| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЕ

Крюкова О.П., Голубева Е.В.
(Москва, Россия)

Доклад на 5 годичных научных чтениях факультета иностранных языков Российского государственного социального университета (РГСУ) "ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ И РЕФОРМА СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ БОЛОНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ", 27-29 января 2006 г.

В значительной мере развитие педагогики, методики и лингводидактики будет в будущем определяться возможностями коллективного взаимодействия учащихся, когда успех одного непосредственно зависит от наличия коллектива и качества его работы. Сходные идеи приходят сегодня из различных областей знаний и дисциплин: компьютерное обучение, групповая коммуникация, психология и другие, в том смысле, что их центральным понятием становится "синергия". Нам представляется продуктивным соединить это понятие с обучением английскому языку в компьютерной среде. В докладе излагается эксперимент по обучению английскому языку в сетевом классе, и то, как трактовалась и использовалась нами идея синергии и что наблюдалось в результате.

Понятие "синергия" происходит от греческого слова "sunergos", что означает "работающие вместе". Вот определение синергии, которое сегодня предлагается в теории групповой коммуникации. Синергия- термин, который описывает "совокупное взаимодействие нескольких факторов, результат которого больше, чем может быть получен при суммировании отдельных компонентов" [Isa N. Engelberg, Diana N. Wynn, 2003, 9]. "Синергия имеет место тогда, когда знания, таланты, профессиональная заинтересованность членов группы объединяются в силу, которая превосходит результат, который мог бы получить отдельный член группы, работающий вне коллектива" [ibid].

Что под этим понятием понимаем мы? Способ обучения коллектива с получением результата не только в виде новых знаний и навыков у учащихся, но и творческого продукта, созданного силами преподавателя и учащихся, средствами компьютерной среды. Это, по сути, есть определение понятия "проектный метод" (см., например, Розина И.Н., 2005).

О какой компьютерной среде идет речь? Это класс, оборудованный компьютерами, соединенный локальной сетью, при наличии компьютера - сервера, а также средств, обеспечивающих работу в режиме "клиент-сервер", используется также стандартное программное обеспечение "Микрософт-офис".

Компьютерная среда при этом оптимизирует:

1) возможности коммуникации,

2) доступ к информации,

3) эстетичное оформление конечного продукта.

Цель описываемого учебного эксперимента состоит в том, чтобы определить эффект синергии в учебном процессе в обучении языку, объяснить, как устойчиво получить эффект синергии в учебном процессе.

Вот в кратком изложении идея нашего эксперимента.

  • Обучение предлогам / послелогам
  • Обучение использованию фразовых глаголов
  • Практическая цель - обучение различным видам деятельности через их осмысление на английском языке
  • Продукт - информационная база в виде алгоритмов действий по различной тематике от варки кофе до работы со словарем, словарь и текстотеки, составленные преподавателем и учащимися.

Для проведения синергетического обучения преподаватель готовит учебный материал для начала работы. В данном случае предлагался набор алгоритмов на английском и русском языках, содержащих большое количество предлогов и послелогов, фразовых глаголов. Преподаватель структурирует проблему лингвистически, выстраивая семантическую модель, преподаватель обеспечивает возможность для коллективной работы учащихся, которые сами или с помощью преподавателя распределяют работу в рамках коллектива. Продуктивной с нашей точки зрения является работа учащихся в виде малых групп.

Пример учебного материала на русском языке:

Алгоритм операции "Вдевание нитки в иголку"

  1. Держите иглу между большим и указательным пальцами.
  2. Держите нитку в другой руке.
  3. Послюнявьте конец нитки во рту.
  4. Вденьте нитку в ушко иголки.
  5. Протащите нитку сквозь ушко.
  6. Завяжите узелок на одном конце нитки.
  7. Удлините конец с узелком больше, чем другой конец.

Элементы семантической модели послелогов:

  • Завершенность VS продолженность Up vs on
  • Интенсивность (Градуальная оппозиция) Up vs down
  • Количество (Градуальная оппозиция) Up vs down
  • Включение vs выключение On vs off
  • Поверхность vs глубина Up vs down и др.
  • Наш опыт работы с использованием идеи синергии показал, что возможно получить в результате следующие итоги: организовать миниконференцию для докладов результатов анализа алгоритмов действий и способов их выражения в английском языке с помощью глаголов с предлогами и послелогами, организовать конкурс на исполнение актерских этюдов по демонстрации различных алгоритмов на английском языке с демонстрацией того, что называется "body language", представить доклады о самостоятельно разработанных алгоритмах по работе с трудными для усвоения устройствами, оформить текстотеку алгоритмов и опубликовать ее на сервере. Синергетический эффект по итогам работы: состояние радости и счастья от масштабов полученного результата, удовлетворение полученными новыми знаниями, удовлетворение от осознания собственных творческих возможностей.

      Литература:

    1. Розина И.Н. Педагогическая компьютерно - опосредованная коммуникация : теория и практика. - М.: Логос, 2005. - 357 с.
    2. Engleberg N. Isa, Dianna R. Wynn. Working in Goups. Communication Principles and strategies. 3-d edition. - Houghton Mifflin Company, Boston - New York, 2003
    3. G. Nelson, Th. Winters. Operations in English. - USA: Heinle & Heinle, 1993.

    скачать статью в формате word Статья в Word

      Сведения об авторах:

      КРЮКОВА Ольга Павловна
      д.ф.н., профессор,
      зав. кафедрой английской филологии
      Российский государственный социальный университет,
      Москва
      e-mail: krukova-op@narod.ru



    Вернуться в БИБЛИОТЕКУ Вернуться на главную страницу

     
    Copyright © 2002-2021, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
    При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
    ::Yamato web-design group::