| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

КОМПЬЮТЕРНО-ОПОСРЕДОВАННАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА

Розина И. Н.
Ростов-на-Дону, Россия

Материал опубликован: Сборник научных трудов "Теория коммуникации & прикладная коммуникация". Вестник Российской коммуникативной ассоциации, выпуск 2 / Под общей редакцией И.Н. Розиной. - Ростов н/Д: ИУБиП, 2004. - 244 с. C. 217-226

Маловероятно, что современные телекоммуникации в ближайшем будущем смогут заменить собой традиционные методы взаимодействия между участниками образовательной или деловой коммуникации, тем не менее, они решают определенный круг задач, таких как, например, высвобождение времени, осуществление межличностной коммуникации, содействие самостоятельной и творческой работе, поддержка коллективной работы. Кроме того, в высокоинформативной электронной среде пользователи равны в доступе к информации. Поэтому преподаватель, например, уже не может быть единственным источником фактов, идей, принципов и другой информации, его новую роль в обучении можно охарактеризовать, как наставничество. Необходимым условием делового стиля становится адаптация к изменениям в телекоммуникациях. Под адаптацией понимается умение самостоятельно и рационально работать с информацией в различных форматах и превращать ее в знания, осваивать новые интерактивные методы взаимодействия в высокотехнологичной среде. Самостоятельность в обучении вызвана сменой концепции образования как "обучения на всю жизнь" на "обучение в течение всей жизни".

Новые знания, умения и навыки компьютерно-опосредованной коммуникации (computer-mediated communication) становятся востребованными обществом. Их получение возможно во время наблюдения за другими пользователями, более компетентными в компьютерных технологиях. Согласно полученным данным компаний, специализирующихся на сетевых исследованиях (АРПИ, "Комкон", РОЦИТ), в исследуемых выборках русскоязычного сообщества пользователей Интернет образовательное сообщество составляет сравнительно малый процент - не боле десяти. Так, учащихся школьного и студенческого возраста - менее 20%, представителей науки и образования - около 15%, бизнеса и управления - менее 20%.

Считается, что 75% своего времени мы проводим в том или ином виде коммуникации, из этого времени 17% уходит на чтение, 14% на письмо. "Мы слушаем книгу в день, наговариваем книгу в неделю, читаем эквивалент книги в месяц, пишем эквивалент книги в год" [Buckley, M.H., 1992]. Если оценить общий объем компьютерно-опосредованной коммуникации, то, согласно опросам "Комкон" среди пользователей Интернет, около 50% респондентов проводят в Интернет до 2 часов, около 17% - 2-4 часа, около 15% - 1-2 часов в неделю, остальные от 4 до 16 часов и более. Таким образом, можно констатировать, что компьютерно-опосредованная коммуникация пока занимает сравнительно небольшой процент по сравнению с другими видами коммуникации, но, несомненно, будет эволюционировать под воздействием развития ИКТ и Интернет-сообщества в целом. Не следует, по-видимому, ожидать быстрых перемен в этой области. Так, П.Саффо, директор Института Будущего в Калифорнии, в задачи которого входит исследование истории вхождения технологических инноваций за последние пять веков, определил, что время, требуемое для полного вхождения новых идей в общество, составляет около 30 лет (правило 30 лет) [Fidler R., 2002].

Компьютерно-опосредованной коммуникации - процесс, протекающий в открытой электронной социальной среде, чаще всего посредством вербальных средств коммуникации (текстов, графики, аудио-, видео-файлов оцифрованной речи и изображения), инициирующего формирование Интернет-сообществ и особую форму самопрезентации. Среди ключевых технологий, повлиявших на появление и развитие этого вида коммуникации, можно назвать следующие сетевые аппаратно-программные средства: компьютерная сеть (проект ARPANET, 1969), электронная почта (Р. Томлинсон, 1972), глобальная сеть Интернет (США, Англия, Норвегия, 1973), сервисы обмена текстовыми сообщениями - дискуссионные группы, списки рассылки, телеконференции (Usenet, 1979), форумы, IRC, ICQ, а также WWW (Т. Бернерс-Ли, 1989), Gopher (1992), графический браузер (1994), динамический HTML и интерактивные технологии (1999) [Bucy E., 2002] Подтверждением такого влияния могут служить некоторые факты исследования 1995 г. в США, согласно которым электронные сообщения составили больший объем информации, чем объем, передаваемый через американские почтовые службы; было продано больше персональных компьютеров, чем телевизоров; объем передачи данных на дальние расстояния превысил объем голосовых сообщений [Meyer M., Baber R., Pfaffenberger B., 1999].

Традиционно считается, что одной из особенностей компьютерно-опосредованной коммуникации является потенциальная возможность осуществления коммуникации каждым без ограничения во времени и пространстве (anyone/anytime/anywhere) по формуле 24x7x356, т.е. - 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 356 дней в году. Коммуникативный процесс может проходить в режиме реального времени - с одним собеседником (канал чата, ICQ) или с большим количеством участников (компьютерная видеоконференцсвязь, чат), или в режиме отсроченного общения - с одним собеседником (личная электронная переписка) или со многими (список рассылки, телеконференции, веб-форумы). Крайней формой проявления компьютерно-опосредованной коммуникации считается переход ее в форму Интернет-аддикции (патологической или феноменологической зависимости от коммуникации в Интернет). Так, согласно исследованиям К. Янга 1998 г. [Young K.S., 1998] такая зависимость появляется у 25% аддиктов через полгода после начала работы в Интернет, у 58% - в течение второго полугодия, у 17% - после первого года [Войскунский А.Е., 2000].

Коммуникативные технологии Интернет можно разделить также по двум физическим параметрам - времени и места нахождения участников коммуникации (физическое или виртуальное). Комбинация этих параметров дает следующие четыре варианта технологий, различающихся с точки зрения процесса реализации компьютерно-опосредованной коммуникации:

  • одно время / одно местонахождения (виртуальное) - чаты (Internet Relay Chat, IRC);
  • одно время / разное местонахождения - ICQ, Интернет-телефония, компьютерная аудио- или видео-конференцсвязь;
  • разное время / одно местонахождения (виртуальное) - веб-форумы, гостевые книги;
  • разное время / разное местонахождения - электронная почта, списки рассылки, телеконференции.

Таким образом, все эти виды коммуникации могут быть успешно использованы в организациях, т.к. по своей сути они поддерживают необходимые коммуникативные, информативные, познавательные и социальные процессы, которые сопровождают деятельность в различных организациях. Мы рассмотрим проблемы компьютерно-опосредованной коммуникации на примерах использования электронной почты и веб-технологий.

Начиная с самых первых шагов развития Интернет, электронная почта являлась самой популярной технологией (создана Р. Томлинсоном в 1972 г.). Количество новых пользователей электронной почтой в мире возрастает ежегодно на 72 % по сравнению с 42 % прироста пользователей Интернет. По данным АРПИ только около половины пользователей Интернет в России используют электронную почту, из них более двух третей ограничиваются одним письмом в день и менее. Понятны основные причины столь широкой популярности электронной почты - сравнительная дешевизна и феноменальная скорость. Например, большинство электронных сообщений передаются адресату в любой точке планеты в течение 2-5 минут с момента нажатия кнопки "Отправить".

На сегодняшний день использование электронной почты основано на двух возможностях, различных с технической, пользовательской и этической точек зрения:

  • почтовые программы с использованием традиционных почтовых протоколов (SMTP, POP3, IMAP)
  • интегрированные с WWW с использованием HTTP (CGI скрипты, ASP, Java-апплеты).

Вторая реализация переводит офф-лайновую технологию электронной почты (вне линии - соединение с почтовым сервером Интернет-провайдера, на который поступают сообщения, необходимо только на момент отправки и получения сообщений электронной почты) в технологию он-лайн (на линии, на прямом проводе - соединение с Web-сервером, предоставляющим почтовые услуги, необходимо на все время работы со своим почтовым ящиком).

В первом случае используется специальная программа для работы с электронной почтой (MS Outlook или Outlook Express, Netscape Messenger, The Bat!, Eudora и пр.). Во втором случае для работы с электронной почтой, организованной средствами протокола HTTP, используется программа-браузер. Обмен информацией с сервером осуществляется с помощью HTML-форм, которые обрабатываются Web-сервером, с периодическим обновлением окна. Администраторы сайтов с Web-почтой организуют ее работу таким образом, чтобы на основе Web-интерфейса выполнялся минимальный набор сервисных почтовых функций:

  • ведение архива полученной и отправленной почты,
  • редактирование сообщений (набор, удаление, форматирование, использование готовых файлов, вставка служебной информации и пр.),
  • настройка среды пользователя.

В технологии электронной почты заложено несколько возможностей, которые позволяют осуществить самопрезентацию пользователя. Это его электронный адрес, выбор имени которого часто говорит сам за себя, сравните - timon@xaker.ru, sergey_ivanov@rambler.ru; iatp_center@rsu.ru, super_girl@yandex.ru; использование / не использование реального / вымышленного, неполного имени в настройках почтовой программы; оформление файла подписи; индивидуальный стиль электронного письма и соблюдение правил сетевого этикета в заполнении полей заголовка и содержании электронного сообщения. Обычно работники организации имеют возможность зарегистрировать свой почтовый адрес на почтовом сервере своей организации, а также на любом общедоступном сервере, предоставляющем такую услугу, или на почтовом сервере сервис-провайдера, через которого подключен домашний компьютер.

На технологию электронной почты опираются такие Интернет-технологии коллективной коммуникации, как списки рассылки, дискуссионные листы, телеконференции (почтовое подключение). Эти технологии при их правильном использовании эффективны для массовой рассылки информации, поддержания групповой работы в электронной среде. Управляемые (модерируемые) списки рассылки активно используются в деловых и образовательных сообществах и позволяют оперативно обмениваться актуальной информацией, которую подготавливает для рассылки модератор списка. Обратная связь может быть реализована через автоматическую рассылку всем подписчикам списка по адресу списка или индивидуально, по адресу приславшего сообщение. Сложность освоения этого вида компьютерно-опосредованной коммуникации заключается в проблемах инициирования обратной связи, формирования мотивации к активному участию в групповой деятельности, непонимания программных, интерфейсных и этических особенностей использования этого вида программ. Так, получив поздравление с получением награды одного из участников списка рассылки, некоторые подписчики высказывают недоумение по поводу получения ими этого письма. Другой пример, когда после публикации общей информации в список рассылки попадает последующая переписка по поводу решения индивидуальных вопросов и проблем, не являющихся общественно значимыми. Отметим еще одну особенность русскоязычных пользователей списков рассылки, когда вопрос, заданный всем подписчикам чаще всего игнорируется, по-видимому, как не имеющий личностной направленности.

Веб-технология, которая реализована на идее гипертекста (В. Буш, 1945, Т. Нельсон, 1965 [Pfaffenberger B., 1997], [December J., 2002]) - как способа организации текста, при котором порядок ознакомления с ним может быть произвольно выбран пользователем, также относится к текстологической компьютерно-опосредованной коммуникации, т.к. смысл, заложенный автором текста, вербализован в виде гипертекста и постигается (интерпретируется) пользователем ресурса. В отличие от аксиальной коммуникации, когда сообщение передается конкретному получателю или группе получателей (электронная почта, модерируемый список рассылки, ICQ), к особенностям этого вида открытой коммуникации в Интернет относится ретиальность коммуникации, когда сообщение передается множеству вероятно заинтересованных и случайных получателей. При этом пользователь решает свою собственную задачу (общий неопределенный интерес, поиск определенной информации, получение основной или дополнительной информации, совершение некоторого действия). Если интерес автора гипертекста и пользователя ресурса не совпадают, то коммуникативный процесс не состоится, также как в ситуации, когда смысл, заложенный автором, адекватно не постигается пользователем.

В процессе конструирования дизайна электронной среды на основе веб-технологий можно выделить три этапа - концептуальный, структурный и производственный. Наиболее важным этапом является концептуальный, на котором закладывается эффективность создаваемой среды. Так, в судейскую оценку образовательных ресурсов, представляемых для участия в программе ThinkQuest входят такие пункты как образовательная ценность ресурса (50 % от общего рейтинга, включает оценку целей и их достижение, формы представления содержания, дизайн, оригинальность, использование Интернет-стиля в обучении), качество выполнения ресурса и его содержания (25% от общего рейтинга, включает техническое исполнение, аккуратность, полноту, ясность изложения, наличие ссылок на другие ресурсы), вероятность того, что его использование повысит эффективность обучения (15% от общего рейтинга, включает оценку возможностей для активного, деятельностного участия студентов), а также вероятность его использования студентами (10% от общего рейтинга, включает оценку откликов студентов).

На этапе создания структуры используют один или несколько из четырех типов гипертекстовой веб-архитектуры - одиночные страницы, сайты в виде презентации, семантической сети или иерархической структуры. Так, для организации гипертекстовой структуры информационного материала часто используется аналог справочной литературы семантической структуры, когда читатель имеет возможность обращаться к разным разделам справочника по мере необходимости. В образовательной практике встречаются также веб-учебники, в которых воспроизведен печатный текст в линейном презентационном стиле или в гипертекстовом формате, но без его существенной его переработки для легкого и комфортного чтения с экрана компьютера. Так, гипертекстовые учебные тексты структурируются в виде иерархического перечня, состоящего из наиболее значимых тем (аналог содержания традиционного печатного учебника). Каждый элемент (слово, словосочетание, картинка) такого перечня может быть гиперссылкой (переходом) на другую часть этой же страницы, на другую страницу этого же сайта или на другой веб-сайт, где представлена выделенная ссылкой тема. В таких случаях на этапе формировании структуры не разрешено множество дизайнерских проблем, среди которых очевидность навигации, удобство ознакомления с информационным содержанием.

Более верным представляется подход, когда используются нижеследующие виды гиперссылок, встраиваемых в текст веб-страницы и различающихся по смысловой нагрузке и решаемым ими коммуникативным задачам:

  • структурные, в пределах структуры страницы или сайта, стоящие следующими в смысловом ряду;
  • ассоциативные, чаще выделенное слово в тексте, подразумевающее ассоциативную связь с контекстом, например определение выделенного термина, биографические данные);
  • дополнительные, расширяющие рамки представленной информации за счет ссылок на другие ресурсы, например, по тексту: "Смотрите также" (или графической стрелке) представляется более детальное изложение информации, изложенный кратко на основной странице; аналогичный материал, который не вошел в смысловой ряд данной страницы или представляющий противоположную точку зрения по данной теме.

Кроме того, часто не учитываются особенности восприятия текста веб-страницы на экране компьютера, такие как соблюдение эффективного соотношения содержательной части (не менее 50-80% экранного пространства) и навигационных и иных графических составляющих на странице, использование технологии "рыбьего глаза", когда в центре находится наиболее значимая информация. В дизайне большинства страниц не предусмотрена возможность распечатать представленный на веб-странице сложно структурированный гипертекст для тех пользователей, которые тяготеют к использованию традиционного печатного текста. Простым выходом является размещение на странице ссылки на печатный аналог представленного материала, как это делается на деловых веб-сайтах для ускорения процесса заключения сделки, когда на странице размещается ссылка на документы для печати в формате Word или Adobe Acrobat - договор, форма заявки и пр.

К другим важным проблемам, решение которых необходимо учитывать при конструировании среды на основе веб-сайтов, относится низкая скорость передачи данных. Согласно исследований Роберта Миллера характеристик информационного восприятия человека (Robert B. Miller, доклад на конференции Fall Joint Computer Conference, 1966 г.), 1 сек. является предельным промежутком времени, в течение которого мысль человека не прерывается, 0,1 сек - предельным временем ответа информационной системы для восприятия его как мгновенного, 10 сек - пределом, в течение которого пользователь сфокусирован на диалоге (при превышении этого времени пользователь начнет заниматься другими делами). Если сравнить эти характеристики с усредненным временем загрузки объема данных из Интернет, то оптимальным размером веб-страницы будет 34 Кб [Нильсен Я., 2000]. Поэтому надо исходить из минимизации объема создаваемых страниц веб-сайтов для их быстрой загрузки, чтобы переход на другие страницы был близок к привычному для пользователя свободному перемещению в традиционном информационном пространстве. Возможность обратной связи с автором веб-страницы можно реализовать средствами электронной почты, гостевой книги или форума.

В заключение сформулируем некоторые дизайнерские рекомендации по формированию информационного наполнения веб-страниц сайта (по материалам книги Я. Нильсена [Нильсен Я., 2000]:

  1. Лаконичность, краткость изложения. Обычно рекомендуемый объем текста на одной веб-странице должен составить не более 50% от объема печатного варианта этого материала. Это правило основано на том, что чтение текста с экрана на 25% медленнее, чем чтение его печатного аналога, поэтому сокращение приведет к большей комфортности пользователя, как читателя.
  2. Структура для беглого ознакомления. Начальные страницы рекомендуется формировать исходя их этого принципа для получения возможности быстрого понимания сути представленного материала. Так, в тексте, разбитом на смысловые абзацы при беглом чтении "выхватываются" первые предложения каждого абзаца, лучше воспринимаются предложения, подчиняющиеся числу Ингве-Миллера - длиной 7±2 слова [Ингве В., 1965]б [Миллер Дж., 2000].
  3. Разбиение на логически завершенные страницы. Так, большинство пользователей веб-сайтов предпочитают прочитывать текст длиной не более 1-1,5 страницы экрана дисплея, только 10% пользователей читают дальше этого формата в случае, если текст их действительно интересует.
  4. Репрезентативная титульная страница. Первая титульная страница веб-сайта (home page) должна давать ответы на вопросы: Где я нахожусь? О чем этот сайт? Для этих целей чаще всего служат логотип, название сайта/страницы, список разделов верхнего уровня. Ссылка на первую страницу должна стоять на всех других страницах сайта (можно использовать для этой цели логотип). Любая другая страница сайта должна быть достижима за три перехода (клика), считая от титульной страницы.
  5. Удобные навигационные элементы. Ввиду того, что пользователь может попасть из Интернет на любую страницу сайта, задача навигационных элементов показать текущее положение пользователя и возможные варианты перемещения, т.е. страница должна содержать ответы на вопросы: Где я нахожусь? Где побывал? Куда могу пойти?

Обучение навыкам компьютерно-опосредованной коммуникации уже сегодня востребовано обществом. Среди таких навыков грамотная письменная речь, эффективная работа с технологиями, критическая оценка информационных ресурсов, коллективная работа, презентация и самопроезентация, нетикет, которые позволят создавать эффективную коммуникацию в современной деловой среде общения.

    Литература

  1. [Войскунский А.Е., 2000] Гуманитарные исследования в Интернете. / Под ред. А.Е. Войскунского, М.: "Можайск-Терра", 2000. - 432 с.

  2. [Ингве В., 1965] Ингве В. Гипотеза глубины // Новое в лингвистике. Вып.4. - М. 1965. С. 126 -138.

  3. [Миллер Дж., 2000] Миллер Дж. А. Магическое число семь плюс или минус два // Психология памяти. - М.: Че Ро. 2000. С. 564 - 582.

  4. [Нильсен Я., 2000] Нильсен Я. Веб-дизайн: книга Якоба Нильсена. Пер. с англ., СПб: Символ-Плюс, 2000. - 512 с.

  5. [Buckley, M.H., 1992] Buckley, M.H. (December, 1992). Focus on Research: We listen a book a day; speak a book a week: Learning from Walter Loban. Language Arts, 69. - p.623

  6. [December J., 2002] December J. (2002] The World Wide Web Unleashed // Living in the information age: a new media (2002). Edited by Erik P. Bucy. Wadsworth / Tomson Learning

  7. [Bucy E., 2002] Living in the information age: a new media (2002). // Edited by Erik P. Bucy. Wadsworth / Tomson Learning

  8. [Fidler R., 2002] Fidler R. (2002) Principles of Mediamorphosis. // Living in the information age: a new media / Edited by Erik P. Bucy. Wadsworth - p. 21-29

  9. [Meyer M., Baber R., Pfaffenberger B., 1999] Meyer M., Baber R., Pfaffenberger B. (1999). Computers in Your Future. 3rd Edition. New York: Macmillan Computer Publishing

  10. [Pfaffenberger B., 1997] Pfaffenberger B. (1997). Publish It on the Web! 2nd Ed. London: Academic Press

  11. [Young K.S., 1998] Young K.S. (1998) Caught in the Net: How to Recognize the Signs of Internet Addiction - and a Winning Strategy for Recovery. NY e.a.: John Wiley & Sons

    Сведения об авторе:

    Розина Ирина Николаевна
    канд. пед. наук, доцент,
    кафедра информационных технологий,
    Институт управления, бизнеса и права,
    Ростов-на-Дону
    e-mail:rozina@iubip.ru



Вернуться в БИБЛИОТЕКУ
Вернуться на главную страницу

 
Copyright © 2002-2021, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::