|
|
|
|
|
|
СЕТЕВАЯ ПРЕССА КАК ОБЪЕКТ КОММУНИКАТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Раскладкина М. К.
Ставрополь, Россия
Материал опубликован: Сборник научных трудов "Теория коммуникации & прикладная коммуникация". Вестник Российской коммуникативной ассоциации, выпуск 1 / Под общей редакцией И.Н. Розиной. - Ростов н/Д: ИУБиП, 2002. - 200 с. C. 128-133
Краткий обзор
Интернет как новое системное средство массовой коммуникации привлекает внимание исследователей в различных областях знаний и отраслях науки - философии, социологии, психологии, культурологии, теории и практики коммуникации и других. Между тем недостаточное внимания уделяется его медийному сегменту, то есть сетевым СМИ. Типологические основы классификации, применяемые для анализа традиционных СМИ, не в полной мере отвечают характеристикам этих "новых медиа". Законы их развития и функционирования требуют изучения Интернет как системного продукта, оказывающего влияние на все аспекты коммуникативного процесса.
Целостность системы обеспечивается благодаря процессам обмена информации, приводящей ее в состояние подвижного равновесия. [Ковалев, 1999, 56.]
Система средств массовой коммуникации за последние десятилетия претерпевает качественные изменения. Это связано с эволюцией коммуникационных каналов под действием социально-культурных и технико-экономических факторов, появлением наряду с традиционно сформировавшимися двумя родами коммуникации - устной и документной - электронной коммуникации, основанной на космической радиосвязи, микроэлектронной и компьютерной технике, оптических устройствах записи. [Соколов, 2001, 106].
Взаимодействуя между собой, они образуют смешанные гибридные коммуникационные каналы, которые появляются благодаря использованию различных технических средств.
Одним из вторичных технических каналов, с помощью которых осуществляется электронная коммуникация, является Интернет.
Двойственная природа Интернета - как источника получения информации и как возможности распространения информации - обуславливает его стремительное развитие. И прежде всего - сегмента, именуемого сетевой прессой (сетевые СМИ, Интернет-СМИ, онлайновые СМИ - общее название ресурсов, которые распространяют информацию по каналам глобальной сети).
Хотя Интернет возник в 60-х годах, а в своем нынешнем виде существует с начала восьмидесятых годов прошлого века, его функционирование, правовые основы развития, место в системе средств массовой коммуникации, влияние на развития мирового информационного пространства достаточно долгое время будут представлять интерес для исследователей и практиков.
Одной из важных проблем - и с научной, и с юридической точки зрения является принадлежность ресурсов Интернет к средствам массовой информации. Система современных СМИ под влиянием переменам в социальной структуре российского общества и новых технологических моментов, требующих изменений в деятельности прессы не только в России, но и во всем мире, трансформируется. Меняются ее типологические параметры, актуализируются многие функции, для обеспечения реализации этих функций преобразуется структура. [Засурский, 2001, 24]
Ряд исследователей относит Интернет к средствам массовой информации. В частности, А. А. Чесанов называет Интернет "четвертым СМИ" (после печати, телевидения и радио). [Чесанов, 1998, 109.]
А. И. Акопов, подразделяет средства массовой информации на печатные периодические издания - газеты и журналы и аудиовизуальные средства - радио и телевидение, причисляя к категории СМИ и так называемые электронные компьютерные сети (Интернет). [Акопов, 1999, 4] Им же впервые в России был научно сформулирован вопрос об электронных сетях как новом виде СМИ, на примере сети FidoNet [Акопов, 1998, 43-51]
Сторонники данного подхода основываются на том, что под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, иная форма распространения массовой информации. [ФЗ N2124-I. - Гл. 1. Ст. 2] . При этом периодичность обновления информации не должна составлять менее одного года, а число лиц, имеющих доступ к ресурсу, - не менее тысячи. Это формальные критерии, заимствованные из традиционной прессы, на сегодняшний день единственные, которые могут быть применены при оценке СМИ в Интернете, отмечает Евгений Горный. (Для традиционной прессы этими критериями являются структура и оформление, показатели объема и тиража, государственная регистрация и пр.) [Горный, 1999, http://russ.ru/netcult/99-05-27/gorny.htm]
Но существуют и другие точки зрения. Интернет не ограничивается сайтами, содержащими "новостную" информацию, в нем находится масса личных страниц, интернет-магазинов, обновляющих лишь прайс-листы. К тому же если рассматривать Интернет как средство массовой информации, придется регистрировать любого владельца сайта в соответствующем государственном органе. [Кемрадж, 2002, 12]
Поэтому нам представляется правильным отнести ресурсы Интернет к средствам массовой коммуникации в соответствии с предложенной классификацией СМК опосредованного (непрямого) действия. Типы СМК подразделяются в зависимости от каналов коммуникации. Классификация мотивов обращения аудитории к СМИ предложена Н. Богомоловой [Богомолова, 1990]
СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ ОПОСРЕДОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ |
Мотив |
Типы СМК в зависимости от канала коммуникации |
|
Визуальные |
Аудиовизуальные |
Мультимедийные |
Социальный |
Письмо |
Телефон, видеотелефон |
Электронная почта, чаты, форумы, ICQ, IRC |
Прагматический |
Справочники, бюллетени, листовки, буклеты, афиши, плакаты |
Телешоу, кинофильмы, радиоспектакли, кино- и радиоконцерты, реклама, объявления |
Справочно- информационные ресурсы, доски объявлений, поисковые системы, сайты-"визитки" |
Эмоциональный |
Книга |
Видео-, аудио-, домашний кинотеатр |
Гипертекстовая библиотека (он-лайновая, CD-R) |
Информационный |
Печатные СМИ |
Теле- и радиопрограммы |
Сетевые медиа |
Таким образом, к сетевым средствам массовой информации можно отнести часть ресурсов платформы WWW (World Wide Web, Всемирная паутина, Веб), что составляет содержание, интеллектуальную наполняющую (контент) Интернета. В Интернете, помимо Веба, существуют другие ресурсы и сервисы, также выполняющие функции социальной коммуникации, но по определению не являющиеся СМИ: каталоги, ftp-архивы, библиотеки текстов, электронная почта, чаты, доски объявлений. По нашему мнению, неправомерно включать в ряд СМИ также порталы, информационно-поисковые системы, списки рассылки, как предлагает М. Колесникова [Колесникова, 2000, 45-49], поскольку последние являются ресурсами сервиса, а порталы представляют собой синтез ресурсов контента и ресурсов сервиса, зачастую с уклоном в сторону последних. СМИ в составе порталов представляют собой вторичный информационный продукт, не являющийся концептуальной основой ресурсов подобного типа.
Число Интернет-СМИ сложно определить, так как многие возникают и исчезают ежедневно. Первой из российских газет свою версию в сети создает "Учительская газета" (1995, март). Первым из российских информационных агентств запускает свой сервер в Интернете РИА "РосБизнесКонсалтинг" (1995, май). Первой стала ежедневно выходить интернет-газета Gazeta.ru (1999, март). Эти данные приводятся в книге "Российский Интернет накануне больших перемен", являющейся первой попыткой осмыслить тенденции развития Рунета и дать прогноз динамики его развития. [ук. соч., 2000, 6 - 25]
Несмотря на достаточно большой объем научных изысканий как в области коммуникации в электронной среде, так и в области традиционных СМИ, сетевая пресса не является объектом пристального внимания исследователей. Тогда как этот стремительно развивающийся медиа-сектор способен оказаться инструментом формирования информационного пространства с заданными параметрами.
Традиционно считается, что на данном этапе в большей части регионов России роль Интернет-СМИ невелика (дороговизна для рядового пользователя, цифровое неравенство, слабость развития технических коммуникационных сетей). Но ряд публикаций, появившихся в последнее время, указывает на появление интереса к этой новой информационной среде, законам ее развития и функционирования, условиям влияния на сообщество. Характерными особенностями российского сектора интернета Д. Иванов называет феномен сетевых СМИ как средства влияния на информационное поле. [Иванов, 2002 -http://www.russ.ru/netcult/history/20020313-pr.html#fn1]
И. Засурский в фундаментальном обзоре "Масс-медиа второй республики" доказывает возможность сети служить коммуникационным каналом для вбрасывания информации в резонирующую среду заинтересованных СМИ и коммерческих медиа. Примеры, приведенные им, известны не только пользователям сети, но и среди читателей печатной прессы, что является доказательством существования целевой аудитории у медийного сегмента Рунета. "Только то содержание Интернета, которое будет пересказано в масс-медиа, будет иметь какое-либо значение…", - утверждает он. [Засурский, 1999, 214-228.]
Идеологи нового времени используют этот канал в своих целях, и достаточно качественно и аргументированно объясняют его преимущества: "Интернет - не более чем инструмент, при правильном использовании позволяющий эффективно и сравнительно недорого решать коммуникативные проблемы практически в любой сфере", - говорится в Докладе Фонда эффективной политики, независимой организации, занимающейся политическим консалтингом, проведением избирательных кампаний, проектами в области СМИ [2001, http://fep.ru/].
Структура и содержание сетевых СМИ целеориентированы с учетом уровня отображения информации в коммуникативном поле потребителя. Таким образом, можно утверждать, что коммуникативное пространство, создаваемое медиа-ресурсами, структурировано "первичными и вторичными коммуникативными процессами" [Почепцов, 1994].
Послекоммуникативные процессы вводятся в действие так называемыми "лидерами мнения" (Г. Почепцов), "вожаками толпы" (Г. Лебон), "вождями толп" (С. Московичи). Исследователями феномена опосредованного воздействия на общественное мнение были сделаны выводы:
- "лидеры мнений являются особо заинтересованными в новостях, политически активными;
- лидеры мнений чаще включаются в коммуникативные кампании, чем те, кто не является лидерами;
- лидеры мнений активнее других используют получаемые сведения для информирования и совета другим" [Цит. по Почепцов, 1998, 128].
Анализируя вышеизложенное, можно предположить, что в целевой аудитории российских медиа-ресурсов преобладают лидеры мнения, а именно: журналисты, политики, руководители регионального масштаба, интеллектуальная элита, инициирующие послекоммуникативные процессы в обществе. По данным исследовательской группы "Комкон-вектор", в 2000 г. среди пользователей Интернета было 19,6% руководителей, 22,8% специалистов [Залесский, 2000.]. Привлечение именно этих потребителей в свою аудиторию становится главной задачей электронных СМИ, так как в силу ограниченности для основной массы населения России доступа в сеть Интернет коммуникативный процесс в масштабе страны характеризуется опосредованностью, вторичностью. Этим сетевые СМИ отличаются от традиционных, имеющих целью прямой контакт с потребителем - читателем.
Наш анализ фундаментального интернет-исследования, проведенного Национальной Интернет-службой Strana.ru. совместно с Фондом "Общественное мнение" [Исследование НИС Strana.ru, 2000 г.], позволяет подтвердить выводы о целенаправленном формировании контента медиа-ресурсов российского Интернета. [Раскладкина, 2001, 8 - 12.]
Аудитория сетевых СМИ в силу свойственных ей профессиональных качеств, а также взаимообуславливающих выполнение определенной социальной задачи личностных характеристик, особенностей восприятия и переработки информации, определенным образом структурирует полученную информацию, трансформирует в своем сознании и воспроизводит в своем коммуникативном пространстве. Таким образом эта промежуточная ступень в процессе масштабной коммуникации, получая возможность интерпретации, влияет не только на понимание новости, но и на определение ее значимости.
Библиографические ссылки
- Акопов А. И. Периодические издания. - Ростов-на-Дону, 1999. - С. 4
- Акопов А. И. Электронные сети как новый вид СМИ.// Филологический вестник Ростовского государственного университета. - 1998, №3. - С.43-51
- Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. - М., 1990
- Горный Е. Интернет для журналистов. // Русский Журнал. -27.05.99 г. - http://russ.ru/ netcult/99-05-27/gorny.htm
- Доклад "Использование интернет-технологий в решении коммуникативных проблем в сфере политики и бизнеса. Теория и практика". - 27.02.2001 - http://fep.ru/
- Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N2124-I "О средствах массовой информации" - http://www.democracy.ru/library/laws/federal/2124-I_fz/page1.html. Гл.1. Ст.2.
- Залесский П. К. Интернет-аудитория России. Штрихи к портрету. -"Инфо-бизнес", № 40, 2000. - http://www.ibo.ru/offline/2000/142/5791/.
- Засурский И. Масс-медиа второй республики. - М., МГУ, 1999. - С. 214-228.
- Иванов Д. Российский интернет как средство политической коммуникации. Первая глава истории политрунета. - Русский журнал. - http://www.russ.ru/netcult/history/20020313-pr.html#fn1.
- Исследование НИС Strana.ru "Россия в Интернете". - www.internet.strana.ru.
- Кемрадж А. С. Обеспечение свободного доступа российских пользователей к сети Интернет. //Правовые аспекты использования интернет-технологий. - М., 2002. - С. 12
- Ковалев Г. Научные революции и стратегии социального управления. //В сб. Психология госслужбы. Очерки по социальной психологии. М., 1999. - С.56.
- Колесникова М. М. Основные виды сетевых СМИ и некоторые аспекты их функционирования (на материале американского сегмента Интернета) // Филологический вестник Ростовского госуниверситета. - 2000, №1. - С. 45-49.
- Почепцов Г. Г. Послекоммуникативные процессы//Рациональность и семиотика дискурса. - М., 1994.
- Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. - М., 1998.
- Российский Интернет накануне больших перемен. - М., Поматур, 2000. - С. 6 - 25.
- Раскладкина М. К. Категория лидеров мнения как целевая аудитория медиа-ресурсов российского Интернета.// "Социально-психологические проблемы развития личности. М-лы Первой Всероссийской научной internet-конференции". - Тамбов, 2001. - C. 8 - 12.
- Система средств массовой информации.//под ред. Засурского Я. А. - М., Аспект-Пресс, 2001. - С. 24.
- Словарь-справочник по рекламе, связям с общественностью, средствам массовой информации. //Авт.-сост. Чесанов А. А. - СПб, 1998. - С. 109.
- Соколов А. В. Метатеория социальной коммуникации. - СПб., изд-во РНБ. 2001. - с.106.
Статья в Word
Вернуться в БИБЛИОТЕКУ
Вернуться на главную страницу
| |