| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



Яндекс цитирования
 

АГЕНТСТВО КОММУНИКАЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ

Пузыревский В. Ю.
Санкт-Петербург

1.

Простой смысл всякого агентства состоит в том, что оно наделено некими социальными полномочиями исполнять интересы и потребности кого-то ради чего-то. Так, например, Агентство по недвижимости выступает посредником между продавцом квартиры (дома) и покупателем, между желающим купить и желающим продать, организуя процесс сделки. Агентство - это коллективный посредник между n-автономными индивидами и/или n-автономными предприятиями, общественными объединениями во взаимоинтересном и/или взаимополезном для них деле, требующим координации усилий его участников.

Кстати сказать, понятие "посредник" имеет довольно содержательную смысловую нагрузку в теории и практике организации коллективных творческих процессов (режиссура), образовательной деятельности (директор, учитель, педагог - фасилитатор), социокультурного проектирования (социальный педагог, менеджер по продвижению проектов, игротехник, пиармен и т.д.), психотерапии (тренер, терапист, ведущий и т.д.) и других видов социального партнерства.

По большому счету, основная миссия посредника - создать условия, установить надлежащую среду для взаимопонимания между индивидуальными и/или коллективными субъектами общего дела. Вопрос в том, просят ли они посредника об этом?

Представим, что есть некое Агентство коммуникаций педагогических инициатив. Пусть это будет некий собирательный образ существующих сейчас в России подобных агентств. Его реальные и потенциальные клиенты - различные по юридическому статусу, профессиональному качеству, стадиям развития, уровню инноватики, ресурсному обеспечению, степени причастности к научным и культурным центрам федерального и регионального значения и т.д. - более или менее свободные ассоциации, автономные общественные объединения и отдельные личности. Однако они сами еще толком не знают нужен ли для них посредник в налаживании взаимопонимания. Нужно ли им вообще взаимопонимание и содействие в образовательном поле? Может им и по отдельности живется неплохо. А если надо, то о том, чтобы найти друг друга могут ли они позаботятся сами?

Агентство социальной поддержки никому не навязывается в посредники: фасилитирует, следуя недирективному подходу, этике ненасилия, технике "деяние-через-недеяние"; принципу методологического плюрализма "anything goes". Вроде бы такой способ бытия Агентства наиболее соответствует явно или неявно выраженной задаче создания подлинно демократического профессионального сообщества и даже "гражданского общества". Если не опошлять хорошую идею бюрократической институциализацией, то Агентство, возможно, претендует и на то, чтобы очень осторожно выработать практическую модель самоорганизующейся социальной терапии.

Хочет ли оно этого на самом деле ? Кого ни спрошу - никто не хочет, но подспудная тенденция-то очевидна! Точнее - очами-то, конечно, не видно, но информационно-тактически и духовно-стратегически ощутимо. Принцип "пусть будет все хорошее в образовании" глобален и политически надежен, но это лишь основа для развития общества между государством и анархией. Чтобы общество развивалось, создавая экологически чистые социальные структуры, необходима эффективно действующая сеть свободных профессиональных или непрофессиональных творческих ассоциаций, автономных инициативных групп, ориентированных на ненасильственную, структурно мягкую, гибкую социальную терапию.

Отмечу лишь главное: социальная терапия - это поддержка социальной склонности к человеко- и природосберегающим способам познания и жизнедеятельности, способам эколого-эмпатического познавательно-действенного отношения к миру. В чистом виде эту идеологию никто не исповедует и это совершенно нормально, поскольку она не обрастает социальными формами на поверхности обыденной жизни, а пробивается из глубин бытия сквозь серость будней светом творческих озарений, "пиковых переживаний" (А.Маслоу), тоски по подлинному, по благоразумной эколого-этической дистанции между человеком и природой, по тому, что еще не испорчено суррогатами затехнизированной цивилизации.

Ведь практически всем не хочется пить грязную воду, толкаться в многочасовых очередях на поклон бюрократам, учить оторванные от жизни правила, драться друг с другом из-за безделушек, всю жизнь тратить нервы в борьбе с несправедливостями государства и хамством моральных уродов.

Социальная терапия занимается не институтами и не социально-политическими и экономическими механизмами обустройства жизни, а воспитанием иных способов мышления и личностного отношения человека к миру и к себе, т.е. - гносеотерапией.

Агентство, создавая сеть, обеспечивающую информационно-коммуникативную и профессионально-содержательную связь между педагогическими сообществами, поддерживает всякие, скажем, невредные и даже хорошие инициативы. Но вот только вопрос: они невредные для чего? На деле-то оказывается, что они невредные по отношению к тому, что приносит сущностный вред подлинному человеческому бытию, еще окончательно не запротезированному в духовной и материальной культуре. Они невредные для тех способов мышления и практики, от которых-то и пытаются вырваться многие педагоги-новаторы, сторонники гуманизации образования. Только вот наследие тяжелое: не отпускает традиция жить в перепротезированном мире, где образовательная деятельность не ради самосовершенствования человека, а ради совершенствования вещей, не ради того, чтобы "знать глубже", а ради того, чтобы "иметь больше знаний", т.е. не ради того, чтобы истинно "быть", а ради того, чтобы больше "иметь". Они за опыт и свободу в школе, но, к сожалению, лишь в рамках деятельностного подхода, диалога логик, заданных извне проблемных ситуаций, кратковременных игровых оазисов и т.д. В жизни этого не достаточно для противодействия и коррекции процесса чрезмерной технизации способов бытия, не достаточно для эффективной социальной терапии. Может они думают, что этого достаточно для краткосрочной социальной хирургии?

Агентство не занимается пока сетью, связывающей автономные общественные объединения для того, чтобы наладить между ними коммуникацию по взаимопониманию общих скрытых или явных тенденций к педагогической социальной терапии. Оно не находит этому адекватных методов, потому что и в "ядре" своем слабо рефлексирует над преимущественно неосознаваемыми коллективными мыследеятельностными и эмоционально-ценностными тенденциями современной педагогической инноватики. Эта инноватика - недоношенное дитя российской демократии, разочаровавшейся в столь космополитичной с точки зрения ура-патриотизма личностно-ориентированной парадигме. Сейчас понятие "личностно-ориентированное образование" заболталось и поспешно дискредитировалось так же, как и понятие "перестройка". Но виновата-то в этом не суть личностно-ориентированного подхода, а суть традиционных для перепротезированного общества способах познавательно-действенного отношения к миру. Поэтому теперь вместо "личностно-ориентированное", я говорю "личностно-значимое образование", подразумевая здесь идею личностно-группового переживания свободно выбранных учащимися объектов мира в школьном познавательном процессе, идею школьного образования как специально организуемого полуимпровизационного процесса эколого-эмпатического миропонимания.

Я навязываю свое видение? Нет. Я просто говорю, что очень многие педагоги-новаторы, педагогические инициативы, хоть и разными путями, и с разными скоростями, и с разной тактикой движения, но идут в одном направлении, по сходящимся за горизонтом векторам. Обычно Агентство считает, что люди вправе не знать этого и, вполне понятно, дистанцируется от такого видения. Если сойдутся - хорошо, а не сойдутся - тоже неплохо.

В чем же смысл Агентства? Ну, хотя бы давать надежду на будущую возможную встречу. Но нужна ли людям помощь Агентства, если оно даже не намекает на основания для возможного взаимопонимания? Зачем вообще сотрудничать с кем-то и с посреднической помощью кого-то, если нет доказательства не прошлой, а ныне созревающей и будущей общности в поиске экологически чистых способов социального и личностного бытия.

2.

Для Агентства в перспективе главная проблема будет состоять в том, чтобы, оставаясь горизонтальной сетевой структурой независимой и свободной от соблазнов иерархической власти государства и иерархического менеджмента, свойственного коммерции, каким-то образом эффективно развиваться как в социальном управлении и маркетинге, так и в выпуске посильной гуманитарной продукции (СМИ, образовательные программы, социальные проекты, обучающие семинары и т.д. т.п.). Для качественного и количественного роста, - а это необходимые условия самоорганизации живой системы, каковой только и может быть Агентство, - необходимо за счет в основном внутренних и профессионально-корпоративных ресурсов расширять репертуар видов деятельности, могущих приносить прибыль. На основе этого репертуара в дальнейшем можно создавать пакеты высококачественных информационно-образовательных и издательско-просветительских программ, которые не стыдно будет предложить на рынке. Однако, чтобы все это делать, нужно наладить не только четко работающее технологическое обеспечение на локальном уровне деятельности отдельных региональных бюро, но и управленческо-технологическое обеспечение на отдельных больших участках коммуникационной сети и по всей сети в целом. При этом окажется достаточно сложным сохранить ту анархо-демократическую структуру продуктивного взаимодействия и информационного функционирования, которая приносит радость творческого неформального общения и является неотъемлемой частью социальной миссии Агентства. В основном горизонтальная, а не пирамидальная сеть - это и достоинство, и недостаток Агентства. Здесь все та же проблема свободы и материального благополучия: чтобы постоянно реализовываться в свободном творчестве вширь и вглубь необходимо быть материально благополучным, необходимо жертвовать свободой и независимостью, ибо коммерция зависит от государственной и рыночной систем. Агентство сейчас топчется на этой и другой проблеме: догматически следуя принципу самоорганизации, ждать стихийного сложения разнонаправленных векторов-инициатив или же сознательно фасилитировать их сложение, выращивать целенаправленность во взаимодополнительности. Неужели топтаться - это и есть смысл его деятельности ?

Теперь об искомой технологии, обеспечивающей взаимопонимание и умеренную социальную интеграцию между отдельными педагогическими инициативами, автономными объединениями педагогической общественности. Пожалуй, может быть две разновидности такой технологии: живая коммуникация и электронная коммуникация. Первая наиболее эффективно реализуется в различных формах группового тренинга (рефлексия, дискуссия, эмпатическое понимание), вторая - через текстовые форумы в Интернет (речь не идет пока о видеовстречах в режиме on-line). Для того и другого случая существуют техники, процедуры понимания иной точки зрения, иной методологической и/или мировоззренческой позиции. Назову лишь некоторые: перефразирование, принятие роли другого, перевод понятий в образы и вживание в них, поиски общего языкового знаменателя и т.д. Какие бы трудности не существовали, но специально организованные Агентством очно-заочные форумы-встречи автономных общественных инициативных объединений, имеющих отношение к развитию образования просто необходимы для создания достойной демократической и социально терапевтической по отношению к государственно-бюрократической системе образовательной среды. Агентство вполне может выступить посредником-организатором процесса самоосмысления педагогическим сообществом собственной жизнедеятельности по продуцированию теорий и практик различной степени новизны. Однако желательно, чтобы это были не только дискуссии с рефлексией и герменевтическими играми, но и некие семинары-тренинги личностного роста, группы-встреч социальной терапии. Понятно, что последнее уже невозможно провести в электронном виде.

Агентство, кстати, может предложить свои платные или бесплатные (но на других условиях) услуги по проведению того, чем раньше занимались представители движения ОДИ. Конечно же, это уже будет совсем не ОДИ, а нечто менее социотехническое и более социально-терапевтическое. Там будет меньше социальной инженерии и больше спонтанной игровой драматизации гносеотерапевтического толка. Такое действо можно организовывать методом педагогического десанта в регионах, где заметна хоть какая-то деятельность Агентства. Далее из заметной она должна, я полагаю, становиться все более значительной. Агентство будет создавать условия для все более и более продуктивных творческих встреч, семинаров-тренингов по взаимопониманию между самыми разными педагогическими инициативами в России и вне ее.

скачать статью в формате word Статья в Word

    Сведения об авторе:

    Пузыревский Валерий Юрьевич
    журналист Агентства образовательного сотрудничества (СПб),
    заместитель директора частной школы по учебно-методической работе
    Кандидат философских наук
    e-mail: puzyrevskij@front.ru, osvita@unitel.spb.ru (для В.Ю.Пузыревского)



Вернуться в БИБЛИОТЕКУ
Вернуться на главную страницу

 
Copyright © 2002-2015, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::