| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

КОМПЬЮТЕРНО-ОПОСРЕДОВАННАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ И НАУЧНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Розина И.Н.
(Ростов-на-Дону, Россия)

Статья опубликована:
Розина И.Н. Компьютерно-опосредованная коммуникация в педагогическом и научном взаимодействии // Материалы международной научно-практической конференции "Коммуникация: теория и практика в различных социальных контекстах" - "Коммуникация-2002" ("Communication Across Differences") Ч.I - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. - с.138-145

    Abstract
    The paper presents a brief review of grown practice in the field computer-mediated communication worldwide and offers some ideas to apply certain communication theories to research this new challenge. The terms "communication", "computer-mediated communication" "community" and its definitions are discussed. Linguistic, sociological and other research methods as well as organizational issues of this field are presented in a point of view on educational and scientific relationship. Computer-mediated communication figures out as a new meaningful technological opportunity in the frame of traditional communication establishment. Purposes electronic (Internet) community is a form to develop these opportunities for teaching and learning, research and science collaboration as a traditional human activity and cooperation utilizing interactive facilities of new technological communication tools.

Термин "коммуникация" имеет множество дефиниций и используется в различных контекстах. Если исходить из английского слова "communication", (лат. communicatio, от communico - делаю общим, связываю, общаюсь), то в переводе на русский язык термин обозначает общение или целенаправленную и контекстно-связанную форму обмена мыслями, сведениями, идеями между двумя или более сторонами и преимущественно используется в контексте процесса человеческого общения, взаимодействия. В данном понимании существует довольно большое число детально разработанных теорий коммуникации, концептуализирующих коммуникационный процесс тем или иным способом.

К таким наиболее характерным и известным теориям можно отнести социо-психологическую (К. Ховланд), кибернетическую (Н. Винер, К. Шеннон), риторику (Аристотель, Демосфен, Цицерон), семиотическую (И. Ричардс, К. Огден, Ф. Соссюр), социо-культурную (Э. Сепир, Б. Уорф), критическую (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркус), феноменологическую (К. Роджерс) [Griffin, 2000]. В контексте коммуникации в электронной среде (компьютерно-опосредованной коммуникации) нас интересуют теории, подходы и модели, в которых коммуникация рассматривается как первичный процесс, координирующий осмысленные (логические) практические действия человека. Особенностью этих действий (взаимодействий, транзакций) между коммуникантами (адресант, адресат, индивидуумы, говорящий, аудитория) является то, что они осуществляются в компьютерной среде, через компьютерный канал связи (компьютерные телекоммуникации). Мы также отличаем этот вид коммуникации от человеко-компьютерного взаимодействия, которое согласно Э. Холла, относится к низко-контекстуальной культуре и, по-нашему мнению, имеет иные логические основы и более жесткие информационные ограничения.

На наш взгляд именно термин "компьютерно-опосредованная коммуникация", объединяющий технологический аспект и многие из вышеназванных коммуникативных подходов, наиболее точно характеризует данную проблемную область. Компьютерно-опосредованная коммуникация сравнительно недавнее явление, которое пока не является объектом строгих научных исследований, т.к. круг охваченных ею людей не так велик, чтобы можно было проводить достоверные исследования (в России, как это будет представлено ниже, это 3-9% населения, в зависимости от региона). К данному направлению можно отнести также: - on-line research (онлайновые исследования) в Германии, - computer support collaborative work (совместная работа при поддержке компьютера), - Human-Computer Interaction (человеко-компьютерное взаимодействие), - Communication Science (коммуникативистика) в США и других странах. В России среди школ этого направления можно назвать международный коллектив, включающий психологов МГУ по изучению гуманитарного Интернет (Войскунский А.Е., Арестова О.Н., Бабанин Л.Н.), исследования по социальной и документальной коммуникации (Соколов А.В., Швецова-Водка Г.Н.), педагогические исследования особенностей дистанционного обучения (Полат Е.С., Моисеева М., Ахаян А.А., Уваров А.Ю., Крюкова О.П.), исследования особенностей коммуникации в Интернет Санкт-Петербургского Европейского университета, в Российском Университете Дружбы Народов, коммуникативные исследования Института проблем коммуникации (http://www.geocities.com/ResearchTriangle/ Lab/9004/index.html), Международного института исследований средств массовой коммуникации (http://institute.org.ru/), Института Программных Систем РАН в Переславль-Залесском (http://uchcom.botik.ru), исследования некоммерческого сегмента Интернет в рамках программ "Партнерство в некоммерческом секторе" (http://www.trainet.org/communities/research/), "Друзья и Партнеры" (http://www.friends-partners.org/friends/ourstory/), терминологические исследования коммуникации (ВНИИКИ, многоязычная терминологическая база данных "РОСТЕРМ") и многие другие.

Появление и развитие компьютерно-опосредованной коммуникации можно связать с динамикой изменений сетевых технологий, по аналогии с однофакторной идеей технологического детерминизма М. Маклюэна [Griffin, 2000, 313]. Согласно этой теории, к электронным устройствам, существенно повлиявшим на коммуникацию, относятся: телеграф, телефон, радио, кинопроектор, фонограф, телевидение, фотокопир, автоответчик, компьютер, видеомагнитофон, CD, голография, сотовый телефон, факс, DVD, модем и Интернет. Аналогично, ключевыми моментами, последовательно влияющими на коммуникационную среду, являются создание: сети ARPANET (1969); электронной почты (Р. Томлинсон; 1972), глобальной сети Интернет (США, Англия, Норвегия, 1973), WWW (Т. Бернерс-Ли, 1989); сервиса Gopher (1992); графического Web-браузера (1994). Так, в США в 1995 г. по электронной почте было передано больше информации, чем через традиционную почтовую службу (U.S. Postal Service), продано больше персональных компьютеров, чем телевизоров, а трафик передачи данных на большие расстояния превысил объем голосовых сообщений [Computers in your future, 1999].

Тем не менее, если классифицировать популярные технические средства коммуникации по степени их влияния на процесс принятия решения, можно получить следующую картину, в соответствии с закономерностью, выведенной в 70-х годах лингвистом Дж. Гриндером и специалистом в области теории систем Р. Бэндлером: личная коммуникация (личное присутствие); телефон (аудиальная коммуникация без личного присутствия); электронная почта; письмо; телеграмма и прочая текстовая коммуникация. Таким образом, аналогично предположению У. Эко о сосуществовании текста и гипертекста, книги традиционной и электронной, компьютерно-опосредованные коммуникации вероятнее не столько подменяют другие средства коммуникации, сколько укрепляют уже существующие социальные коммуникативные структуры. Т.е. они дополняют другие формы коммуникации, расширяют охват социальных коммуникаций за счет возможностей интерактивности и свободы контактировать в любое удобное время (24х7х356).

Нам представляется методологически полезным для анализа современных коммуникационных процессов и интерпретирования динамики их развития использование глобальных и систематических данных исследований трех организаций: Агентства Региональных Политических Исследований (АРПИ, www.monitoring.ru), "КОМКОН" (www.comcon-2.com) и региональной общественной организации "Центр Интернет-технологий", РОЦИТ, публикующей аналитические отчеты "Россия в Интернете" (www.rocit.ru/inform/page1.htm). На основании этих данных Интернет-сообщество России можно охарактеризовать как динамически развивающееся социальное сообщество широкого возрастного диапазона, в котором научная и образовательная (академическая) элита составляет не столь представительную часть (около 20%), причем в Москве и Санкт-Петербурге она составляет больший процент (9 и 7 % от населения, соответственно). Таким образом, мы можем говорить только о зарождении компьютерно-опосредованной коммуникации, как новой коммуникационной формы, которую начинают активно развивать различные академические Интернет-сообщества.

Эффективная реализация педагогического и научного взаимодействия такого сообщества во многом зависит от продуманности создаваемой инфраструктуры, личностного фактора "ядра" - инициаторов, модераторов и, в не малой степени, от используемых технических средств коммуникации. На сегодняшний день функциональная среда для взаимодействия в Интернет-сообществе формируется на основе таких интерактивных технологий, как электронная почта, списки рассылки, телеконференции, форумы, дискуссионные листы, электронные журналы, чаты, гостевые книги на Web-сайтах, видеоконференцсвязь и пр. Эти технологии позволяют осуществлять взаимодействие на регулярной основе, организуя коммуникационную среду в соответствии с возможностями членов группы использовать те или иные средства коммуникации, их активностью, необходимостью реализации той или иной совместной деятельности. Поддержание работоспособности, устойчивости, целостности пространства научного сообщества осуществляется инициативным "ядром" из членов этого сообщества, которое организует: текущую координацию, техническое обслуживание, документальное архивирование деятельности сообщества.

Таким образом, Интернет-сообщество (Internet-community) представляет собой некоторое самоорганизующееся сообщество людей, общающихся между собой по определенной тематике и использующих в качестве базового средства коммуникации Интернет-технологии для организации группового взаимодействия участников сообщества.

Как отмечалось, существует довольно много средств или инструментов поддержки среды взаимодействия в Интернет-сообществе, каждое из которых обладает своими специфическими коммуникационными особенностями. В комплексе эти средства должны обеспечить интерактивное взаимодействие каждого члена сообщества с другими членами, например "один-на-один" - ICQ, персональная электронная почта, "один-со всеми" - модерируемые списки рассылки, "каждый с каждым" - дискуссионный форум, "каждый со всеми" - чат. Для формирования эффективного сообщества используемые средства компьютерно-опосредованной коммуникации должны обладать следующими характеристиками, обеспечивающими:

· общедоступность информационного содержания,

· возможность возврата к предыдущим сообщениям,

· классификацию информации по категориям,

· оперативность доступа и размещения,

· независимость от индивидуального графика включения в процесс коммуникации членов сообщества.

Как показывают наши исследования отечественных сетевых сообществ, среди его фактических участников только меньшинство (около 10%) действительно активно и в полном объеме пользуется возможностями электронной коммуникационной среды. Показательно, что ввиду новизны этого вида коммуникации, здесь пока не наблюдается перенос традиционной инфраструктуры общества, механизмов, посредством которых реализуется власть. Телекоммуникационные системы более демократичны и открыты, вследствие чего члены Интернет-сообществ обладают равными правами в большей степени, чем в традиционном социальном сообществе. Этот вывод согласуется с идеей открытой электронной среды, высказанной М. МакЛюэном, представляющей равные возможности всем членам единой "глобальной деревни" [Griffin, 2000, 319]. Иллюстрацией этого тезиса является многолетняя деятельность глобального сообщества "Друзья и партнеры" (http://www.friends-partners.org), взаимодействие в рамках виртуального педвуза (http://www.emissia.spb.su/), дискуссионный международный форум "Образовательные технологии и общество" (IFETS East-Euro) Восточно-европейской подгруппы Института инженеров по электронике и электротехнике (IEEE) (http://ifets.ieee.org/russian/). Как уже было сказано, практические лингвистические, социологические, психологические исследования компьютерно-опосредованной коммуникации, как нового средства общения не так многочисленны. Спецификой взаимодействия в такой среде является отсутствие невербальной коммуникации в традиционном ее понимании, т.е. таких ее элементов как кинесика (значимые жесты, движения), проксемика (дистанция, комфортное пространство), просодия (речевая мелодия, ударение, тембр, ритм), артифакты (отличительные знаки, одежда), хронемика (время как показатель), зрительный контакт, влияние запаха и пр. В тоже время, этот коммуникативный процесс можно характеризовать некоторыми специфическими особенностями данного вида коммуникации: общего кода - словаря терминов (тезаурус), символов; порождения речи, стереотипов (парадигм, узуса, паттернов), способов координации действий, воздействий, взаимодействий коммуникантов (он-лайн, офф-лайн). Так, появились новые специфичные виды языкового (письменного) общения - невербальные ключи электронной почты. К возникновению новых знаков в электронных информационных сообщениях, использующих стандартные печатные символы для передачи не выражаемых словами эмоций (невербальных ключей) - "смайликов" (smiles) или эмограмм (emoticon) привел ограниченный набор символов, используемых в электронных письмах. Также можно отметить частое использование в электронной переписке лаконичных и выразительных сокращений (как правило, образованных из английских клише - FYI, ASAP, Fwd) и более замысловатых акронимов (ICQ, F2F). Свои особенности представления информации характерны для интерфейса и эффективной эксплуатации веб-сайтов, которые должны учитываться в веб-дизайне [Нильсен, 2000] .

Согласно интерпретации логической теории коммуникации В.Н. Переверзева, в коммуникационном процессе выделяются технические и гуманитарные аспекты. С технической точки зрения рассматриваются текстовые и графические информационные сообщения - комплофы (коммуникативные плоские фигуры, являющиеся материальными носителями отдельных письменных или графических символов), безотносительно к выражаемой ими информации. Согласно исследованию А.Е. Войскунского, речевая деятельность представляет собой гибрид устно-письменной речи, содержащей признаки публичной, диалогической и монологической речи [Гуманитарные исследования, 2000]. Другие исследователи выделяют компьютерно-опосредованную речевую деятельность, как абсолютно новую форму (electronic conversation) устной и письменной речи [Popolov D., Callaghan M., Luker P., 1998]. Таким образом, происходит трансформация не только технологий, средств коммуникации, носителей информации, но и изменения в менталитете, формах представления информации, восприятии и понимании известных явлений.

Продолжающееся исследование группы российских и американских студентов (около 300 человек) проводимое совместно с проф. Р. Эккардом (Western Kentucky University, USA) с 1999 по эффективности использования в обучении английскому языку деловой (учебной) электронной переписки выявляет наличие некоторых отмеченных выше особенностей взаимодействия в компьютерно-опосредованной коммуникации. Так, происходит формирование специфичной формы речи, обусловленной иными скоростями обмена между коммуникантами, способами хранения сообщений, связью с предыдущей информацией, языковыми навыками и мотивацией. Такая компьютерно-опосредованная коммуникация строится на яркой эмоциональной окраске, включает активные обучающие компоненты, формирует специфичную лексику и сетевую этику, обогащает, но не заменяет традиционные формы коммуникации в обучающей среде.

Критерием жизнеспособности и эффективности учебных и научных Интернет-сообществ является активность большинства его участников, поэтому изучение методов активизации, повышения мотивации, выявление причин пассивности, анализ источников затруднений и других проблем пользователей в компьютерно-опосредованной коммуникации, должны регулярно проводиться организаторами сообществ. Механизмами активизации пользователей для реализации взаимодействия могут стать повышение ценности, актуальности рассылаемого, обсуждаемого материала, использование простых и понятных инструментальных средств, инициирование широкомасштабных и локальных инициатив, поддержание совместных проектов. По нашим наблюдениям физическое отсутствие партнеров по коммуникации в процессе компьютерно-опосредованного взаимодействия только частично снимает ряд барьеров общения, традиционно обусловленных половыми, возрастными, социальными характеристиками и внешними данными партнеров по коммуникации. Наши выводы согласуются с результатами исследований Б. Ривза и К. Насса [Griffin, 2000, 373], согласно которым взаимодействие в электронной среде, компьютерно-опосредованная коммуникация аналогичны традиционным формам коммуникации в реальной жизни.

    Библиографические ссылки:

  1. Гуманитарные исследования в Интернете. / Под ред. А.Е. Войскунского. - М.: "Можайск-Терра", 2000. - 432с.
  2. Нильсен Я. Веб-дизайн: книга Якоба Нильсена. Пер. с англ. - СПб:Символ-Плюс, 2000. - 512 с.
  3. Computers in your future. Annotated instructor's edition. (1999). MacMillan.
  4. Griffin E. (2000). A first look at communication theory. McGrow Hill.
  5. Popolov D., Callaghan M., Luker P. (1998) Visual Support of Multithreaded Conversation for Collaborative Learning. Proceedings of the 10th World Conference on Ed-Media/Ed-Telecom, Freiburg, Germany, CD-ROM, Charlotesville, VA, USA:AACE.

скачать статью в формате word Статья в Word

    Сведения об авторе:

    Розина Ирина Николаевна
    канд. пед. наук, доцент,
    кафедра информационных технологий,
    Институт управления, бизнеса и права,
    Ростов-на-Дону
    e-mail:rozina@iubip.ru



Вернуться в БИБЛИОТЕКУ
Вернуться на главную страницу

 
Copyright © 2002-2021, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::