| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ КОРПОРАЦИИ

Тюлюпова Л. Д.
(Томск, Россия)

Высшая школа как корпоративный институт призвана передавать, распространять знания, обеспечивать процесс развития научных исследований и новых технологий. Существующая образовательная практика вуза должна обеспечить экономическую, технологическую, социальную, информационную подготовку будущих специалистов. Предполагается, что в наступившем веке образование станет непрерывным процессом, т.к. в современном обществе существует необходимость постоянной адаптации к технологическим инновациям, новым знаниям, направлениям профессиональной деятельности.

Постиндустриальное общество находится под могущественным влиянием "власти всеобъемлющих универсалий: Нация, Государство, Партия, Университет, которые начинают действовать как самостоятельные сущности" . Современный человек нередко выступает одновременно в нескольких социально значимых ролях, среди которых одно из основных мест занимает роль представителя той или иной корпорации. Перед нами возникает не просто личность, а специалист, выступающий репрезентантом имиджа определенной организации. Своей деятельностью этот человек способен влиять на эффективность информационных и коммуникационных связей и отношений внутри корпорации и за её пределами.

Современный процесс информатизации ведет к формированию не только новой информационной среды "обитания людей", но и нового, коммуникационного уклада их жизни и профессиональной деятельности. Этот процесс откладывает свой отпечаток на образовательные технологии, вызывая необходимость ставить и решать проблемы эффективного общения как наиболее актуальные и перспективные для современной теории и практики обучения специалистов.

Информационный потенциал сегодняшнего общества определяется не только уровнем развития техносферы, но и уровнем информационной культуры специалистов. Наступивший XXI век принято называть веком информации, гибких технологий и научных знаний. Поиск форм эффективной коммуникация составляет основу преобразований в современном обществе.

В этих условиях повышаются требования к составу и содержанию информационных ресурсов, отражающих разностороннюю деятельность участников процесса образования (абитуриентов, студентов, аспирантов, преподавателей, кафедр, факультетов). Основная особенность данного этапа развития коммуникативной базы образовательной среды заключается в том, что акцент переносится с решения проблем, связанных с компьютеризацией отдельных образовательных учреждений, на создание предпосылок для формирования целостного коммуникативного пространства на основе гибких информационных связей и отношений. Как показано в проведенном исследовании, в этом инновационном процессе современные университеты занимают одно из ведущих мест.

Важным элементом развития единого коммуникативного механизма того или иного университета выступает форма его виртуального представления в Интернет-пространстве. Электронный образ выступает конституирующим элементом современной культуры. Он не только воссоздает структуру и облик университетской корпорации, но и обеспечивает развитие коммуникационных традиций в образовательной среде, открывая новые горизонты в опыте межличностного и межкорпоративного общения.

Проблема формирования виртуального имиджа университетской корпорации становятся предметом пристального внимания специалистов различных гуманитарных и технических специальностей. Это связано с тем, что перспектива поиска форм эффективной коммуникации на современном этапе информатизации образования является доминирующим фактором в его развития и обновления.

Изучение особенностей корпоративной культуры, применительно к университетскому сообществу, требует уточнения применяемых в исследовании терминов и понятий. Корпорация (от латинского "объединение") - группа лиц, объединяемая общностью профессиональных или сословных интересов; общество, союз. Важной особенностью приведенного определения, является тот факт, что такое социальное явление "корпорация" охватывает не все общество, а его часть со своей целевой ориентацией, установками и ценностями. Корпорация - это креативно-институциональная среда. Это позволяет для её изучения применить культурологический подход. Он используется в работах таких известных авторов, как В. Спивак, Б. Ерасов, Р. Рюттингер, А. Радугин, А. Погорадзе, В. Катков и т.д.

Корпоративная культура является одним из сложнейших материально-духовных явлений. Она представляет собой систему материальных и духовных ценностей, явлений, отражающих индивидуальность той или иной организации. Система корпоративной идентификации включает восприятие особенностей фирменного имиджа, стиля поведения сотрудников, характера взаимодействия внутри и вне профессионального коллектива.

И.Пригожин утверждал, что признаком корпорации является то, что она формируется на более высоком уровне, возвышающимся над деловой (трудовой) организацией. Понимание её принципов определяет поведение сотрудников, организацию деятельности корпорации и способы коммуникации. Корпоративная культура формируется и воспринимается человеком сознательно и подсознательно.

Корпоративная культура основана на феномене "корпоративного духа", который включает в себя в качестве основного параметра возможность обеспечения эффективной коммуникации. Речь идет об активном использовании разнообразных коммуникативных средств и отношений на основе продуманной системы информационного взаимодействия. Цель эффективной коммуникации - в поддержании деловой активности членов корпорации, создание условий для развития инновационной базы фирмы, поиска новых стратегических решений, создание устойчивого положительного имиджа организации и завоевании общественного признания, сдерживание текучести квалификационных кадров и т.д.

Главной характеристикой деятельности в корпорациях нашего времени является эффективное использование имеющихся в распоряжении современных средств коммуникации. Эта тенденция характерна для образовательной среды. В этих условиях возрастает роль исследований, направленных на изучение форм эффективной коммуникации в корпоративных комплексах вузовской системы.

Университетская корпорация является сегодня одним из основных звеньев системы высшего образования, определяющих общий уровень интеллектуального развития общества, направленность целевых установок специалистов, особенности формирования информационной инфраструктуры всех отраслей человеческой деятельности .

Традиция изучения университетов как корпоративных организаций сложилась в двадцатом столетии. Она сформировалась как самостоятельное научное направление благодаря публикациям таких видных ученых как М. Вебер, Т. Парсонс, А. Злозовер, Т. Веблен, И.М. Ильинский, К. Колин. Университетская корпорация рассматривается в этих работах как одно из звеньев социальной системы, способствующей укреплению социального порядка, интеграции и равновесия. Не вызывает сомнений тот факт, что средства эффективной коммуникации являются одним из составляющих этой ответственной культурной миссии университетов. Нужно подчеркнуть, что в условиях формирования информационного общества проблема освоения новых коммуникационных технологий оказалась в ряду наиболее актуальных проблем развития открытой образовательной среды.

ЮНЕСКО распространен ряд документов, которые ориентируют страны мирового сообщества на все большую информационную направленность образования . Это означает, что современное университетское образование должно не только обеспечивать человека знаниями, но и учить его использовать возможности современной коммуникационной инфраструктуры в своей профессиональной и досуговой деятельности. Этот аспект развития современной образовательной среды ещё слабо осмыслен и подкреплен конкретным опытом коммуникационного взаимодействия между преподавателем и студентом.

Установка на информационную направленность на практике реализуется в виде трех направлений развития университетской корпорации. Первое могло бы получить название ресурсного. Оно направлено на накопление структурированных данных. Второе обеспечивает развитие средств и форм эффективной коммуникации на базе новых информационных технологий. Его можно было бы условно назвать коммуникационным. Третье направление связано с осуществлением программ, обеспечивающих тенденцию к внедрению информационно емких форм для создания виртуального имиджа университетской корпорации. Оно ориентировано на разработку презентационных форм и моделей. Одним из примеров реализации проектов информационной направленности в образовательной среде выступают университетские сайты. Они являются службами информационной поддержки образовательного процесса.

На основе университетских сайтов работают системы дистанционного образования, медиа-образования, призванные обеспечивать коммуникационную, информационную доступность. Их миссией является "адекватная стимуляция компетентности специалистов" . Процесс развития коммуникационных форм в системе высшего образования включает в себя консультирование, конференции, академические обмены, публикации журналов, конкурсы, контакты с зарубежными коллегами в системах электронного обмена информацией. Деятельность ученых, преподавателей, студентов предполагает реализацию разнообразных программ эффективной коммуникации, необходимых для формирования и развития корпоративного духа университета.

Цель данной работы заключается в изучении проблемы эффективной коммуникации как одного из основных условий развития современной университетской корпорации. Автор стремится показать, что широкое распространение современных информационных технологий, в том числе и сетевых коммуникаций, не может рассматриваться как основное условие развития образовательной практики, поскольку определяющим фактором является поиск форм эффективной коммуникации, адекватных современному цивилизационному уровню. Особое внимание уделяется изучению теории корпоративной культуры, применительно к университетскому сообществу, а так же определению исторических, технологических, организационных основ университетской корпоративной культуры.

Программа проведенного исследования включала в себя пять последовательных этапов:

1. изучение литературы по проблемам, связанным с особенностями развития университетской корпорации в условиях формирования открытого коммуникационного пространства.

2. изучение истории развития коммуникационного потенциала университетов с XII века по настоящее время.

3. определение значимости эффективной коммуникации в условиях широкого применения информационных технологий в деятельности университетской корпорации.

4. сбор и анализ первичной информации, позволяющей изучить содержание университетских сайтов как коммуникативных центров, обеспечивающих повседневное взаимодействие сотрудников. преподавателей, студентов.

5. обобщающий анализ теоретических и практических данных, формулировка выводов, позволяющих осветить проблему развития средств эффективной коммуникации в современной университетской корпорации.

Для реализации заданной программы исследования были использованы следующие методы:

1. концептуальный анализ работ, позволяющий изучать особенности эффективной коммуникации как одной из основных составляющих корпоративной культуры университета.

2. генетический метод, позволяющий рассматривать проблему поиска средств эффективной коммуникации как историческую тенденцию в развитии университетской корпорации.

3. структурный анализ коммуникационных средств, применяемых при конструировании университетских сайтов.

Основной особенностью данного исследования является его пилотажный характер. По своей функциональной направленности оно относится к разряду теоретико-прикладных исследований.

скачать статью в формате Word Полный текст исследования в Word

    Сведения об авторе:

    Тюлюпова Людмила Дмитриевна
    студентка V курса Института Искусств и культуры
    (кафедра теории и истории культуры)
    Томского Государственного Университета;
    студентка V курса Философского факультета
    (Кафедра гуманитарных проблем информатики).



Вернуться в БИБЛИОТЕКУ
Вернуться на главную страницу

 
Copyright © 2002-2021, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::