| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



Яндекс цитирования
 

РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ КОММУНИКАЦИИ В ИНСТИТУТЕ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА

Катанцева Н. В.
(Ростов-на-Дону, Россия)

Статья опубликована: Сборник научных трудов "Теория и практика коммуникации". Вестник Российской коммуникативной ассоциации, выпуск 2 / под общей редакцией И. Н. Розиной. - Ростов/н-Д: ИУБиП, 2004. - 244 с. - C. 78-84.

Процессы глобализации и интеграции, происходящие в настоящее время в экономике, требуют новых подходов к образованию. Эффективный образовательный процесс не может теперь замыкаться рамками одного вуза, современные студенты ощущают потребность в образовательных программах, суммирующих мировые достижения в изучаемых областях. К тому же новые информационные технологии предоставляют новые возможности образовательному процессу: студенты разных стран, изучающие один и тот же предмет, могут с помощью Интернета обсуждать острые вопросы курса и совместно проводить исследования по общей тематике. Таким образом, в настоящее время возникла необходимость и появилась возможность реализации образовательных курсов нового типа, основанных на международном взаимодействии и использовании информационных технологий.

К таким программам нового поколения можно отнести российско-американские образовательные программы в области коммуникации, которые были реализованы в Институте управления, бизнеса и права совместно с американскими вузами: университет штата Канзас и Университет Педью, Индианаполис.

Тема коммуникации не случайно стала основой новых программ: семинары, проведенные в нашем вузе деканом факультета коммуникации Университета Педью, Индианаполис, проф. Дж. Пэрриш-Спроул убедили нас в важности этой дисциплины в ее теоретическом аспекте и практическом применении и необходимости представления таких знаний для наших студентов. Коммуникация является основой нашей жизни, как отмечает Поль Вацлавик, "мы не можем не общаться" (1967), при этом в учебной программе большинства российских вузов отсутствуют коммуникативные дисциплины. Низкая коммуникативная культура выпускников российских вузов часто является проблемой при трудоустройстве и причиной карьерных неудач. Современные работодатели, с которыми мы встречались в рамках данного проекта, отмечают приоритетность навыков в области коммуникации по отношению к знаниям по полученной специальности. Мы решили ввести в учебный план ИУБиП ряд предметов в области коммуникации, надеясь, что они послужат для наших студентов базой для повышения эффективности их взаимодействия с окружающими во всех сферах жизни и, следовательно, основой их успешной карьеры.

При этом мы не хотели, чтобы совместные программы были простой калькой американских курсов, а отражали особенности менталитета и культуры россиян, а также использовали наработки в области коммуникации специалистов смежных областей. Мы согласны с мнением В. А. Тишкова о том, что большинство образовательных и исследовательских методологий должны произрастать из российской истории, культуры, современных коллизий и их влияния на процесс коммуникации (Тишков, 1988).

Поэтому мы попытались адаптировать американские программы к российским реалиям и дополнить их наработками российских специалистов, так как представители многих отраслей знаний нашли в курсе "Коммуникация" тематику, близкую их преподавательским и исследовательским интересам. В 2002/03 учебном году в Институте управления, бизнеса и права были реализованы следующие совместные образовательные программы: "Организационная коммуникация и Организационная культура" (с Университетом Канзас, проф. Дж. Кейтон), "Межличностное общение" (с университетом Педью, Индианаполис проф. Э. Эткинс), "Средства массовой информации как канал коммуникации в современном обществе" (с университетом Педью, Индианаполис, проф. К. Лонгтин).

Нам хочется выразить огромную признательность нашим американским коллегам, благодаря которым этот проект стал возможным: декан факультета коммуникации Университета Педью, Индианаполис проф. Дж. Пэрриш-Спроул и преподаватели его факультета К. Лонгтин и Э. Эткинс, а также профессор Университета штата Канзас проф. Дж. Кейтон. Мы высоко ценим ваш практический опыт преподавания коммуникативных дисциплин и уровень вашей теоретической подготовки, поэтому для нас большой честью является ваша готовность сотрудничать с нами и делиться своим опытом. Огромное спасибо за терпение и силы, которые вы отдали организационной стороне подготовки и реализации данной программы. Хочется выразить особую благодарность ректору Института управления, бизнеса и права д.э.н. проф. И.Г. Акперову, который был инициатором преподавания коммуникативных дисциплин в нашем Институте, предложил организацию совместных программ американской стороне и сам стал участником этих программ. Огромное спасибо всем российским коллегам, поддержавших проект: это преподаватели ИУБиП к.п.н. Розина И. Н., к.п.н. Масликова Ж.В., к.п.н. Титова Е. В., к.с.н. Якутина О.И.

Совместные российско-американские образовательные программы, реализуемые в Институте управления, бизнеса и права, состоят из двух взаимосвязанных блоков.

Первый блок: занятия проводятся на английском языке на основе учебных материалов, предоставленных американским вузом-партнером. В этом блоке делается упор на американское видение проблемы и американский подход к изучению дисциплины. Мы хотели ознакомить российских студентов со спецификой обучения в американском вузе, и попытались использовать американские методы преподавания: мы делали упор на самостоятельную подготовку студентов к занятиям, которые проходили в форме дискуссии и обмена мнениями. Мы широко использовали на занятиях предоставленные нашими американскими коллегами кейс-стади, исследовали ситуации из американской действительности. При этом мы старались делать межкультурный анализ рассматриваемых явлений, проводить параллели между аналогичными ситуациями в различных странах.

Второй блок: занятия проводятся на русском языке, при этом акцентируется российское понимание проблемы и исследуется специфика изучаемых явлений в российском обществе. Занятия проводили преподаватели смежных дисциплин, с привлечением руководителей предприятий и организаций, ведущих специалисты в изучаемой области. Мы стремились к тому, чтобы наши программы имели практическую направленность, нам особенно важно было предоставить информацию, которая поможет нашим студентам в реальной жизни, поэтому при отборе материала был сделан акцент на прикладной аспект.

Особенности программ:

Студенты ИУБиП и студенты американского вуза образуют пары для ведения личной переписки и обменов результатами практических исследований. При этом проводятся Интернет-форумы между российскими и американскими студентами для обсуждения изучаемых вопросов.

В результате изучения курса студенты обоих вузов получают обширный теоретический и практический материал, отражающий специфику обоих стран, что позволяет им сделать сравнительный межкультурный анализ рассматриваемых явлений.

Мы начали переписку студентов с обмена информацией о себе и попросили американских студентов поделиться стереотипами их восприятия России и русских, а русских студентов - сформулировать стереотипы их восприятия Америки и американцев. Результаты этого исследования показали, что наши представления друг о друге далеки от реальности. Основа эффективного общения - взаимопонимание, поэтому развенчивание стереотипов послужило основой для установления взаимопонимания, необходимого для дальнейшего сотрудничества. Студенты обоих стран выражали большую заинтересованность в переписке и в получении из первых рук информации о реалиях страны партнера.

Формируя учебный план курсов с российской стороны, мы столкнулись с парадоксом: у нас нет преподавателей непосредственно дисциплины "коммуникация", при этом данная область является близкой и научным и профессиональным интересам специалистов различных направлений. Для максимальной эффективности занятий мы построили интегрированные курсы, части которых преподавали специалисты различных дисциплин, к тому же мы приглашали к проведению занятий работающих специалистов. Так, занятия на русском языке по курсам "Организационная коммуникация" и "Организационная культура" проводил преподаватель дисциплин "Менеджмент" и "Организационное поведение" д.э.н., профессор ректор ИУБиП И.Г. Акперов, который знаком с темой коммуникации в организации и как преподаватель, и как руководитель нашего вуза. Эти курсы были разработаны на основе курсов проф. Дж. Кейтон (Университет штата Канзас): курс "Organizational Culture and Change" выявляет роль организационной культуры в процессе организационных изменений и исследует возможности создания, поддержания и изменения культуры в организациях, а курс "Organizational Communication" исследует различные подходы к организационной коммуникации и роль организационной коммуникации в выполнении задач, стоящих перед компанией. Американские студенты под руководством проф. Кейтон проводили анкетирование сотрудников различных предприятий с целью выявления специфики организационной коммуникации. Подобное же исследование проводили и наши студенты, что позволило провести сравнительный анализ организационной культуры России и США, который показал, что российские организации, в отличие от американских, имеют склонность к авторитарному стилю управления, и взаимодействие сотрудников для выполнения задач на предприятиях строится на основе формальных взаимоотношений. К проведению занятий в рамках данного курса мы приглашали руководителей успешных ростовских предприятий. К. Мауэр (аудиторская компания "Мауэр-Аудит" и А. Аранчеева (мясокомбинат "Тавр") на примере деятельности своих предприятий раскрыли особенности коммуникации в организациях. Руководители предприятий подчеркивали важность хорошо развитых коммуникативных навыков для успешной карьеры, и необходимость правильно налаженной системы коммуникации в организации для ее эффективной работы. При этом руководители предприятий отмечали недостаток коммуникативной подготовки специалистов на всех уровнях функционирования организации, включая высший менеджмент, что является главным тормозом ее развития. У руководителей ростовских предприятий уже сложилось понимание персонала компании как ее главного ресурса, но управление этим ресурсом в российских компаниях происходит скорее интуитивно. Курс организационной коммуникации, по мнению руководителей предприятий - участников проекта, является жизненной потребностью и действующих топ-менеджеров российских предприятий. Характеризуя организационную культуру ростовских предприятий, руководители также отметили тот факт, что организационная культура ростовских предприятий только сейчас начинает развиваться, и у руководителей начинает складываться представление об организационной культуре как инструменте эффективного развития компании. Эти происходит потому, что возраст рыночной экономики России - 10 лет, плановая экономика, при которой отсутствует конкуренция, имела свою специфическую культуру организаций. Частные фирмы, появившиеся 10 лет назад, только сейчас начинают переходить из "стадии становления" в "стадию процветания/ разорения". Если 10 лет назад можно было выйти на рынок с любым предложением, то сейчас на рынке практически во всех сферах существует жесткая конкуренция, и лишь компании, имеющие развитую организационную культуру и эффективную коммуникацию, могут процветать в таких условиях, остальные перестают существовать. Благодаря практической направленности данного курса студенты получили знания о реальных процессах коммуникации в ростовских организациях, что несомненно поможет им в будущей карьере.

Российско-американская программа "СМИ и современное общество" была построена на основе курса "Mass Media and modern Society" Университета Педью, Индианаполис, автором которого является проф. К. Лонгтин. Задачей курса, по мнению автора, является выявление роли средств массовой информации в современном обществе. Вслед за К. Лонгтин мы исследовали сообщения СМИ и анализировали их специфику как и продуктов и создателей культуры. Мы провели сравнительное исследование роли СМИ в жизни американских и российских студентов, которое выявило много общих и различных моментов. Российские студенты меньше времени проводят в сети Интернет, хотя популярность Интернет как нового СМИ растет и в России, Мы также использовали Интернет в своей программе для проведения форумов со студентами Университета Педью под руководством проф. К. Лонгтин и, например, обсуждали вопросы "Вреден ли акцент на имидже тела только для женщин?" и такие серьезные политические вопросы, как проблема войны в Ираке. Мы пытались понять, насколько объективно российские и американские СМИ отражают ситуацию в мире. Интересно, что студенты нашего института были включены в список студентов, занимающихся по этой программе в Университете Педью, и наши фотографии и имена были представлены на сайте этой программы вместе с именами и фотографиями американских студентов. Это дало возможность нашим студентам почувствовать себя студентами американского вуза, и мысленно преодолеть расстояния в тысячи километров. Занятия по курсу "СМИ и современное общество" на русском языке в ИУБиП проводили преподаватель социологии к.с.н., доцент О.Я. Якутина и преподаватель психологии к.п.н. Е.В. Титова, к тому же существенно обогатила программу руководитель отдела издательства газеты "Молот" В. Волошина, которая, используя примеры из реальных ситуаций деятельности издательства газеты, помогла студентам осмыслить роль газеты как канала коммуникации в современном обществе.

Программа "Межличностное общение" была разработана на основе курса проф. Э. Эткинс, университет Педью "Interpersonal Communication". Занятия блока на английском языке проводились по программе Э. Эткинс, мы использовали то же учебное пособие, что и наши американские коллеги - учебник Дж. Вуд "Interpersonal Communication", который дает студентам понимание основных положений теории межличностной коммуникации и показывает возможность их практического применения. Эта программа была дополнена блоком на русском языке, состоящим из тренингов общения, которые проводили студенты-психологи под руководством зав. кафедрой "Психология" к.п.н. Масликовой Ж.В. Лозунгом данной программы стало утверждение "Уверенное общение - ключ к Вашему успеху". Английский блок, по аналогии с американской программой, строился на сочетании теоретического материала и практических упражнений, тогда, как блок на русском языке состоял исключительно из практических тренингов, которые, по мнению авторов, являются самым удачным инструментом выработки навыков эффективного общения. Эти тренинги научили наших студентов работать в команде, слушать и убеждать, вести беседу, презентовать себя, понимать себя и собеседника, правильно интерпретировать сообщение. Тест "Иллюзии социальной перцепции" показал, что неправильная трактовка сигналов может стать причиной сложностей поведения. Тренинг уверенного поведения сделал участников увереннее, не давая им перейти в агрессивность. Несколько тренингов были посвящены проблемам личностного роста, так как, по мнению российских психологов, понимание человеком своей личности является важнейшим условием эффективной коммуникации. В этом тренинге участники постигают механизмы личностного роста и разрабатывают программы профессионального и личностного роста. У участников возникает понимание того, что позитивное личностное развитие возможно только благодаря эффективной коммуникации. Тренинг "сила речи" раскрыл особенности вербальной коммуникации и представил роль речи как способа организации наших представлений о себе и окружающем мире. Задачей тренинга является повышение ответственности участников за свои собственные слова и действия, изменение стратегии жизни благодаря замене неэффективных речевых штампов продуктивными, устранение вербальных барьеров, тормозящих процесс гармоничного развития.

Студенты отмечали, что тренинги помогли выработать навыки эффективной коммуникации, научили понимать себя и других людей, а в результате - общаться более эффективно.

Мы надеемся, что благодаря реализации четырех российско-американских образовательных программ, о которых было сказано выше, нам удалось обогатить студентов Института управления, бизнеса и права новыми жизненно необходимыми знаниями и навыками, путь к которым нам открыли наши коллеги из американских вузов.

Нам хочется верить, что мы также внесли свой вклад в развитие коммуникации в ее прикладном аспекте, и сотрудничество с нами было полезно и для американской стороны. Несомненно, благодаря взаимодействию мы стали лучше понимать друг друга, а доверие и взаимопонимание - основа эффективной межкультурной коммуникации. Мы убеждены, что впереди нас ждут новые возможности сотрудничества, которое будет интересным и важным для всех участников.

скачать статью в формате word Статья в Word

    Информация об авторе:

    Катанцева Наталья Викторовна
    Директор центра международных образовательных программ,
    Институт управления, бизнеса и права,
    Ростов-на-Дону,
    e-mail: katan@iubip.ru <



Вернуться в БИБЛИОТЕКУ Вернуться на главную страницу

 
Copyright © 2002-2015, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::