| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

СТЕРЕОТИПЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ РЕЧИ И ПРАКТИКА РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ (ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТ)

Новикова Н.С., Серова Л.К., Щербакова О.М., Попова М.Т.
(Москва, Россия)

Материал опубликован: Сборник научных трудов "Теория коммуникации & прикладная коммуникация". Вестник Российской коммуникативной ассоциации, выпуск 1 / Под общей редакцией И.Н. Розиной. - Ростов н/Д: ИУБиП, 2002. - 200 с. C. 98-108.

Краткое содержание
В статье говорится о некоторых специальных лексических, синтаксических и интонационных средствах, помогающих преподавателю РКИ добиться максимальной приближенности речи студента-иностранца к естественной речи носителя языка, а также приводятся примеры соответствующих упражнений.

За многие годы работы в иностранной аудитории авторы статьи почти все время сталкивались со случаями, когда в процессе коммуникации студент использует правильные грамматические и лексические формы, но речь его звучит неестественно, ненатурально с точки зрения природного носителя языка. И если на начальном или среднем этапе обучения это, в общем-то, не слишком важно (на этих этапах все усилия преподавателя направлены прежде всего на отработку правильных грамматических форм), то на продвинутом этапе это порой режет слух - студент говорит как робот, как некая живая машина. Часто сами учащиеся чувствуют этот "сдвиг" и стараются хотя бы интонационно сделать свою речь более живой, более естественной. Но одной интонации оказывается явно недостаточно.

Поэтому авторы попробовали проанализировать: какие именно моменты, дающие ощущение того, что звучащая речь воспринимается слушателем как естественная, обязательно присутствуют в речи природного носителя языка? В качестве материала исследования была взята монологическая речь (ибо именно в монологической речи, прежде всего в силу того, что монолог представляет собой более длинный речевой отрезок по сравнению с репликами диалога, особенно остро ощущается "искусственность" речи студентов). Как показало исследование, в речи природных носителей языка можно выделить комплекс языковых средств, используемых для обеспечения её естественности. Соответственно, при работе со студентами среднего и особенно продвинутого этапа возможно обучить их некоторым приёмам, позволяющим им оформлять свои высказывания так, чтобы они звучали как можно ближе к "натуральной", речи.

Анализ проводился в основном на материале русского языка (так как авторы преподают русский язык как иностранный и для них проблема естественности монологического выражения своих мыслей на русском языке - каждодневная прикладная задача), но некоторые наблюдения, сделанные при сопоставлении аналогичных ситуаций в английском и немецком языках, позволяют (пока предварительно) выявить как универсальные, так и национально-специфические средства обеспечения естественности звучащей речи.

полный текст в формате word Полный текст статьи в Word

    Сведения об авторах:

    Новикова Наталья Степановна
    канд. филол. наук, доцент,
    Российский университет дружбы народов,
    Москва, Россия,
    e-mail: aservisa@mail.ru

    Попова Марина Тимофеевна
    канд. филол. наук, доцент,
    Московский педагогический
    государственный университет,
    Москва, Россия

    Серова Людмила Константиновна
    канд. филол. наук, доцент,
    кафедра русского языка инженерного факультета,
    Российский университет дружбы народов,
    Москва, Россия.
    E-mail: lkserova@mail.ru

    Щербакова Ольга Маратовна
    канд. филол. наук, доцент,
    Российский университет дружбы народов,
    Москва, Россия



Вернуться в БИБЛИОТЕКУ
Вернуться на главную страницу

 
Copyright © 2002-2021, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::