы относятся к компетенции вузов, решает закон, а в некоторых случаях - постановления Правительства или решения учредителя вуза (в Российской Федерации учредителем государственных вузов федерального значения выступает Министерство образования и науки). Болонский процесс придает принципу автономии вузов чрезвычайно большое значение. "Великая хартия университетов" гласит: "Университет действует внутри обществ с различной организацией, являющейся следствием разных географических и исторических условий, и представляет собой институт, который критически осмысливает и распространяет культуру путём исследования и преподавания. Чтобы отвечать требованиям современного мира, в своей исследовательской и преподавательской деятельности он должен иметь моральную и научную независимость от политической и экономической власти". Иными словами, реальная автономия вузов имеет место в ситуации, когда учредитель выполняет свои обязательства по финансированию вузов и созданию необходимых условий для их деятельности, а все вопросы, относящиеся к содержанию образования, методике преподавания, штатному расписанию и т.п., вузы решают самостоятельно. При этом учредитель - и не только он - может, разумеется, "заказывать" вузу подготовку специалистов, необходимых для национальной экономики и культуры, что оформляется соответствующим образом (контрактом). Российские государственные вузы, согласно существующему законодательству, наделены автономией в сфере содержания и методики преподавания, в ряде других областей. Однако реально автономия весьма ограниченна. Прежде всего, это относится к необходимости следовать в реализации соответствующих учебных программ государственным стандартам высшего профессионального образования (ГОС ВПО), утвержденным Министерством. Только это (плюс государственная же аккредитация) позволяет вузам выдавать выпускникам диплом государственного образца, единственно признаваемый на всей территории Российской Федерации. Следует оговорить, что ГОС ВПО разрабатываются Учебно-методическими объединениями по отраслям знания (УМО), т.е. представителями научно-педагогической общественности вузов. Но основные параметры ГОС ВПО предлагаются Министерством, и конечная версия, как известно, также утверждается Министерством. Вуз имеет право на внесение изменений в объём преподаваемых дисциплин в пределах 5% (10% по циклам дисциплин). Достаточно жесткая регламентация учебного процесса, обусловленная необходимостью следовать нормам ГОС ВПО, безусловно, затрудняет сотрудничество отечественных вузов с зарубежными, в особенности при реализации совместных образовательных программ.

В заключение хочу обратить особое внимание на тезис Болонского процесса о социальной ответственности вузов. Высшему образованию принадлежит важнейшая роль в процессах, определяющих основные параметры общества: вузы выполняют функцию регуляторов формирования, изменения и поддержания социальных структур. Во-первых, образовательные учреждения ответственны за трансляцию знаний - за передачу знаний, умений, навыков от поколения к поколению, без чего общество очевидным образом не может поддерживать своё существование и развиваться. Во-вторых, именно в вузах, как в России, так и на Западе, "делается наука", а следовательно, во многом определяются основные тенденции развития общества. В-третьих, вузы поставляют обществу профессионалов определенного уровня, без участия которых не может функционировать национальная экономика, культура, обеспечиваться порядок и безопасность. В-четвертых, в вузах готовится элита общества в области политики, экономики, науки, культуры: от того, как и кого готовят в качестве элиты, непосредственно зависит судьба общества. Наконец, в-пятых, вузы в значительной степени способствуют размыванию социальных барьеров в обществе: именно получение высшего образования обычно выступает предпосылкой повышения социального статуса, перемещения по вертикали из одного социального слоя в другой. Без этого социальное расслоение переходило бы из поколения в поколение, препятствуя развитию общества и порождая социальную напряжённость. Следовательно, общество весьма заинтересовано в максимальной доступности высшего образования, в снятии препятствий к получению высшего образования всеми, кто обладает соответствующими способностями, независимо от социальных, экономических и географических факторов. Вузы могут и обязательно должны играть существенную роль в развитии своих регионов. Именно к этому призывают документы Болонского процесса.

________

[1] Структура управления Болонским процессом такова: высшим органом, принимающим решения по всем вопросам его структуры и развития, выступает совещание министров образования стран-участниц, которое собирается один раз в два года. Между совещаниями министров руководящим органом Болонского процесса является Болонская рабочая группа (Bologna Follow-up Group), в которую входят по 2-3 представителя от каждой их стран, обычно один из соответствующего министерства и один - от академического сообщества страны. Председательствует в Болонской группе представитель страны, которая в данный период времени председательствует в Евросоюзе. Группа утверждает график международных тематических семинаров по проблемам Болонского процесса, собирает информацию для очередного совещания министров, обсуждает доклады стран-участниц перед их вынесением на совещания и т.д. Из членов Болонской группы избирается Совет (Board), который состоит из председателя, вице-председателя, представляющего страну проведения ближайшего совещания министров, представителей стран, которые председательствовали в предыдущем году в Евросоюзе и будут председательствовать в следующем, представители трех стран, избираемые Группой на один год, а также председатель Еврокомиссии и, с правом совещательного голоса, представители Европейской ассоциации университетов (EUA), Европейской ассоциации высших учебных заведений (EURASHE) и Национальных союзов студентов Европы (ESIB). Формируется также секретариат: его составляют 3 сотрудника Министерства образования страны - места проведения ближайшего совещания министров. Секретариат осуществляет организационную и техническую работу, обеспечивая деятельность Группы и Совета.

скачать статью в формате word Статья в Word

Вернуться в БИБЛИОТЕКУ
Вернуться на главную страницу

 
Copyright © 2002-2018, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::