| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА И ИХ ЭЛЕКТРОННЫЕ АГЕНТЫ

Патаракин Е.Д.
(Нижний Новгород, Россия)

Статья опубликована:
Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества и их электронные агенты // Материалы международной научно-практической конференции "Коммуникация: теория и практика в различных социальных контекстах" - "Коммуникация-2002" ("Communication Across Differences") Ч.I - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. - с.168-171

    Abstract
    Network communities are becoming a basic form of community convergence. Ever-increasing changes within our society and our praxis with electronic memories cause us to rethink our existential principles and to admit that we are knots within a universal network. Most of successful network communities are built on a convergence of human resources, electronic memories and services that support skill exchange and peer-matching. Examples of such communities are IATP program and Virtual Pustyn.

Способ общения является важной отличительной чертой сообщества. "Люди живут в сообществе благодаря тому общему, что есть между ними, а общение - тот способ, благодаря которому они обретают это общее" [1]. Появление новых способов общения формирует новые сообщества и разрушает уже существующие. Открытие электромагнитных волн и последовавшие нововведения в технологии общения не только объединили человечество в единый организм [2], но изменили характер культуры и неизбежно привели к разрыву между поколениями [3,4]. Появление компьютеров и компьютерных сетей не только подхлестнуло процессы интеграции [5], но и продолжило практику разделения человечества [6] сформировав цифровую культуру. Внутри этой культуры происходит конвергенция - различные способы передачи данных: радио, телефония, телевидение, Интернет, объединяются и образуют единую среду сетевых сообществ. Эти сообщества успешно развиваются благодаря свободной передаче информации, цифровым носителям памяти и программным агентам. Участие в коммуникационных процессах носителей, наделенных цифровой памятью, оказывает огромное влияние на развитие культуры [7]. Внутри сетевой культуры сегодня уже невозможно представить, что процессы хранения, переработки и передачи информации идут без участия цифровой памяти. Цифровая память не только встраивается во все объекты сетевой культуры, но и постепенно всасывает в себя материалы архивов, музеев и библиотек. Члены сетевых сообществ получают не просто доступ к информации, но возможность обрабатывать и использовать в своих сообщениях информационные массивы. Теперь они могут расширять свои сообщения за счет работы программных агентов, добавляющих дополнительную информацию, извлекаемую из электронной памяти. В качестве примера Ким Вельтман [8] приводит проект Archeoguide программы IST, в котором в современные здания при помощи специальных очков встраивается изображения того, как эти здания выглядели раньше. Используя очки и технологию расширенной реальности, посетитель сможет проследить историю объекта культуры в ходе времени. Если рассматривать здание как сообщение, то очки с программным фильтром позволяют добавить к этому сообщению дополнительную информацию, извлеченную из электронной памяти. Фирма IBM использовала этот же принцип для того, чтобы демонстрировать в звездном небе созвездия таким образом, чтобы можно было увидеть, из каких звезд состоит Большая медведица и другие фигуры. Принципиально возможно применять очки с другими программными агентами. Эти агенты использовали бы системы созвездий, принятые у других народов - персов, индусов, китайцев, древних норвежцев. С помощью программных агентов, использующих цифровую память, мы можем видеть мир разными глазами. В 2001 - 2002 году лаборатория Учком [9] - продолжила разработку таких агентов. В своей практике мы использовали достаточно простые программные фильтры. Они действуют сходным образом, расширяя сообщения за счет дополнительной информации, которую они находят в электронной памяти. На сайте программы IATP в Нижнем Новгороде [10] публикуются сообщения или истории, в которых упоминаются выпускники образовательных программ. Программный агент добавляет к тексту сообщения возможность посмотреть на фотографию человека, познакомиться со сферой его интересов, связаться с ним по электронной почте. Агент выполняет простую функцию - стимулирует установление связей между выпускниками. На сайте Виртуальной Пустыни [11] представлены новеллы, в которых достаточно часто упоминаются различные виды растений и животных. Использование программного фильтра позволяет добавить к сообщениям изображения и краткие описания этих видов. Многочисленные коллекции фотографий и определители видов, которые были созданы сотрудниками нижегородского экоцентра, теперь могут быть активно использованы в текстах рассказов и лекций. Как и в примере со звездным небом мы можем варьировать агенты и видоизменять степень того, насколько подробно и специально добавляемое описание. Другой программный агент обслуживает цифровую библиотеку Виртуальной Пустыни и добавляет к сообщениям ссылки, которые ведут в электронные тексты авторов, цитируемых в сообщении.

Благодарность - работа поддержана РГНФ, грант № 01-06-00166а

Сетевая версия - http://uic.nnov.ru/pustyn/cgi-bin/htconvert.cgi?agents.txt

    Библиографические ссылки:

  1. Дьюи Дж. Демократия и образование. Пер. с англ. - М. Педагогика-Пресс, 2000, - 384 с
  2. Шарден Тейяр Де, Феномен человека, М.: Прогресс, 1965
  3. Marshall McLuhan, Understanding Media: the Extensions of Man (New York: Signet Books, 1964).
  4. Mead M. Culture and Commitment. A study of generation gap. Natural History Press/Doubleady and Co. N.Y., 1970
  5. Турчин В.Ф. Феномен Науки М. 1994
  6. Illich I., Silence is a Commons. Asahi Symposium Science and Man - The computer-managed Society," Tokyo, Japan, March 21, 1982
  7. Flusser V. La memoire, Art/Cognition, Pratiques artistiques et sciences cognitives. CYPRES/Ecole D'Art Aix-en-Provence, 1992
  8. Veltman K. Development and Challenges in Digital Culture. "Electronic Imaging & the Visual Arts" Conference Proceeding, 3 - 8 December 2001, Moscow 2001. pp. 33 - 39
  9. http:// uchcom.botik.ru
  10. http://www.iatp.nnov.ru
  11. http://uic.nnov.ru/pustyn

скачать статью в формате word Статья в Word

    Сведения об авторе:

    Патаракин Евгений Дмитриевич
    Переславль-Залесский, Ботик, Институт Программных Систем РАН
    Зав. лабораторией учебных коммуникаций ИПС РАН
    Кандидат педагогических наук
    E-Mail: pat@osi.nnov.ru



Вернуться в БИБЛИОТЕКУ
Вернуться на главную страницу

 
Copyright © 2002-2021, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::