| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



Яндекс цитирования
 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВАХ

Розина И. Н.
(Ростов-на-Дону, Россия)

Материал опубликован: Сборник научных трудов "Актуальные проблемы теории коммуникации". СПб. - Изд-во СПбГПУ, 2004. - C. 314-331.

Как показано в докторском исследовании З.Ф. Есаревой по педагогической деятельности преподавателей высшей школы (305 человек), педагогическое мастерство во многом зависит от характера взаимодействия педагогической и научной деятельности преподавателей. Их сочетание является самым благоприятным фактором влияния на организаторские и коммуникативные умения, профессиональный рост в научной и педагогической деятельности, независимо от уровня их научно-педагогической квалификации (профессор, доцент, ассистент) [6]. В связи с этим, рассмотрим существующие подходы к обучению профессиональной и педагогической коммуникации в российской социально-гуманитарной науке последних лет. Специальный научный интерес представляют исследования особенностей взаимодействия, которые проявляются в этом виде коммуникации при использовании компьютерных сетей (компьютерно-опосредованная профессиональная коммуникация).

В учебном пособии под редакцией С.И. Самыгина педагогическая коммуникация рассматривается как специфическая форма общения, "подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты" [22, с.267]. Аналогичный подход в формировании эффективных взаимоотношений в профессиональной деятельности с позиций психологии делового общения использован в учебнике Г.В. Бороздиной [4]. Здесь деловое и неформальное общение также исследуется в тесной взаимосвязи социально-психологических сторон (перцептивная, коммуникативная, интерактивная). Причем, при обращении к понятию "педагогическое общение" обучение описывается авторами как "взаимодействие таких главных компонентов: преподаватель - содержательная учебная информация - учащийся (учащиеся)" [19, с.18].

В учебном пособии и сборнике коммуникативных заданий педагогического практикума под редакцией Н.А. Ипполитовой [23, 24], формирование профессионально значимых умений студентов педагогических вузов строится на изучении риторики, русского языка и культуры речи в соответствии разработанной авторами концепцией и методическими идеями. Авторы относят к коммуникативно-речевым следующие умения: а) анализировать, создавать и решать профессионально-значимые коммуникативные высказывания, ситуации, задачи, б) применять полученные знания в новых условиях, в) осваивать нормы образцового педагогического общения [24, с.5].

В интегративном курсе основ теории речи М.Р. Львова [14] изучение речи человека, его языковой способности, видов речи, механизмов, трудностей и успехов в овладении ею построено на материале самой речи. Так, к культуре профессиональной речи предъявляются требования содержательности (критерии истины, научности, новизны, актуальности, прагматичности); логичности (выражение мысли, законы тождественности, достаточности основания, противоречия, исключенного третьего); построения, композиции высказываний (задача, адресат, речевые реакции, тип речи, умение держаться в рамках дискурса), владения механизмами речи, выбора языковых средств, языковой нормы, коммуникативной целесообразности и выразительности.

Е.Н. Зарецкая в учебнике по деловому общению подходит к данной проблеме предельно широко, излагая принципы профессиональной речевой деятельности с междисциплинарных позиций, включающих такие "науки о человеке", как риторика, логика, психология социология, философия, этика, кибернетика, менеджмент, теория информации, семиотика, поэтика, нейрофизиология [7]. Здесь деловое общение, понимаемое как профессиональная коммуникативная форма речевой деятельности, строится на основаниях риторики, как науки о целесообразности речи, т.е. речи эффективной, охватывающей область различных публичных выступлений. Электронные коммуникации рассматриваются как дополнительные способы передачи информации с использованием различных электронных устройств (телефон, переносные специализированные ПК, копировальная техника, статические и динамические средства визуализации, коллективного общения [8, с.449].

В учебном пособии В.А. Сластенина и В.П. Каширина [26, с.353] педагогика и психология профессиональной деятельности рассматриваются с позиций межличностного общения, общения в коллективе (малые группы), авторитета и самоутверждения, конфликтных отношений, адаптации, стресса и готовности специалиста. Использование языка в деловом общении, стилевой природы устной и письменной речи рассматривается в учебном пособии М.В. Колтуновой [11]. Здесь особенности делового общения изучаются с позиций жанров форм устной и письменной речи (контракты, деловые письма, доклады, служебные записки, приказы, постановления, с одной стороны, и деловые переговоры, совещания, собрания, публичные выступления, с другой стороны).

Схожий подход используется в американском учебном пособии М. Маркела [32], в котором исследуются процессы создания, конструирования, передачи технической информации, преимущественно текстовой (учебники, журналы, инструкции, руководства и пр.), в организациях и для организаций для выполнения различных процедур и принятия решений, как вид технической коммуникации. Текст и графика документов, как фактологическая информация, служат практическим задачам коммуникации, помогая аудитории понять конкретный предмет или выполнить некоторую задачу.

В учебнике по основам теории коммуникации под редакцией М.А. Василика [20] профессионально-ориентированная коммуникация рассматривается в аспектах коммуникации в организациях, как политическая, публичная и межкультурная коммуникация. В пропедевтическом учебном пособии Е.С. Протанской [25] профессиональная коммуникация рассматривается с гуманистических позиций общих этических принципов и норм, а также исследуются особенности существующих и складывающихся профессиональных норм в некоторых профессиях.

В учебном пособии Т.К. Кравченко и В.Ф. Преснякова [12] проблемы профессиональной коммуникации рассматриваются в аспекте инфокоммуникационных технологий управления предприятием, с позиций этических и социальных последствий внедрения ИКТ (моральные и правовые нормы, корпоративные кодексы этики в области программного обеспечения).

Обратим внимание на имевший место подход в области информатики конца 70-х гг., в котором использовался термин "научная коммуникация", близкий к современному пониманию профессиональной коммуникации. Этот подход ранее охарактеризован Н. Винером, который считал, что научная коммуникация является основным механизмом существования и развития науки, поэтому ученые должны иметь возможность обмениваться мыслями с другими учеными, чтобы результаты, ставшие классическими в одной области, были известны в смежной области [30]. Начало этому подходу было положено в 1968 г. А.И. Михайловым, А.И. Черным и Р.С. Гиляревским [17, с.248], которые локализовали современную им информатику одним предметом изучения - научной информацией, ее структурой и общими свойствами; закономерностями всех формальных и неформальных процессов научной коммуникации (внутренних и внешних) [29, с.112-113], т.е. рассматривали информатику как "совокупность процессов представления, передачи и получения научной информации" [17, с.45]. При этом никакие иные виды социальной коммуникации (например, массовой, экономической, политической и т.д.) в расчет не принимались. Главным средством совершенствования научных коммуникативных процессов виделось в их автоматизации, поэтому в это время информатика формировалась, как социально-техническая дисциплина.

Отметим, что дальнейшее развитие информатики, ввиду этой ее субъективной ограниченности областью научной коммуникации, привело к формированию в 70-е годы "специальных (отраслевых) информатик". Например: статистическая информатика, патентная информатика, музейная информатика, социологическая информатика, педагогическая информатика и т.п. Так, А.Д. Урсулом была выдвинута концепция социальной информатики, предметом которой стали взаимодействие общества и информационно-компьютерной техники, закономерности и тенденции этого взаимодействия. После создания в Академии наук СССР отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации в 1983 г. был организован академический Институт информатики (наряду с Институтом кибернетики) и концепция информатики как научной дисциплины сменилась на компьютерную трактовку [27, с.350]. Таким образом, можно констатировать, что компьютерно-опосредованный подход к профессиональной, научной коммуникации в электронной среде берет начало от концепции информатики 70-х гг.

Ввиду развитости российской лингвистической коммуникативной школы, также наблюдается рассмотрение коммуникации, характера профессионального взаимодействия, с позиций дискурса (см., например, сборник статей ведущих представителей современной французской лингвистической школы дискурса [9, 1999]). Дискурс некоторыми отечественными специалистами понимается как форма разговорной речи, максимально отклоняющаяся от грамматически и логически стандартного текста, спонтанная и непонятная для посторонних (О.Б. Сиротинина); как общение посредством текста с учетом коммуникативно-значимых обстоятельств его реализации. Понимание дискурса теснейшим образом связано с понятием коммуникативной ситуации, "речи, погружённой в жизнь" (Н.Д. Арутюнова), как речь или общение, определенное с помощью формулы: речь + действие (Б.Н. Кашкин), речемыслительная деятельность коммуникантов, связанная с говорящим и реципиентом в коммуникативной ситуации [28, 16]. Кроме того, делают различие между традиционным, профессиональным, педагогическим дискурсом (статусно-ориентированный или институциональный дискурс, В.И. Карасик) и его модификацией в электронной среде - "электронный дискурс" (или "сетевой дискурс", как отражение культуры в текстах электронных писем, по принятой терминологии группы СТОИК [1]).

Таким образом, сегодня научное и социальное взаимодействие, групповая работа специалистов, неформальные и формальные профессиональные и научные контакты все шире осуществляются через Интернет-технологии, через формируемые академические Интернет-сообщества. Мы рассмотрим здесь особенности более развитой, по сравнению с педагогической, групповую профессиональную коммуникацию и дискурс в электронной среде на примерах известных нам академических Интернет-сообществ. Отметим, что возможность реализации такого профессионального взаимодействия была предсказана еще в 1968 г. руководителями проекта ARPA Д. Ликлидером (J.C.R. Licklider) и Р. Тейлором (Robert Taylor) [33].

Одним из видов групповой коммуникации являются сообщества специалистов, которые образуют относительно замкнутые субпространства - по определенной профессиональной специализации или интересам. Результатом их деятельности в электронных сетях является формирование новых форм коммуникации между людьми, функционирующих, по выражению М. Коула (1998), в "пятом измерении", как сетевые, виртуальные или Интернет-сообщества (Internet-community). Этот новый вид социальных групп представляет собой самоорганизующееся сообщество людей, общающихся между собой по определенной тематике и использующих Интернет-технологии в качестве основного средства коммуникации для организации группового взаимодействия участников сообщества.

К наиболее распространенным Интернет-технологиям по типу коммуникации "многие ко многим", на которых преимущественно строятся академические сетевые сообщества, можно отнести следующие: 1) электронные дискуссии или форумы с использованием некоторого программного обеспечения для их поддержки (телеконференции, списки рассылки, веб-форумы, чаты и пр.); 2) Интернет-конференции с возможностью обсуждения размещенных в них статей; 3) электронные журналы, предоставляющие экспертную информацию о состоянии предметной области (обратная связь с автором чаще всего организована через электронную почту); 4) электронные библиотеки, как сочетание коммуникации специалистов, организаций и технологий. Так, для подготовки международных стандартов, ввиду необходимости регулярного проведения процедур обсуждения этапов разработки, Международной федерацией по применению стандартов (IFAN) используется проведение телеконференций, взамен традиционных совещаний рабочих групп [21, с.33].

Прежде, чем рассматривать технологическую базу этих видов групповой коммуникации, отметим, что для обозначения первой формы компьютерно-опосредованной коммуникации использован термин "дискуссия", обобщающий различные Интернет-технологии. По аналогии с традиционной коммуникативной моделью дискуссии [20, с.217), электронная дискуссия представляет собой коммуникативную модель, в которой несколько активных субъектов (в данном случае подписчиков на определенную тему телеконференции, списка рассылки, веб-форума или чата) связаны между собой посредством отношения к общей проблеме, объявленной в названии телеконференции, списка, форума или специально выбранной теме, близкой к области интересов участников. Так, группой СТОИК на основе интенсивных дискуссий в 2003 г. была проведена подготовка к международной конференции "Личность и социум в третьем тысячелетии" (более десятка докладов), к Международной конференции по технологическому образованию в ХХ1 веке ("электронный препринт", веб-сайт). С 2001 г. Российская Коммуникативная Ассоциация (РКА) осуществляет подготовку конференций, летних школ (Коммуникация-2002-2004), экспертизу, редактирование публикаций (Вестник РКА, сборники конференций, совместные сборники) на основе коллегиальных решений соответствующих органов (координационный совет, программный комитет, редакционный совет, группа переводчиков), которые принимаются как результат совместных обсуждений через соответствующие списки рассылки.

Кроме наличия общей темы, в электронных дискуссиях, также как и в традиционных, может присутствовать ведущий, инициатор дискуссии -модератор (вступительное слово, реплики в ходе дискуссии, заключительное слово), а тексты носят аргументированный характер (разные или противоположные точки зрения - тезис, антитезис) [23, с.343]. Электронные дискуссии дают возможность их участникам быстрее сориентироваться в информации по свой и смежной области, получить наиболее ценную информацию "из первых рук", разъяснить некоторые важные детали (см., например, [5]). Технологически реализованной особенностью участия в таких электронных дискуссиях является свобода выбора (подписываться - не подписываться, участвовать - не участвовать в обсуждении, сохранять - снять подписку).

Телеконференции (Newsgroups, Netnews, группы новостей, конференции) представляют собой тематико-иерархические дискуссионные группы сети Usenet. Для их реализации используется специальная серверная программа Newsserver, рассылающая сообщения аналогичным серверам-телеконференций (протокол NNTP, Network News Transport Protocol) или NNTP-серверам и подписчикам соответствующей группы новостей. Телеконференции являются одной из наиболее старых Интернет-технологий, т.к. были созданы в 1978 г., как альтернатива дискуссионным группам сети ARPANET [32, p.120]. Сообщения хранятся в архиве на сервере какое-то время, для доступа к базе телеконференций использовалась специальная программа-клиент. Система телеконференций предназначалась для обмена новостями и сообщениями пользователей сети, рассылка также может осуществляться на основе электронной почты. Каждый NNTP-сервер имеет определенный набор групп новостей, интересных локальным подписчикам. К технологическим особенностям коммуникации через эту систему относится то, что подписчик обычно не знает электронные адреса других участников. Кроме того, письма, адресованные всем участникам, высылаются на определенный электронный адрес, с которого сообщение рассылается всем NNTP-серверам, в свою очередь каждый сервер рассылает копии сообщения всем участникам списка.

Дискуссионные группы (groups или newsgroups) телеконференций представляют собой разделы телеконференции, количество которых в конце 1990-х насчитывало около семи тысяч групп, каждая из которых определяла тему обсуждения. Большинство научных конференций обладают строгой иерархической структурой, что не всегда просто реализовать для других областей. Группы объединены в иерархии, название группы состоит из имени иерархии, названия вышестоящей группы и названия группы, разделенных точками, например, научная иерархия - sci, в которую входят общематематическая - sci.math, посвященная интервальным методам в рамках численного анализа - sci.math.num-analysis.interval. Среди наиболее известных крупных иерархий, которые имели хождение по всему миру, можно назвать soc - политика, общественная жизнь, comp - компьютерная, news - новости Интернет и др. Некоторые конференции имеют уставы, в которых указываются общие правила ведения дискуссии, поощряемая тематика, предупреждения о приемлемом поведении и пр. Для того, чтобы не повторять обсуждение и вопросы, наиболее часто задаваемые по данной теме, обычно раз в месяц делается рассылка таких вопросов с ответами на них (Frequently Asked Questions, FAQ) [10, c.249]. Телеконференции потеряли свою популярность ввиду развития веб-технологий, но большинство групповых коммуникативных возможностей сохранены и преобразованы в более современных веб-форумах.

Список рассылки (mailing list) представляет собой сервис размножения сообщений, основанный на почтовом сервисе. Сообщения, пересылаемые на почтовый адрес прикладной программы - listserv(er) с именем списка в качестве имени пользователя, распространяются всем, кто подписан на данный список (подписчикам). В модерируемом (управляемом) списке все сообщения передаются модератору. Впервые списки рассылки были созданы в сети BITNet. Самыми популярными программами создания и поддержки списков рассылки по электронной почте являются Majordomo и Listserv. Существуют открытые рассылки (для всех желающих), закрытые (для определенного круга), бесплатные (существующие за счет энтузиазма создателей, спонсорской поддержки, платных рекламодателей) и платные. Списки рассылки до настоящего времени являются популярной Интернет-технологией, которую используют для различных целей - информирования о текущих событиях (поступлений на веб-сайте, ходе подготовки конференции, для организации групповой дискуссии, электронного семинара и других видов профессиональной коммуникации). Так, нами используются следующие списки рассылки - русскоязычный и англоязычный список рассылки членов РКА, через который распространяется ежеквартальный Бюллетень РКА, информация о текущих событиях в ассоциации, публикациях, конференциях, семинарах, объявленных программах, а также список рассылки об изменениях на веб-сайте РКА. Подписка на списки рассылки свободная, приглашение к участию размещено на официальном сайте РКА и осуществляется после заполнения анкеты, которая позволяет получить информацию о подписчике, его научных интересах, публикациях.

Веб-форумы размещаются на веб-сайтах и предоставляют возможность разместить введенное в окно веб-формы сообщение на его странице сразу после отправки сообщения на веб-сервер. В случае модерируемого (управляемого) форума, сообщения предварительно рецензируются, после чего размещаются или удаляются по решению модератора (например, форум на сайте Института управления, бизнеса и права www.iubip.ru). Иногда веб-форумы используются для консультирования по определенной теме, тогда вопросы через какое-то время дополняются ответом эксперта, ссылкой на справочные материалы.

Интернет-конференция - совсем недавно появившаяся форма научной коммуникации, реализована на основе веб-технологий. Является аналогом проведения традиционных конференций с соответствующими этапами - 1) объявление о проведении конференции через списки рассылки, приглашение на веб-сайте конференции и т.д., 2) сбор тезисов или статей, оформленных по определенным правилам в каком-либо электронном формате (чаще всего текстовый, HTML или pdf), 3) размещение материалов на сайте для свободного доступа в Интернет, с возможностью обсуждения статей (оценка статьи размещение отзыва), обратной связью через электронные адреса авторов. Материалы Интернет-конференции могут публиковаться в бумажном или храниться только в электронном формате, а также существовать в обоих форматах, но в любом случае имеют смысл, если предусмотрены для длительного хранения на веб-сервере. Например, такое сочетание проведения Интернет-конференции и издание сборника печатных материалов конференции, организовано Институтом "Открытое общество", Фонд Сороса - Россия [18].

Кроме того, Интернет-конференция может предварять традиционную конференцию, тогда она используется для знакомства с участниками и предлагаемыми для обсуждения темами. Примеров сочетания коммуникации через различные дискуссионные технологии и традиционные конференции в Интернет-сообществах также достаточно много (см., например, [33]. Нами наблюдается такое сочетание традиционных коммуникаций лицом к лицу (конференции, школы, семинары) и электронных, компьютерно-опосредованных коммуникаций в Интернет-сообществах СТОИК [1]), РКА, являющихся примером преимущественно горизонтальных коммуникаций между людьми в процессе взаимодействия с лицами, равными по положению в организации [20, c.494; 7, c.77] (в данном случае члены группы СТОИК, подписчики на список рассылки и члены ассоциации РКА). Примерами не особенно технологически различающихся Интернет-конференций являются регулярно проводимые конференции различной тематики на научно-образовательном портале Auditorium (первые конференции прошли в 2001 г., каждую конференцию может сопровождать веб-форум, некоторые конференции публикуют свои материалы), на веб-сайте Ставропольского государственного университета, Барнаульского педагогического университета и многих других вузов.

Выпадающими из данного описания примерами являются ежегодная республиканская открытая научная конференция "Современные проблемы информатизации" (с изданием трудов конференции) и Международная электронная научная конференция "Новые технологии в образовании" (с изданием материалов конференции), которые проводятся, по утверждению организаторов - Воронежского государственного технического университета и Воронежского государственного педагогического университета, в дистанционном режиме, но материалы конференции участниками не обсуждаются и не размещаются в открытом доступе, как это принято на традиционных и Интернет-конференциях. На наш взгляд, неверно использование в подобных случаях терминов "открытая", "дистанционная, "электронная" конференция, употребляющихся для электронных конференций, основанных на веб-технологиях с элементами традиционной научной дискуссии (форум, обсуждение докладов), реализованной средствами Интернет-технологий (электронная почта, форум, веб-сайт). Среди отличительных характеристик Интернет-конференций можно назвать следующие возможности: 1) подключение к участию в любое время в рамках срока проведения конференции (обычно гораздо больше 3-5 дней, как принято в традиционных конференциях) или во время подготовки конференции; 2) доступ ко всем представленным материалам в электронной форме как для участников, так и посетителей веб-сайта (портала); 3) навигация и поиск по гипертекстовой структуре материалов.

Электронные библиотеки (electronic or virtual libraries) представляют собой управляемую коллекцию информации в совокупности с соответствующими сервисами. В данном контексте речь идет об электронных библиотеках (ЭБ), доступных из Интернет, реализация которых может быть осуществлена на любом пригодном аппаратном и программном обеспечении, обеспечивающем процедуры поиска, выбора, архивирования, структуризации информации. ЭБ включают библиографическую, реферативную или полнотекстовую оцифрованную информацию, электронную форму заказа на поиск или пересылку найденной информации (через традиционную или электронную почту, в большинстве случаев за плату), иногда ссылки на другие Интернет-ресурсы с полнотекстовой информацией или на издательства. Обслуживание пользователей происходит по аналогии с традиционными библиотеками, но одна из особенностей состоит в том, пользователь получает доступ не в здании библиотеке, а со своего компьютера. К другим особенностям можно отнести автоматизированный поиск и обработку информации, возможность обновления ресурсов, доступность 24 часа в сутки, семь дней в неделю, 365 дней в году (формат 24х7х365), появление новых форм представления информации и пр. [3, с.13].

Рассмотрим особенности формирования профессиональных сообществ в электронной среде на основе перечисленных Интернет-технологий. По-видимому, эти коммуникативные технологии не столько заменяют другие средства профессиональной коммуникации научного сообщества, сколько укрепляют уже существующие (научные конференции, семинары, периодические журналы, сборники и пр.), дополняют друг друга (электронный каталог библиотеки с доступом из Интернет). Это предположение мотивировано размышлениями У. Эко о мирном сосуществовании текста и гипертекста, бумажной и электронной книги, традиционной и электронной почты, а также теорией бифуркации коммуникационных каналов А.В. Соколова [27, с.226] Рассмотрим процесс формирования структуры Интернет-сообщества на некоторых примерах. В социальной психологии выделяют пять типов членов социальной группы по ориентации на ценности, а также нормы и правила группы, различающихся по мотивации поведения и деятельности (профессионально-делового, личностного престижа и самоутверждения, вынужденно безысходного и материального плана), которые могут занимать как активную, так и пассивную позицию [26, с.381]. Отмечено, что в дискуссиях большая часть участников не реализует коммуникативных задач, и остаются пассивными читателями, не публикующими свои комментарии на проблему (см., например, исследование [33, 15]). Например, как отметил модератор одной из Интернет-конференций портала Auditorium А.Н. Кулик, параллельно проходящий форум не привлек достаточное количество участников аналогичное числу представленных докладов [13, с.26]. Такую же пассивность отмечают В.В. Анненков и его коллеги из сообщества СТОИК на дискуссии по теме: "Социальные технологии сетевого сотворчества (к корпоративной культуре сетевых сообществ)" [1].

Среди положительных характеристик этого вида коммуникации можно назвать возможности документирования, сохранения и последующего анализа содержания электронного дискурса (см., например, документированный фрагмент переписки членов группы СТОИК [1, с.7], трактуемый, как сетевой дискурс или отражение культуры в текстах писем; отчеты по дискуссиям форума IFETS East-Euro). Еще одна особенность, это поиск людей по интересам среди тех, с кем не был заранее знаком, что значительно расширяет возможности и гарантии достижения результата (в традиционном общении поиск проходит среди тех, кто разделяет твои интересы, т.е. чаще ищут среди знакомых).

Известно, что в процессе формирования коммуникативной структуры профессионального Интернет-сообщества создаются некоторые ключевые позиции в системе информационных потоков, связывающие членов сообщества между собой и с внешней средой, различающиеся по концентрации того или иного объема групповой информации [26, с.383]. Так, на сегодняшнем уровне развития Интернет-сообщества членов РКА нами выделены следующие ключевые позиции: 1) лидер, руководитель (обладает наибольшим объемом информации); 2) координационный совет (синтез индивидуальной информации и суждений всех или значительной части по событиям и фактам деятельности сообщества для выработки коллективного мнения); 3) держатель базы данных членов сообщества (обладает персональной информацией о членах сообщества); 4) модератор списка рассылки (обладает информацией о прямой и обратной связи с членами сообщества); 5) веб-редактор (обладает информацией о содержании и структуре размещения информации на веб-сайте, проявлениях внешнего интереса к материалам); 6) группа рецензентов и редакторов с руководителем (поступающие материалы для публикации, взаимодействие с авторами); 7) группа переводчиков с руководителем (общая и специальная русскоязычная / англоязычная информация, ее перевод и адаптация для дальнейшего распространения).

Выделим среди традиционных коммуникативных функций (см., например, [26, с.355; 2]), которые выполняет каждый из вступающих в научную дискуссию, реализованную на какой-либо из перечисленных Интернет-технологий. По нашему мнению, наиболее значимыми являются следующие функции: профессионально-деловая, познавательная, педагогическая, управленческая, обратной связи, самоутверждения, самореализации личности. Тогда среди целей внутренних коммуникаций социальной группы можно назвать следующие: 1) обмен информацией (сведениями о событиях, публикациях, проектах и пр.); 2) решение проблем (поиск необходимой информации, контактов, партнеров и пр.); 3) координация действий (между членами групп или сообщества); 4) решение конфликта (обсуждение внутренних конфликтов и выработка общих мнений). Все эти функции и цели в большей степени относятся к инструментальной, продуктивной, чем аффективной, эмоциональной функциям, затрагивают больше вертикальные, чем горизонтальные коммуникации внутри группы [31, с.105].

Отметим, что вертикальные коммуникации, составляющие основную часть коммуникативного процесса у руководителей в традиционных организациях, наблюдаются в Интернет-сообществах между ядром организации (руководитель, координационный совет) и членами сообщества в таких целях как прояснение задач, обеспечение вовлеченности, обсуждение проблем, достижение признания, сбор информации по проблемам и идеям, оповещение о событиях и пр. Ядро организации (руководитель, координационный совет) также осуществляют внешние коммуникации с другими организациями (договоренности о взаимодействии, представительство).

Можно также проследить коммуникативные этапы формирования Интернет-сообщества, аналогичные выведенным для традиционных формальных организаций Е.Н. Зарецкой [7, с.69], на примере РКА (1999-2004 гг.). Сходный подход через анализ малых социальных групп использован В.А. Сластениным и В.П. Кашириным при рассмотрении проблем формирования трудового коллектива [26, с.372]. Такими этапами являлись следующие: внутренняя коммуникация (один человек - в последующем руководитель, анализ информации из опыта Национальной коммуникативной ассоциации, США, поиск решения по созданию аналогичной российской организации); двусторонняя межличностная коммуникация (два-три человека, обсуждение и практические шаги по реализации создания организации); групповая коммуникация (несколько человек, решение небольших задач по поиску заинтересованных в объединении усилий и их привлечению к деятельности, формирование групп); организационная коммуникация (объединение групп для общих крупных задач).

Интересно отметить, что в относительно сформировавшемся Интернет-сообществе, к которым можно причислить РКА, общие решения строятся большей частью на основе индивидуальных, межличностных (члены координационного, редакционного совета, переводчики) и групповых коммуникаций (координационный и редакционный советы, группа переводчиков). Активная обратная связь характерна для межличностных и межгрупповых коммуникаций (горизонтальные коммуникации), слабая обратная связь - между членами РКА и координационным советом (вертикальные коммуникации снизу вверх), поэтому мы определяем коммуникативный поток в таких иерархических академических организациях как преимущественно вертикальный. Например, в групповых дискуссиях, организуемых форумом IFETS East-Euro, наблюдается преимущественно горизонтальная коммуникация, но только между активными участниками (небольшой процент от всего Интернет-сообщества). Поэтому для большинства Интернет-сообществ самыми серьезными проблемами организации оптимальных электронных коммуникаций является налаживание коммуникативных потоков в обоих направлениях и хорошей обратной связи между ее членами.

Как показывают наши наблюдения, существующий социальный статус в иерархической структуре традиционных организаций, как фактор авторитета, для Интернет-сообщества играет гораздо меньшую роль, т.е. изначально общение в компьютерных сетях строится исходя из равноправия участников. Напомним, что к индексным признакам социального статуса относится служебное положение, материальное положение, личные заслуги, титулы, возраст и другие атрибуты [11, с.238; 26, с.406]. Например, В.В. Анненков и его коллеги отмечают: "В сетевом сообществе "визитной карточкой" его участника служат письма и высказанные в них идеи, а не официальные титулы, должности и учреждения" [1]. Тем не менее, социальный статус постепенно проявляется (например, в компетентности высказываний, возможностях и пр.) и учитывается членами Интернет-сообщества (например, доверие к информации, интерес к публикациям, разработкам и пр.). Объективное незнание статуса, а также реальное или предполагаемое игнорирование имеющегося социального статуса коммуникантов может привести к возникновению конфликтных ситуаций в академических сообществах (выход из сообщества, снятие подписки, гневная публичная отповедь и пр. действия).

Приведем также исследование психологов Д. Петерса и С. Сеси, касающееся научных публикаций [26, с.407], когда замена в заголовке известных и престижных на неизвестные имена и место работы авторов с привела в отказе публикации, которая была разрешена двумя годами раньше в этих же журналах, для этих же статей, но с реальными известными фамилиями. Как видим, в данном случае и наблюдаемых нами конфликтных ситуациях проявляется различие в объективных и субъективных сторонах авторитета. Интересно отметить, что, по-видимому, понимание членами Координационного Совета РКА сложности разделения объективного и субъективного в полной оценке материалов неизвестных авторов, представляемых для публикации в изданиях РКА, не позволил принять решение о проведении анонимной экспертизы. В тоже время, американская группа экспертов РКА согласилась с таким подходом и организовала взаимодействие в группе редакционного совета на основе анонимного рецензирования.

Таким образом, в определении характеристик общения в электронной среде, в электронном дискурсе можно только отчасти согласиться с В.И. Карасиком, утверждающим, что без учета социального статуса участников общение носит искусственный характер. Следовательно, компьютерно-опосредованные коммуникации, по сути, с одной стороны сходны, а с другой стороны существенно различаются от традиционных, дополняют эти формы профессиональной коммуникации, расширяют охват профессиональной коммуникаций за счет новых возможностей интерактивности и свободы контактировать в новом коммуникативном пространстве и времени.

По-видимому, эффективность этих новых форм профессиональной коммуникации определяется следующими критериями: 1) выбранная тематика (актуальность, интерес), участники (активные и пассивные), 2) регламент (период проведения, установленные даты ответа и пр.), 3) Интернет-технология (доступность, дружественность, возможности и пр.), 4) ожидаемый результат (анализ результатов электронного дискурса, публикация и обсуждение материалов). Рассмотрим эти особенности проведения дискуссий через Интернет-технологию списка рассылки на примере электронного семинара (группа преподавателей Ростовского государственного педагогического университета и Университета Индианы, США, осенний семестр 2000 г.) и форума IFETS East-Euro (2001-2004 гг.), эффективность которых, по нашему мнению, определилась следующим: 1) выбором тематики, интересующей потенциальных участников; 2) наличием компетентного и заинтересованного в обсуждении темы ведущего или модератора - профессора кафедры коммуникации и активных участников среди подписчиков списка, имеющих собственное мнение и опыт по обсуждаемой проблеме; 3) датой проведения (по отношению к традиционному учебному процессу - каникулы, конец семестра, года) и периода времени, выделяемого на ее проведение (неделя, месяц, несколько месяцев, семестр); 4) наличием публикации результатов обсуждения (рассылка обобщения всем участникам, размещение на веб-сайте).

О.А. Лавров (Центр обучения SVS-L, Кохтла-Ярве, Эстония), при анализе результатов проходившего в течение месяца обсуждения (22 мая - 22 июня 2003 г., список рассылки IFETS East-Euro 22 мая 2003 г.), отметил проявление в ходе дискуссии следующих трех этапов и действий участников, отмеченных знаками <>: 1) Вступительный (1 неделя) - <чтение> стартового письма (интересно - да <вступление> / нет <молчаливое чтение> или <удаление писем>); 2) Активный (2-3 недели) - <обмен мнениями>, полемика с ведущим в общих и частных вопросах, связанная с терминологическими и понятийными расхождениями. По мере выравнивания тезауруса либо полное несогласие и <выход> в этап затухания, либо полное согласие и <выход> в этап затухания, либо <переключение> на смежные вопросы (уход) при любом состоянии (согласие/несогласие); 3) Затухание (1 неделя) - после некоторого обмена мнениями по смежным вопросам - <молчание>, <выход> (электронное письмо от 19 июня, 2003, 09:04:03).

Таким образом, как и любая форма традиционной деловой коммуникации, эффективная электронная дискуссия состоит из следующих элементов [20, с.501]: 1) начало дискуссии (привлечение внимания к предмету дискуссии, побуждение интереса); 2) представление информации по теме (перечень актуальных проблем, высказывание собственного мнения, имеющихся данных других авторов и пр.), иногда представление самого ведущего и участников в явной или неявной форме, например, в электронной подписи; 3) аргументирование, реагирование на реплики (представление определенной позиции, предположения); 4) опровержение доводов (разграничение отдельных возражений, приемлемое объяснение, нейтрализация замечаний); 5) завершение дискуссии (составление развернутого резюме с выделением основного вывода, перечня предложений для дальнейшего обсуждения, благодарности).

По-видимому, среди препятствий для эффективной коммуникации в Интернет-сообществе можно назвать следующие барьеры, по аналогии с представленными Г.В. Бороздиной для традиционной коммуникации [4, с.32], психологические барьеры, определяемые как контрсуггестия - противовнушение (в противовес суггестии, воздействию, согласно Б.Ф. Поршнева), в которой выделяются такие виды защиты как избегание (лишней информации, дополнительной активности и пр.), действие авторитета (отказ в доверии неавторитетным по статусу, опыту и пр.); непонимание (реальное или мнимое - текста сообщения, особенностей электронной коммуникации и пр.). Среди приемов преодоления психологических барьеров для эффективной коммуникации можно назвать управление вниманием, в арсенале которого такие возможности как повторение информации, навязывание ритма (частота сообщений, сроки обратной связи и пр.), акцентирование в тексте (например, прямое - элементами форматирования, и смысловое, косвенное).

В заключение отметим, что продолжением преимуществ неформальных электронных коммуникаций являются их недостатки, такие как элитарный уклон (доступность только для грамотных пользователей, имеющих доступ в Интернет и т.д.), более низкое качество электронных ресурсов по сравнению с журнальными статьями и пр. Электронные средства профессиональной коммуникации дают ненаправленную (ретиальную) или слабо направленную информацию. Неопределенная направленность ретиальных коммуникаций не позволяет пассивным образом приобрести необходимый минимум информации [29, с.137].

Кроме того, по мнению Ф. Лютенса, при коммуникации не уделяется должного внимания ее получателю, не учитываются закономерности воздействия сообщения на него. Среди закономерностей обработки сообщений получателем им выделяются: следование по пути наименьшего сопротивления при интерпретации сообщений; закрытость к сообщениям, несозвучным с внутренними представлениями, идеалами и ценностями; открытость к сообщениям, удовлетворяющим внутренние потребности и т.п. [20, с.497]. Требуется разрешение проблем неопределенности, адекватности передачи и получения сообщения, что позволит выйти на успешную коммуникацию [26, с.357]. Возможно, взаимодополнение и сочетание формальных каналов и неформальных способов коммуникации может дать необходимую целостность в профессиональной коммуникации.

В заключение отметим, что в современной коммуникативной литературе педагогическая и профессиональная коммуникация рассматривается как специфичная форма общения, дискурса, формирование которой строится на изучении риторики, теории и культуры речи, социальной и педагогической психологии, этических принципов и норм, исследуется с позиций межличностной, групповой, межкультурной и технической коммуникации. Нами отмечен период в истории развития информатики характеризующийся узким социально-техническим подходом к научной коммуникации как совокупности процессов представления, передачи и получения научной информации, который в дальнейшем был развит в отраслевых информатиках. Для нас наибольший интерес представляют неформальные и формальные (вертикальные и горизонтальные) профессиональные коммуникации в академических Интернет-сообществах, на примерах некоторых из них проведено данное исследование.

Подводя итог исследованию, отметим, что среди технологий, используемых для функционирования Интернет-сообщества, нами рассмотрены электронные дискуссии (телеконференции и их дискуссионные группы, списки рассылки, веб-форумы, чаты), Интернет-конференции, электронные журналы и электронные библиотеки. Каждая из этих технологий имеет свои коммуникативные особенности (например, документирование, общение с незнакомыми людьми и пр.), большинство из которых можно рассматривать по аналогии с традиционной коммуникаций в организациях (например, процесс и этапы формирования, иерархическая структура, функции и цели участников, а также их социальный статус и пр.).

Нами отмечено, что электронные коммуникации чаще всего не заменяют, а дополняют и укрепляют существующие коммуникации в организациях, поэтому следует добиваться их эффективности, которая определяется выбором тематики, регламента, технологий, ожидаемым результатом. Среди препятствий для реализации эффективной коммуникации названы психологические барьеры, элитарный уклон, качество электронных текстов, отсутствие или недостаточное внимание к получателю.

    Литература

  1. Анненков В.В., Взятышев В.Ф., Лобанов Ю.И., Овсейцев А.А. Опыт самообразования и со-творчества в сетевой группе СТОИК. Выпуск 67, ИСТО МЭИ, ПМ-210, 29.01.03
  2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Мотивация пользователей Интернет. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000
  3. Армс В. Электронные библиотеки (перевод с английского). М., 2001
  4. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. М., 2002
  5. Войскунский А.Е. Научная коммуникация в условиях автоматизации // Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ / Под ред. М.Г. Ярошевского и О.К. Тихомирова. М., 1987
  6. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателей высшей школы. Л., 1975
  7. Зарецкая Е.Н. Деловое общение: Учебник: В 2 т., Т. I. М., 2002
  8. Зарецкая Е.Н. Деловое общение: Учебник: В 2 т., Т. II. М., 2002
  9. Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М., 1999
  10. Кирсанов Д. Факс-модем: от покупки и подключения до выхода в Интернет. СПб., 1997
  11. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет. Учебное пособие для вузов. М., 2002
  12. Кравченко Т.К., Пресняков В.Ф. Инфокоммуникационные технологии управления предприятием: Учебное пособие. М., 2003
  13. Кулик А.Н. Информатизация и интернетизация социально-гуманитарных наук и образования в России, год 2002: некоторые итоги и проблемы // Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы и перспективы развития / Под общ. ред. А.Н. Кулика. М., 2003
  14. Львов М.Р. Основы теории речи: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2002
  15. Маховская О.И. Российские ученые и Интернет: трагическая несовместимость? Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы и перспективы развития / Под общ. ред. А.Н. Кулика. М., 2003
  16. Милевская Т.В. О понятии "дискурс" в русле коммуникативного подхода // Коммуникация: теория и практика в различных социальных контекстах. Материалы Международной научно-практической конференции "Коммуникация-2002" (Communicating Across Differences). Ч. 1. Пятигорск, 2002
  17. Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревский Р.С. Основы информатики. М., 1968
  18. Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы и перспективы развития / Под общ. ред. А.Н. Кулика. М., 2003
  19. Орлов В.И. Знания, умения, навыки и обучение. М., 1995
  20. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М.А. Василика. М., 2003
  21. Папаев С.Т. Роль стандартизации для коммуникаций в электронной среде // Методы современной коммуникации. Вып. 1 / Под ред. В.Н. Переверзева. М., 2003
  22. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону, 1998
  23. Педагогическая риторика / Под общ. ред. Н.А. Ипполитовой. М., 2001
  24. Педагогическая риторика: Практикум / Под общ. ред. Н.А. Ипполитовой. М., 2003
  25. Протанская Е.С. Профессиональная этика. Моральная пропедевтика делового поведения: Уч. пособие. СПб., 2003
  26. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003
  27. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. СПб., 2002
  28. Тузлукова В.И., Ванг Г., Афанасьева Л.А. Социокультурные аспекты педагогического дискурса в электронной среде // Материалы международной научно-практической конференции "Коммуникация: концептуальные и прикладные аспекты" ("Коммуникация-2004"). Ч.1. Ростов-на-Дону, 2004
  29. Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке (Философские очерки). М., 1975
  30. Чурсин Н.Н. Популярная информатика. К., 1982
  31. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособ., СПб., 2000
  32. Markel M. (1998) Technical Communication. Situation and Strategies. NY: St. Martin Press.
  33. Rheingold H. (1996). The virtual Community. Making Connections. Reading in Relational Communication (ed. By K.M. Galvin and P. Cooper), Roxbury Publishing Company

Abstract
I.N. Rozina
Pedagogical and professional communication in academic internet-associations
The paper presents the overview of modern Russian science and methodological literature that offered different approaches to instructional and professional communication, including a social-technical approach to science communication in the frames of Informatics of the last century seventies. The peculiarities of professional communication in academic Internet-societies are considered on e-discussions, Internet-conferences, e-journals and e-libraries examples on the analogy of traditional communication in organizations. Some ways and difficulties on an effective professional communication achievement are mentioned.

скачать статью в формате word Статья в Word

    Сведения об авторе:

    Розина Ирина Николаевна
    канд. пед. наук,
    докторант Московского государственного
    открытого педагогического университета,
    доцент,
    кафедра информационных технологий,
    Институт управления, бизнеса и права,
    Ростов-на-Дону
    e-mail:rozina@iubip.ru



Вернуться в БИБЛИОТЕКУ
Вернуться на главную страницу

 
Copyright © 2002-2015, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::