|
|
|
|
|
|
СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЕ
Крюкова О.П., Голубева Е.В.
(Москва, Россия)
Доклад на 5 годичных научных чтениях факультета иностранных языков Российского государственного социального университета (РГСУ) "ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ И РЕФОРМА СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ БОЛОНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ", 27-29 января 2006 г.
В значительной мере развитие педагогики, методики и лингводидактики будет в будущем определяться возможностями коллективного взаимодействия учащихся, когда успех одного непосредственно зависит от наличия коллектива и качества его работы. Сходные идеи приходят сегодня из различных областей знаний и дисциплин: компьютерное обучение, групповая коммуникация, психология и другие, в том смысле, что их центральным понятием становится "синергия". Нам представляется продуктивным соединить это понятие с обучением английскому языку в компьютерной среде. В докладе излагается эксперимент по обучению английскому языку в сетевом классе, и то, как трактовалась и использовалась нами идея синергии и что наблюдалось в результате.
Понятие "синергия" происходит от греческого слова "sunergos", что означает "работающие вместе". Вот определение синергии, которое сегодня предлагается в теории групповой коммуникации. Синергия- термин, который описывает "совокупное взаимодействие нескольких факторов, результат которого больше, чем может быть получен при суммировании отдельных компонентов" [Isa N. Engelberg, Diana N. Wynn, 2003, 9]. "Синергия имеет место тогда, когда знания, таланты, профессиональная заинтересованность членов группы объединяются в силу, которая превосходит результат, который мог бы получить отдельный член группы, работающий вне коллектива" [ibid].
Что под этим понятием понимаем мы? Способ обучения коллектива с получением результата не только в виде новых знаний и навыков у учащихся, но и творческого продукта, созданного силами преподавателя и учащихся, средствами компьютерной среды. Это, по сути, есть определение понятия "проектный метод" (см., например, Розина И.Н., 2005).
О какой компьютерной среде идет речь? Это класс, оборудованный компьютерами, соединенный локальной сетью, при наличии компьютера - сервера, а также средств, обеспечивающих работу в режиме "клиент-сервер", используется также стандартное программное обеспечение "Микрософт-офис".
Компьютерная среда при этом оптимизирует:
1) возможности коммуникации,
2) доступ к информации,
3) эстетичное оформление конечного продукта.
Цель описываемого учебного эксперимента состоит в том, чтобы определить эффект синергии в учебном процессе в обучении языку, объяснить, как устойчиво получить эффект синергии в учебном процессе.
Вот в кратком изложении идея нашего эксперимента.
- Обучение предлогам / послелогам
- Обучение использованию фразовых глаголов
- Практическая цель - обучение различным видам деятельности через их осмысление на английском языке
- Продукт - информационная база в виде алгоритмов действий по различной тематике от варки кофе до работы со словарем, словарь и текстотеки, составленные преподавателем и учащимися.
Для проведения синергетического обучения преподаватель готовит учебный материал для начала работы. В данном случае предлагался набор алгоритмов на английском и русском языках, содержащих большое количество предлогов и послелогов, фразовых глаголов. Преподаватель структурирует проблему лингвистически, выстраивая семантическую модель, преподаватель обеспечивает возможность для коллективной работы учащихся, которые сами или с помощью преподавателя распределяют работу в рамках коллектива. Продуктивной с нашей точки зрения является работа учащихся в виде малых групп.
Пример учебного материала на русском языке:
Алгоритм операции "Вдевание нитки в иголку"
- Держите иглу между большим и указательным пальцами.
- Держите нитку в другой руке.
- Послюнявьте конец нитки во рту.
- Вденьте нитку в ушко иголки.
- Протащите нитку сквозь ушко.
- Завяжите узелок на одном конце нитки.
- Удлините конец с узелком больше, чем другой конец.
Элементы семантической модели послелогов:
Завершенность VS продолженность Up vs on
Интенсивность (Градуальная оппозиция) Up vs down
Количество (Градуальная оппозиция) Up vs down
Включение vs выключение On vs off
Поверхность vs глубина Up vs down и др.
Наш опыт работы с использованием идеи синергии показал, что возможно получить в результате следующие итоги: организовать миниконференцию для докладов результатов анализа алгоритмов действий и способов их выражения в английском языке с помощью глаголов с предлогами и послелогами, организовать конкурс на исполнение актерских этюдов по демонстрации различных алгоритмов на английском языке с демонстрацией того, что называется "body language", представить доклады о самостоятельно разработанных алгоритмах по работе с трудными для усвоения устройствами, оформить текстотеку алгоритмов и опубликовать ее на сервере. Синергетический эффект по итогам работы: состояние радости и счастья от масштабов полученного результата, удовлетворение полученными новыми знаниями, удовлетворение от осознания собственных творческих возможностей.
Литература:
- Розина И.Н. Педагогическая компьютерно - опосредованная коммуникация : теория и практика. - М.: Логос, 2005. - 357 с.
- Engleberg N. Isa, Dianna R. Wynn. Working in Goups. Communication Principles and strategies. 3-d edition. - Houghton Mifflin Company, Boston - New York, 2003
- G. Nelson, Th. Winters. Operations in English. - USA: Heinle & Heinle, 1993.
Статья в Word
Вернуться в БИБЛИОТЕКУ
Вернуться на главную страницу
| |