| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

ЯЗЫК И СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕРАКЦИЯ:
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ И СДВИГ В ПОВЕСТКЕ ДНЯ ДИСЦИПЛИНЫ
(реферат)

Трейси К., Хэспел К.

Опубликовано: Tracy Karen, Haspel Kathleen. Language and Social Interaction: Its Institutional Identity, Intellectual Landscape an Discipline-Shifting Agenda. In Journal of Communication, 2004, December. Pp. 788-816.

    (Данная статья наглядно свидетельствует о тех тектонических сдвигах, которые происходят в недрах науки о коммуникации. "Геологическая" метафора авторов как нельзя лучше подходит для описания процессов в недрах "материка" Коммуникация, который сейчас переживает период формирования - научные подобласти рождаются, сливаются, исчезают, переопределяются, расширяются и т.п. - Г.Б.)

Как пишут Кэрен Трейси, профессор коммуникации (университет Колорадо) и Кэтлин Хэспел, ассистент профессора Школы коммуникации (университет Денвера), "язык и социальная интеракция" (ЯСИ) - это интеллектуальное прибежище тех, кто убежден, что малейшего нюанса в языке, жесте или голосе достаточно, чтобы повлиять на формирование смысла и вызвать социально значимые последствия, кто считает, что, изучая интеракцию в ее ситуативных и неупорядоченных частностях, можно лучше всего понять коммуникативную жизнь. Несмотря на то, что секция "язык и социальная интеракция" имеется как в Национальной коммуникативной ассоциации (НКА), так и в Международной коммуникативной ассоциации (МКА), это направление не совсем вписывается в общий контекст коммуникации. Изучать проблемы языка и социальной интеракции значит плыть против течения, бороться с общепринятыми мнениями и методами исследований. Проблемами ЯСИ занимаются ученые с коммуникационной родословной - выходцы из межличностной, межкультурной, групповой, организационной, политической и других видов коммуникации. Многие пришли совсем из другого мира - некоммуникационного: социологии, лингвистики, психологии или антропологии. Одни изучают исключительно проблемы ЯСИ, другие рассматривают ЯСИ как пограничную область коммуникации.

Предлагаемый обзор состоит из четырех частей. В первой авторы характеризуют ЯСИ как организационное подразделение, прослеживая его историю в ведущих коммуникационных объединениях и изменение его интеллектуального характера с течением времени. Далее обсуждаются основные традиции, сложившиеся в исследовании языка и социальной интеракции и описываются отличительные черты каждой традиции. Поскольку за последние 7-8 лет вышло большое число обзоров и учебников по ЯСИ, в третьем разделе рассматриваются сходства и различия содержащихся в этих обзорах характеристик направления "язык и социальная интеракция". В последней, самой продолжительной части, авторы детально анализируют несколько исследований, чтобы показать уникальность подхода ЯСИ к проблемам, которые также интересуют другие подобласти науки о коммуникации.

В разделе "Институциональная идентичность" отмечается, что научные ассоциации, вроде ИКА, включают подразделения разного вида и уровня интеллектуальной монолитности, фундамент которых меняется с течением времени из-за сдвига в научных приоритетах, миграции исследователей, по мере расширения или переформулирования параметров объединения. Как правило, секция рождается в самом начале рождения ассоциации, потому что к тому времени складывается целый ряд интеллектуальных вопросов, кажущихся важными и интересными достаточно большому коллективу людей. Новые секции образуются, чтобы обеспечить простор для мысли, дискуссии и дефиниции проблем, которые, по мнению определенной группы людей, не находят адекватного отражения , оценки и даже симпатии. С изменением интеллектуального ландшафта направления неизбежно должен происходить сдвиг в системе ее научных приоритетов. В противном случае данное секция рискует сжаться до таких размеров, когда головная организация посчитает ее слишком малочисленной, чтобы выделять часть своих ограниченных ресурсов (например, во время конференций, на страницах журналов и т.п.). Следовательно, время от времени каждое направление должно пересматривать свои интеллектуальные характеристики, чтобы привлечь к себе ученых и исследователей, которые работают в периферийных или в совершенно новых подобластях. Этим новые члены, в свою очередь, должны стремиться сделать конкретные интеллектуальные проблемы и подходы не просто "собственными", а основой деятельности всего подразделения.

Авторы предлагают это описание академической жизни не для того, чтобы подорвать ее интеллектуальную основу, а чтобы привлечь внимание к тому факту, что она никогда не бывает самодостаточной. От ответа на вопрос, какое исследование считать "своим" или "чужим", зависит интеллектуальная повестка дня, точка зрения и злободневные вопросы научного подразделения, которые не всегда совпадают с политическими и и практическими соображениями, объединяющими людей. У членов таких групп часто вырабатывается чувство единения и взаимодополняемости, и это, в свою очередь, укрепляет их уверенность в том, что они найдут признание и поддержку в проведении своих исследований, отличающихся от того, чем они в данный момент занимаются. Разумеется, вопрос об отличиях и сходствах относительный, они всегда присутствуют в хорошо функционирующих секциях. Правильный баланс различий и сходств способствует оживленным и плодотворным дискуссиям, так же как и согласие относительно ключевых проблем и расхождения по поводу подходов к их решению.

В качестве письменного дискурсивного жанра, как указывают Трейси и Хэспел, обзоры литературы обычно формируют фон, сотканный из персональных, практических и политических факторов. Как правило, на первый план выносятся интеллектуальные рамки, которые определяют границы области, а также традиции и дебаты внутри ее. В определенные исторические периоды определение интеллектуальных рамок для всякого научного направления бывает сопряжено с трудностями: обозреватель может занизить значимость какой-нибудь важной традиции или попросту ее проигнорировать, чтобы создать впечатление интеллектуального консенсуса, или сформулировать позиции интеллектуальной общности на таком высоком уровне абстракции, что рамки потеряют информативность. Во время демаркации границ научного направления нужно опираться на идеи, но и думать о людях тоже важно, поэтому это очень тонкое дело.

В начале секция "язык и социальная интеракция" в составе Национальной коммуникативной ассоциации называлась "наука о речи и языке" и имела совсем иной академический интерес. Хотя одни направления исследований, как, например, этнография коммуникации, исследование языковых установок, оставались ведущими в течение трех десятилетий и до сих пор оказывают существенное влияние на формирование научной повестки дня, другие прекратили свое существование. Возможно, важную роль сыграло создание патологами речи и языка своего собственной секции в начале 1980-х гг.

Чтобы решить практическую проблему нехватки членов и оживить свою деятельность, было решено изменить название секции на "язык и социальная интеракция" и сменить научную направленность. В начале 1990-х гг. эта секция была образована в составе МКА. В центре внимания исследователей все чаще оказывались институциональные и общественные контексты. Кроме того, ЯСИ в своих исследованиях стала отказываться от когнитивных толкований и количественных и/или лабораторных экспериментов в пользу анализа социальных сил и качественных методов.

Одновременно происходит более дискурсивный поворот в социальных науках в целом, что отразилось на том, что печаталось в ведущих коммуникативных журналах и привело к появлению многочисленных междисциплинарных и международных журналов, посвященных языку, общению, культуре и дискурсу.

В описании интеллектуального ландшафта ЯСИ Трейси и Хэспел используют методы картографии, когда разные участки поверхности раскрашиваются разными оттенками коричневого цвета. В частности, они пишут, что часть пейзажа занимают произведения таких философов языка, как Остин, Серль и Грайс, которые оказали влияние на большое число дисциплин. В лингвистике их идеи в сочетании с другими легли в основу подобласти под названием "прагматика". Отправной точкой всех исследования ЯСИ считается признание, что говорение - это вид социальной деятельности. Одной особенно влиятельной теорией, выросшей из традиции речевого акта, стала теория вежливости (politeness theory)(Brown & Levinson, 1987), предлагающая эмпирически и культурно обоснованное толкование того, как и почему разговор варьируется в зависимости от характера отношений между людьми и ситуации.

Наряду с прагматикой важное место занимает анализ беседы (conversation analysis), являющийся своеобразным способом изучения социальной интеракции. Цель анализа беседы - описать, как люди понимают свои социальные миры, им выявить, как базовые интеракционные структуры используются для выполнения социальных действий, вроде телефонных разговоров между членами семьи или друзьями, встреч пациентов с врачами, телефонных звонков граждан в полицию.

Важной областью исследований в рамках ЯСИ является этнография коммуникации, ключевым утверждением которой является то, что способы коммуникации и интерпретации формируются участниками в конкретных речевых сообществах, например, в среде городских "голубых воротничков" США, американцев среднего класса, мелких лавочников в Мексике и т.п.

Самым "старым" в ЯСИ является направление "язык и социальная психология", которое сейчас под огне критики. Дело в том, что области "язык и социальная интеракция" характерен интерес к естественно возникающим актам взаимодействия, которые анализируются в качественной плоскости, тогда как социальная психология сохраняет приверженность контролируемым экспериментам, результаты которых подвергаются количественному анализу.

В сферу интересов ЯСП входят точки пересечения языка, сознания и общества. Самой влиятельной теорией в области ЯСИ, несомненно, является теория коммуникативной аккомодации, которая объясняет, почему и при каких условиях участники разговоры сходятся или расходятся в смысле использования диалекта, темпа речи, лексического разнообразия и других лингвистических характеристик.

Все четыре перечисленные области объединены дискурсивным анализом. Авторы статьи выделяют четыре подхода к дискурсивному анализу. Во-первых, это дискурсивная психология, далее следует дискурсивный анализ, включающий действие. Третий подход к дискурсу ключевыми вопросами считает "модели", четвертый исследует межгрупповые проблемы языка и социальной психологии путем анализа разговоров на такие темы, как СПИД, чтобы выяснить, как обычные способы ведения разговора могут способствовать навешиванию ярлыков и формированию групповых предрассудков.

Исследователи в области языка и социальной коммуникации изучают коммуникативные вопросы, которые интересуют представителей многих подобластей науки о коммуникации, и способы концептуализации тем и изучения проблем отражают позицию научного направления "язык и социальная интеракция". По сравнению с другими областями коммуникации, ЯСИ относительно индуктивна по ориентации: исследование начинается с анализа ситуативных деталей и заканчивается обобщениями. Авторы описывают, как исследователи ЯСИ подходят к рассмотрению таких проблем, как отношения, власть, расово-этнические конфликты и стратегическая интеракция, которые имеют большое значение и в других подобластях коммуникации.

В частности, к изучению отношений исследователи ЯСИ подходят не так как большинство исследователей межличностной коммуникации. Ставя во главу угла способы "осуществления" отношений, исследователи ЯСИ больше всего интересуются, как эти отношения реализуются через использование языка и другие виды взаимодействия, или, как говорил Гофман (Goffman, 1971), хотят понять, как люди "связаны" друг с другом независимо от типа их отношений.

Демонстрация знаний о других и знаний, чтобы поделиться с другими, - для людей это главный способ показать, насколько тесны их связи с конкретными другими. Степень близости отношений проявляется в разговоре, когда партнеры, например, используют известные им или узнаваемые ссылки, вместе рассказывают об общем опыте, прибегают к косвенной речи, чтобы предположить, как их партнеры действовали или реагировали бы в гипотетической ситуации, расспрашивают других о том, что у них "новенького", и т.д.

Завершая свой обзор, Трейси и Хэспел отмечают, что интересные явления наблюдаются не только в этих четырех областях, но в ряде других. К примеру, исследователи организационной коммуникации начинают признавать важность обращения к явлениям на уровне языка или дискурса, а исследователи публичной коммуникации и ЯСИ ищут общие пути изучения демократии и участия в общественной жизни. Каких бы проблем исследователи ЯСИ не касались, их главная задача состоит в том, чтобы, "придавать значимость малозаметным и несущественным нюансом разговора (как, например, разговорным шаблонам), делать невидимое (как, например, фоновые знания и ожидания) видимым, придавать абстрактным концепциям (как, например, "агентство" или "стратегия") зримость, и делать то, что важнее всего для коммуникаторов (как, например, "уважение") понятным для тех, кто изучает и преподает коммуникацию." (p. 807).

Подготовил
Геннадий БАКУЛЕВ,
Российский государственный социальный университет

    Материал опубликован в рамках совместного проекта Российской коммуникативной ассоциации (РКА) и Международной коммуникативной ассоциации (ICA) "ОНЛАЙНОВЫЕ РЕСУРСЫ И ЖУРНАЛЫ ICA ДЛЯ РКА". Подробнее о проекте: http://russcomm.ru/rca_projects/ica/

скачать статью в формате word Статья в Word

Вернуться в БИБЛИОТЕКУ
Вернуться на главную страницу

 
Copyright © 2002-2021, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::