| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



Яндекс цитирования
 

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Шеляпин Н.В.
(Санкт-Петербург, Россия)

Материал опубликован: Сборник научных трудов "Актуальные проблемы теории коммуникации". СПб. - Изд-во СПбГПУ, 2004. - C. 241-252.

Эстетика (греч. Aistetikos - чувствующий, чувственный) - с одной стороны, представляет собой область эмоционально-чувственного отношения человека к действительности, а с другой стороны, раскрывает особый раздел философии, изучающий эмоциональное, ценностное отношение человека к окружающему его миру [13, с.544]. Эстетика как познавательная деятельность ставит перед человеком два основных вопроса: В какой степени наш опыт и оценка искусства отличны от опыта и понимания природы вещей или явлений либо подобны им? А также: являются ли для опыта или оценки искусства решающими факторами характерные качества воспринимаемых вещей или явлений или же созерцательный опыт существует сам по себе? Следовательно, рассуждая об эстетике современного телевидения необходимо также раскрыть следующие аспекты: 1) Современное телевидение как аудиовизуальное средство массовой информации и явление из жизни общества; и 2) Механизм ценностно-эмоционального восприятия современного телевидения обществом и личностью.

К тому же современная эстетическая деятельность, определяющая специфику отношения общества к чему-либо характеризуется "эстетизацией повседневной жизни (aestheticization of everyday life), в результате которой стираются различия между искусством и повседневной жизнью, т.е., по выражению Лаша (1990 г.), "эстетический взгляд смещается и радикально расширяется, чтобы включить эстетические значения обломков кораблекрушения повседневной жизни [2, с.492] Иными словами, эстетизация современной жизни рассматривается в постмодерне как процесс превращения предметов, явлений общественной жизни и отдельных людей в художественные объекты и соответственно в эстетические проекты. Поэтому эстетика современного телевидения представляет собой эстетику телевидения как явления современной жизни и собственно ту эстетику, которая отражает специальное искусство, создаваемое телевидением в наши дни, т.е.

Эстетика современного телевидения =
Эстетика телевидения как явления (реальности, воплощенной в материальные носители)
+
Эстетика специального искусства (художественных форм), создаваемого телевидением

В связи с вышесказанным, определим эстетические установки современного телевидения, как явления современной жизни, исходя из его особенностей и характерных черт.

Итак, телевидение - это аудиовизуальное средство массовой информации, которое, синтезируя звук и изображение, обеспечивает более широкие коммуникационные возможности общества.

Телевидение можно классифицировать:

1. По способу трансляции: эфирное, когда вещательные организации используют традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя, спутниковое, кабельное.

2. По типу деятельности: вещательные организации, осуществляющие телетрансляцию программ, среди которых бывают компании, лишь ретранслирующие другие станции, но в большинстве это универсальные телеорганизации, имеющие собственное телепроизводство и доступ к эфиру; программопроизводящие или продюсерские фирмы; дистрибьютеры как своеобразная структура телевещания;

3. По принципу образования: из старых структур в новообразованные;

4. По охвату аудитории: общенациональные, межгосударственные, региональные, местные;

5. По специализации программ: общие и специализированные;

6. По финансированию: бюджетные, самофинансируемые (за счет доходов от рекламы); абонентной платы и рекламы; диверсификации бизнеса, т.е. создания дочерних фирм, зарабатывающих деньги "нетелевизионным" путем с последующим перераспределением капитала; за счет спонсоров, за счет промышленно-финансовых групп и др.

7. По степени плюрализма в программах телевидения (однозначное, тенденциозное освещение или наличие различных точек зрения);

8. По жесткости контроля за телевидением со стороны государства и общества (жесткий контроль, слабый контроль, практически полное отсутствие контроля);

9. По коммуникативной модели телевещания, куда включены монологическая модель (мнение редакции насаждается аудитории), диалогическая модель (развита обратная связь с аудиторией, политика телекомпании во многом определяется пожеланиями зрителей), интеракционная модель (телекомпания представляет особые услуги своей аудитории - торговля через магазины, заказ просмотра фильма, охрана помещения при помощи телесистемы и др. [6, c.75]

Однако, телевидение далеко не всегда аккумулировало вышеперечисленные свойства, за свою почти столетнюю историю оно пережило множество метаморфоз как чисто технического и технологического характера, так серьезные социокультурные, а следовательно, и эстетические трансформации.

Сам термин "телевидение" был предложен инженером К.Д.Перским еще в 1890 году на международном конгрессе в Париже в докладе "Электрическое телевидение". В 1895 году был запатентован "развертывающийся диск" П.Нипкова, состоящий из селеновых ячеек, производивший разложение на элементы. Спустя двенадцать лет в 1907 году ученый Б.Л.Розинг в Санкт-Петербурге провел успешные опыты с катодной трубкой, в результате чего был изобретен зеркальный способ оптико-механической развертки изображения Уже на первом (экспериментальном) этапе своего существования телевидение стало приобретать первые эстетические особенности, связанные со своими техническими возможностями. К таким эстетическим характеристикам нового технического изобретения можно отнести на то время: 1) соединение технической мысли и художественного творчества (зарождение "техногуманитарной" основы, определившей специфику существования телевидения как особой разновидности массовой коммуникации в системе социальных коммуникаций и направившей дальнейшее развитие телевещания в сторону глобализации и установления господства над сознанием широких аудиторий); 2) зарождение телевизионной коммуникации, создающей особые взаимосвязи между участниками телевизионного коммуникативного акта, что явилось предшественником появления особой телевизионной реальности.

На первом этапе развития телевидение достаточно громко заявило о себе, но в начале ХХ века оно было доступно только ученым-исследователям и персоналу научных лабораторий. Несмотря на это многие в то время смогли осознать ту силу и те возможности влиять на общество, которые может дать телевидение в случае успешного и стремительного развития. Новые изобретения не заставили мир долго ждать своего пришествия. В 1925 году ученый О.Адамян изобрел трехцветный телевизор. К сожалению, этот телевизор был несовместим с техникой телевещания, которая функционировала в то время, поэтому новое изобретение не получило широкую популярность, но мы смело можем утверждать, что в середине 20-х годов ХХ столетия телевидение приобрело свою новую эстетическую характеристику - эстетику цвета [3, c.6] С этого времени телезрители вполне ощутили на себе воздействие цветовой гаммы при помощи телесигнала, а через каких-нибудь 40-50 лет цветовые образы станут важнейшей психологической технологией манипулирования сознанием аудитории и создания особого "цветного" мира телегрез. В те же 20-е годы прошлого века начинается второй этап становления телевидения, в этот период появляется регулярное вещание и ведется активный поиск оптимальных организационных форм телевидения, а также в результате приобретения телеприемников населением складывается телеаудитория. Эту эпоху можно назвать первой волной телетрансляции и телетрасмиссии, когда информация, распространяемая по телевизионной сети, стала достоянием общественности (пусть пока еще не широкой). Так, в 1928-33 годах наблюдался бум малосрочного телевидения в Европе и в США, а в 1931 году открылось малосрочное немое телевидение в Москве, но вскоре в телевидении побеждает звук, и телевидение становится аудиовизуальным средством массовой информации, каким является и по сей день [3, c.15]. "Аудиовизуальность" - это не только техническая характеристика данного СМИ, но и особый эстетический прием, предусматривающий соединение вербальной речи и визуального изображения. Аудиовизуальная природа телевидения превращает его в мультимедийное искусство, которое не просто сочетает живопись, риторику, кино, ораторское искусство, но и в несколько раз усиливает эффект воздействия сознания на всех членов общества, имеющих доступ к телевещанию.

В 1936 году были организованы регулярные прямые трансляции Олимпийских игр по берлинскому телевидению. В этот момент телевидение приобрело дополнительные свойства, определившие их эстетические возможности. Это: 1) синхронная доступность, т.е. такое коммуникативное свойство, позволяющее информационным сообщениям в режиме реального времени преодолевать пространство; и 2) симультанность (свойство коммуникативного процесса, позволяющее представлять адекватные сообщения множеству людей практически одновременно). Эти факторы, обуславливающие функционирование современного телевидения, во многом определяют его эстетические возможности в целом и задают векторы эстетического развития современной телепродукции.

В 1939 году началось регулярное телевещание в СССР и США, таким образом, телевидение теперь стало в процессе своей творческой деятельности непрерывным и ритмичным [3, c.25]. Постоянный поток информационных сообщений, предлагаемый вниманию телезрителей, создает ощущение механического конвейера, который постоянно воздействует на окружающий мир, что превратило телевизионные программы в постоянного спутника зрителя на начальном этапе регулярного вещания, потом телепрограммы стали другим миром, другой реальностью, которая живет и развивается по своим законам, и, наконец, телепрограммы уже в наши дни порою стали занимать более важное место в жизни человека, чем события из окружающей его действительности.

В 1941 году 1 июля произошло также важнейшее событие, которое в дальнейшем определит эстетику современного телевидения, в этот день в США прошла в эфир первая в мире телереклама. Цена этой рекламы, презентовавшей часы марки "Булова", составила всего 9 долларов, причем 4 из них пошли на оплату эфирного времени и 5 долларов - за техническое обслуживание сюжета. Телереклама - это наиболее яркий пример создания сюрреального (иллюзорного) мира при помощи телевидения. Именно реклама послужила толчком превращения ТВ в фабрику мифов [10, c.8]. Мифологизация и симуляция реальности в телесюжетах теперь уже стали неотъемлемыми составляющими телевещания, а созданные мифы из телевещания вторгаются в реальный мир и серьезно деформируют жизнь как отдельного человека, так и целого общества.

Спустя 10 лет, в 1951 году, вновь как и прежде телевидение удивило мир новым достижением. В этом году в США был осуществлен первый общенациональный выпуск новостей. С этого момента любой человек, имеющий доступ к телеэфиру, за считанные минуты мог узнать самые интересные новости, поступающие из самых отдаленных уголков планеты [5, c.14] В это время начинается новый этап медиатизации и информатизации общественной жизни во многих странах мира. Рассматривая работы М.Маклюэна, можно предположить, что 1951 год является датой рождения общемировой "глобальной деревни" (global village) [15, p.34]. Потому что весь мир теперь стал похож на большую деревню, где каждый житель узнает все сплетни и слухи о жителях этой деревни, причем эти слухи часто далеки от правды, поскольку телевидение умышленно или неумышленно искажает суть транслируемых сообщений. Так, Ж.Мерме указал 10 пунктов, согласно которым, современное телевидение, даже стремясь к объективному изложению событий, прямо или косвенно искажает информацию о реальном положении вещей: 1) события, освещаемые на ТВ, подбираются не по их реальной значимости, а по интересу, который они могут вызвать у публики; 2) простые доступные пониманию сюжеты получают преимущество перед сложной, требующей осмысления информацией; 3) ТВ редко отражает события адекватно действительности, т.к. эти события специально инсценируются, чтобы сделать их более привлекательными и яркими, при этом некоторые, необходимые для понимания, аспекты информации опускаются, а связь между событиями, как правило, отсутствует; 4) ТВ быстро мобилизует и концентрирует внимание на каком-либо событии, что приводит к гипертрофированию данного события в сознании аудитории; 5) ТВ быстро теряет интерес к отдельно взятому событию, создавая порой ощущение, что его вообще не было; 6) значение некоторых органов информации неадекватно объему аудитории, поскольку ведущие телекомпании как лидеры мнений заставляют реагировать и ориентироваться на них другие телекомпании; 7) профессионалы, работающие на ТВ, не представляют все слои населения, как правило, они имеют более высокое образование, более высокие доходы, проживают в больших городах, имеют возможность путешествовать; 8) наибольшее внимание уделяется редкому, сенсационному, негативному материалу; 9) для объяснения событий на ТВ приглашаются эксперты, мнение которых часто не отражает мнение большинства; 10) ТВ придает реальности модифицированный, гипертрофированный, деморфированный имидж [16, p.35]. Таким образом, ТВ не только создают глобальную деревню, но и распространяет по этой деревне глобальные слухи и небылицы. Тем не менее, важнейшей чертой современного ТВ стал глобализм.

Глобализм ТВ, то есть распространение информации на огромные территории и вовлечение в сферу телекоммуникативных актов самых разных людей, породил особую духовную культуру, которая превратила всех телезрителей в особую общность - глобальную телеаудиторию со схожими ценностями и установками в сознании. Также глобализации ТВ способствовали следующие факторы. В 1952 году доходы от рекламы на ТВ превзошли доходы от рекламы на радио, и создавать телерекламу теперь стало особо модно и эффективно с точки зрения коммерческой выгоды, неслучайно многие американские социологи назвали 1952 год началом "эры телевидения"

С 18 декабря 1953 года началось регулярное цветное телевидение, что безусловно сделало ТВ более эстетически привлекательным для зрителей, а уже 19 декабря 1953 года по американскому каналу NBC была показана опера "Амаль и ночные гости", написанная специально для цветного телевидения. Так началась эра телефильмов, особого искусства, определившего эстетические установки массовой аудитории на долгие годы вперед. Цветное ТВ наиболее ярко отразило идею соединения технической мысли (качество звука, изображения, цвета и др.) и идей художественного творчества (особый жанр телепередач: новости, публицистика, телефильмы и др.) в единый социокультурный и эстетический комплекс.

Также важнейшим фактором глобализации телеиндустрии выступило понижение цен на телеприемники. В США в 1950-е гг. можно было купить телевизор за 495 долларов, соответственно в 1960-е гг. цена новой модели телевизора составила 250 долларов, а некоторые модели в эти годы можно было приобрести всего за 90 долларов. Поэтому телевизор стал доступным для большинства, и за несколько лет практически все американское общество превратилось в телеаудиторию, т.е. в массовую аудиторию. Таким образом американское общество стало массовым, с характерным массовым сознанием и массовой культурой, базирующейся на телекультуре. О росте популярности ТВ и телекультуры свидетельствовали многие социологические опросы того времени. По данным общенационального социологического исследования в США в 1963 году ТВ было признано самым популярным СМИ большинством респондентов[7, c.15] С этого момента начинается третий этап становления телевидения - превращение ТВ в главное СМИ, господство крупных программ, транслируемых на многие регионы. Процесс превращения ТВ в основное СМИ быстрыми темпами прошел во многих странах мира.

Популяризации телекультуры вновь активно содействовали технические изобретения. Так, в 1956 году при трансляции новостей по каналу CBS (США) был впервые использован видеомагнитофон, честь первенства принадлежит видеомагнитофону марки "Ампекс". Забегая вперед, отметим, что первый домашний видеомагнитофон был продан в США только в 1976 году [3, c.35] Появление видеомагнитофона придало ТВ новые важнейшие свойства: 1) диахронность (коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени); и 2) мультиплицирование (коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием). ТВ на этом этапе своего развития смогло сохранять информацию во времени и в пространстве, при этом, ТВ создало своеобразный образ вечности телепродукции, которая преодолевает ограничения, налагаемые временем и пространством. Телеинформация, как и весь телемир формально оказалась "бессмертной", приобретя "сверхъестественную", раньше неизвестную силу и власть [11, c.74]

В 50-60-е годы ХХ века резко усиливается процесс телевизионной культурной трансмиссии, который охватил масштабы многих регионов планеты. Как отмечет Д.Томпсон в своем труде "Идеология и современная культура. Критическая социальная теория в эру массовой коммуникации", в современном обществе при помощи телекоммуникации происходит обмен знаковыми формами между производителями и получателями, в ходе которого осуществляется культурная трансмиссия [12, c.7] Благодаря культурной трансмиссии массовая культура, созданная на телестудиях, распространяется по всему миру, и все жители Земли превращаются в общемировую телеаудиторию.

В свою очередь процесс культурной трансмиссии включает в себя три составляющие:

1) Технические средства культурной трансмиссии, необходимые для телевещания, которые определяют специфические аспекты этой трансмиссии. К таким аспектам технических средств телевизионной коммуникации, по Дж. Томпсону, относятся: а) фиксирование информации техническими средствами телевещания; т.е. ее запись и возможность повтора; б) воспроизведение информации, т.е. возможность отображать реальные события, в) участие - возможность телеаудитории при помощи технических средств массовой коммуникации общаться с героями телеэфира (звонки в студию по телефону, интерактивные голосования в реальном времени, письма по электронной почте, и т.д.) [12, c.8]

2) Институциональный аппарат культурной телевизионной трансмиссии представляет собой самые разнообразные правила и нормативные акты, согласно которым живет современное телевидение. Так, еще в 1934 году в США был принят и ныне действующий закон о связи и создана Федеральная комиссия связи (ФКС). К аспектам институционального аппарата Томпсон соответственно относит: а) каналы селективного распространения, т.е. организации как юридические лица, занимающиеся телевещанием; б) механизм ограничения телевещания, т.е. нормативные акты, упорядочивающие деятельность телекомпаний [12, c.9]

3) Пространственно-временное дистанцирование - особый аспект культурной трансмиссии, представляющий собой передачу знаковых форм, символов и другой информации в отрыве от контекста, в котором она была произведена. При телетрансляции информация дистанцирована в контексте во времени и пространстве и помещается в новый контекст с другими пространственно-временными измерениями. В свою очередь пространственно-временное дистанцирование культурной трансмиссии также обусловлено следующими аспектами: контекстом присутствия и расширением доступности. Контекст присутствия - это иллюзия нахождения телезрителя в студии, где снимаются программы, или в любых других телесюжетах (репортажах, очерках, интервью или даже в художественных фильмах). Телезритель ощущает свою причастность ко всем событиям, происходящим в мире. Расширение доступности - это тоже телеиллюзия, выраженная в "ощущении" телезрителями собственной возможности преодолевать время (показ на ТВ сюжетов, снятых много лет назад, иллюстрировавших важнейшие события того времени) и пространство ("горячие репортажи" из любых точек мира) [12, c.9-15]

Примерно в середине 70-х годов ХХ века телевидение вступило в новый этап своего развития - в эпоху "телеизобилия", которая характеризуется внедрением спутникового и кабельного телевидения, дробление телеаудитории "по интересам" и индивидуализацией зрительского набора [9, c.77-86]

В это время телевещание стало активно использовать новые технические достижения, так, в 1965 году на орбиту Земли был выведен американский спутник "Эрли берд" для осуществления международной телесвязи. Эта дата также явилась началом эпохи спутниковой связи, ставшей глобальной четвертой системой передачи информации после телеграфа, телефона и радио[3, c.41]

В 1967 году произошел переход на полное цветное вещание в США и Западной Европе, а также был открыт телецентр в Останкино. Через год на советском телевидении в первый раз вышла телевизионная программа "Время", а в Западной Европе на телевидении начался бум коммерческой рекламы. 1975 год стал годом рождения кабельно-спутникового вещания, для которого американская компания HBO (Home box office) использовала новый спутник. В 1982 году был создан первый европейский спутниковый канал "Safelife television" (позже "Sky"). Позднее в 1985 году в ФРГ, а в 1986 году во Франции началось коммерческое телевещание по всей Европе. В это время стала успешно развиваться и видеоиндустрия. К 1988 году половина жителей США имели домашние видеомагнитофоны, а уже в 90-е годы ХХ столетия ежегодная сумма дохода от проката видеокассет в США составила 8 миллиардов долларов, а в наши дни доход от продажи видеокассет в США составляет 4 миллиарда долларов в год. Видеомагнитофоны способствовали так называемому "одомашниванию" телеискусства, теперь телепродукция стала частью домашнего микрокосма практически любого зрителя.

Начало 90-х годов ХХ века ознаменовалось кардинальными изменениями в общественно-политической и культурной жизни в странах Восточной Европы и в России. Так, например, в 1990 году был упразднен Главлит, являвшийся органом цензуры в СССР [4, c.71] Можно сказать, что в этом году наша страна стала "полноправным членом глобальной деревни". Параллельно с процессами демократизации в странах бывшего социалистического лагеря в Западной Европе быстрыми темпами стало увеличиваться число частных телекомпаний, независимых от государства и ведущих самостоятельно свою информационную и культурную политику.

Согласно Дж. Томпсону, в настоящее время наблюдаются четыре основные тенденции развития телеиндустрии в мировом масштабе:

1. Концентрация телеидустрии;

2. Диверсификация телеиндустрии,

3. Дальнейшая глобализация телеиндустрии,

4. Дерегулирование телeиндустрии [12, c.12-18]

Концентрация телеиндустрии - это, проще говоря, с одной стороны, скопление телекомпаний в определенном регионе, а с другой стороны, появление транснациональных телекомпаний, осуществляющих вещание на самые разные регионы земного шара. В результате концентрации телекомпаний на одной территории реальным контролем за телеэфиром стали обладать только немногие телемагнаты, "заказывающие музыку" при вещании.

Диверсификация телеиндустрии - это процесс, при котором деятельность компаний начинает охватывать все более разные отрасли и сферы деятельности. Диверсификация по своим проявлениям напоминает экспансию, поскольку в ходе этого процесса владельцы телекомпаний скупают либо другие СМИ (газеты, радио и т.д.), либо приобретают новые источники дохода в виде отелей, типографий, ресторанов и других коммерческих предприятий.

В результате концентрации и диверсификации телеиндустрии образуются конгломераты коммуникаций или медиа-империи, которые вкладывают огромные капиталы в разные отрасли массовой коммуникации и информации. Современная телеиндустрия сильно интегрирована в бизнес и банковское дело.

Дальнейшая глобализация телеиндустрии представляет собой глобализацию "вглубь" и "вширь" тех регионов, где происходит телевещание, и интеграцию коммуникационных конгломератов в глобальную сеть. Дальнейшая глобализация телеиндустрии обусловлена следующими характерными чертами: экспортом телепродукции и развертыванием нового поколения технологий, обеспечивающих транснациональный поток телепродукции.

Дерегулирование телеиндустрии означает увеличение свободы слова на телеэкране вследствие демократизации нормативных актов, регулирующих телевещание, и вследствие затруднения контроля за частными транснациональными компаниями со стороны государства и общества.

Эпоха "телеизобилия" ознаменовалась также и появлением новых коммуникационных технологий (НКТ), которые имеют четыре общих технических и социокультурных признака:

1. НКТ (кабельные и спутниковые системы и др.) увеличивают объем трансляций и аудиовизуальной продукции, а также - число телеканалов, что позволяет делать отбор аудиовизуальной продукции.

2. Новые системы телевещания усиливают транснациональный характер аудиовизуальной трансмиссии, при этом расширяются пространственные границы приема телепередач, при сохранении прямых трансляций.

3. Новые технологии дают возможность создать высокоинтегрированную сеть вещания при помощи кабельных систем, использующих оптические волокна, а также цифровое, а не аналоговое кодирование информации и коммуникации.

4. С помощью оптоволоконных кабелей телевещание принимает личный и взаимодействующий характер. В эпоху "телеизобилия" произошел окончательный отход от телемонолога и теледиктата. На место одностороннего сообщения приходит двухсторонняя коммуникация, в результате которой устанавливается "теледиалог" и интеракция между редакцией и аудиторией. В этих условиях зрители в некоторой мере способны оказывать воздействие на политику редакций телевизионных программ.

Размышляя о телевидении как аудиовизуальном СМИ и явлении социальной жизни, воплощенном в его материальном носителе и о эстетике современного телевидения, необходимо отметить, что бытия современного человека и общества в целом во многом определяется достижениями техники.

Как подчеркивал немецкий социолог Ю.Хабермас в своем труде "Техника и наука как идеология", техника в современном мире является культурой и идеологией. Техника представляется современному человеку в виде формы изделия (конструкция, дизайн, широкие технические характеристики и т.д.) и в виде идеи (особенности восприятия технического достижения с точки зрения его образа, смысла и целей), оказывающих серьезное воздействие на сознание и внутренний мир людей. Все это приводит к появлению технократического сознания у большинства членов современного общества [14, c.90].

С точки зрения другого немецкого социолога П. Козловски, техника оказывает гораздо большее воздействие на человека нашего времени, чем искусство, религия, идеология или вся традиционная культура. Технократическое сознание хорошо усваивается нерелигиозными, деполитизированными и деидеологизированными людьми, утратившими ориентацию на традиционные ценности. Образ техники, по Козловски, это вечность, преодолевшая время и пространства, а, напротив, традиционная культура слишком сильно зависима от пространственно-временных характеристик. Символом эстетики современной техники Козловски определяет модуль: "Модуль - это апофеоз неверности и абсолютно безразличен к своей конфигурации и к контексту, и поэтому не может в нем оставаться" [8, c.230]. Модули вынуждают к постоянному перекомбинированию, т.е. иными словами современная техника (в первую очередь телевидение) подобна модулю, абстрактным контурам (рамкам) чего-либо, поскольку не имеет постоянной четкой формы и целостного содержания, к тому же постоянно сама подвергается инновационным изменениям.

Стоит также уточнить, что телевидение отнюдь не является только проводником абстрактной технократической эстетики, именно посредством телеканалов в обществе распространяются важнейшие социокультурные установки и ценности, определяющие поведение человека нынешней эпохи, но безусловно, любое воздействие на сознание людей проходит через призму телевидения как технического явления и через призму технократического сознания, присутствующего у каждого человека, живущего в мире высоких информационных технологий и инновационных технических изобретений [1, c.369].

    Литература

  1. Н.Аберкомби, С.Хилл, Б.Тернер. Социологический словарь. М., 2000
  2. Большой толковый социологический словарь. М., 1999
  3. Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М., 1996
  4. Засурский И. Масс-медиа второй республики. М., 1999
  5. Зыков В. Основы коммуникативной культуры. Тюмень, 1999
  6. Казаринова Н., Филатова О., Хренов А. Социология. М., 2000
  7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000
  8. Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997
  9. Кольцова Е. Массовая коммуникация и коммуникативное действие. Социологический журнал. М., 1999. № 1-2
  10. Ляпина Т. Политическая реклама. Киев, 2000
  11. Почепцов Г. Коммуникативные технологии ХХ века. Киев, 2000
  12. Томпсон Д. Идеология и современная культура. Критическая социальная теория в эру массовой коммуникации. М., 1992
  13. Философский словарь. М., 1991
  14. Habermas J. Technik und Wissenschaft als "Ideologie'. Frankfurt-a.-M., 1974
  15. Mcluhan M. The Gutenberg galaxy. L., 1962
  16. Mermet J. Democratie: Comment les media transforment la democratie. P.: Grasset, 1987

Abstract
N.V. Shelyapin
Basic tendency of creating aesthetic issues in contemporary TV
This article is devoted to the investigations of the modern TV. The modern TV is able to influence at the broad sphere of social life. The TV creates the public opinion, rules economical, political and cultural processes. So we can say the modern TV is the most important institute of the modern society. The author of this article tries to study the aesthetics and special elements of the modern TV.

скачать статью в формате word Статья в Word

    Сведения об авторе:

    Шеляпин Николай Викторович
    кандидат социологических наук,
    доцент кафедры политологии
    Санкт-Петербургского государственного политехнического университета



Вернуться в БИБЛИОТЕКУ
Вернуться на главную страницу

 
Copyright © 2002-2015, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::