| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ВУЗОВСКАЯ РЕФОРМА В РОССИИ

Гуревич Л.О.
Президент Союза переводчиков России,
(Москва, Россия)

Доклад на 5 годичных научных чтениях факультета иностранных языков Российского государственного социального университета (РГСУ) "ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ И РЕФОРМА СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ БОЛОНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ", 27-29 января 2006 г.

1. Международный аспект вузовской реформы в России

Бурные дебаты во всех видах СМИ, включая электронные, вокруг вопросов, связанных с вузовской реформой, сомнения, высказываемые самыми заинтересованными лицами - преподавателями вузов свидетельствуют о ее злободневности, причем не только для высшей школы сегодняшней России. Но у этой проблемы есть и международный аспект. И не только потому, что Россия - один из самых важных и весьма своеобразных актеров международной политической, экономической, научной жизни. В самом деле, в 1999 году стартовал так называемый "Болонский процесс", предусматривающий создание единого образовательного пространства в Европе, которое формируется в общем контексте интеграции и глобализации современной международной жизни. Однако сами по себе эти центростремительные процессы вовсе не отменяют острую конкуренцию во всех областях и на национальном уровне, и между разного рода наднациональными кланами и группировками. Важнейшим элементом такой конкуренции останется борьба за профессионалов высокого уровня и за так называемый "экспорт образования".

Хотя Болонский процесс отражает логику эволюции всей системы ценностей "западной" цивилизации, эксперты в Европе далеко не единодушны в оценке, прежде всего, его последствий. Так, Кароль Сигман, координатор международного форума по проблемам реформы образования (Франция), отмечает любопытное обстоятельство: предпринимателей вполне устраивает система "кредитов" или "очков" (цитируем по www.russ.ru, 7.04.2003). Почему? "Нам кажется, что причина кроется в том, что работник, получивший такой диплом, вряд ли сможет требовать определенную зарплату, ссылаясь на уровень его образования. Таким образом, политика ЕС приводит к уничтожению диплома как ориентира для установления шкалы зарплат". К.Сигман подчеркивает, что "элитарные европейские вузы (Кембридж, Парижский институт политических наук и т.д.) отказались участвовать в этом процессе … /таким образом,/ остается нормальная сфера образования для элиты". И по поводу ВТО: "… цель ВТО - превратить образование в рынок". Отсюда необходимость исследовать, "как образование превращается в рыночную ценность".

В этих условиях декларируемые плюсы единой европейской системы высшего образования в рамках "Болонского процесса" могут оказаться полезными только странам, в которых рынок квалифицированного, престижного и достойно оплачиваемого труда окажется достаточно емким и стабильным, гарантирующим перспективы научного и профессионального роста. Еще две необходимые гарантии : уровень подготовки и отбора абитуриентов, а также качество вузовского учебного процесса. В целом, все это подтверждает непреложную истину: высшее образование - лишь вершина многоступенчатой системы образования.

2. Россия и Болонский процесс

Чаще всего, даже чаще вопроса о смысле и содержании Болонского процесса, задаются вопросом: а зачем он России?

В условиях, когда политическое решение уже принято, оптимизм руководителей российского образования впечатляет. Так, экс-министр В.М. Филиппов уверен: вступление России в Болонский процесс должно способствовать расширению прав наших студентов, преподавателей. А. Шишлов, председатель комитета ГД по образованию и науке: "Новый статус поможет быстрее вписаться стране, славящейся фундаментальностью своих школьных программ, в процесс международной интеграции высшего образования" (интервью газете "Новые Известия" от 22.09.03 с подзаголовком "Через семь лет российские студенты смогут поступать в любой вуз Европы"). Г-н Шишлов считает, что появится возможность "экспортировать" наше образование, а, следовательно, повысить качество и конкурентоспособность российских вузов в мире. Что и говорить, перспективы завораживают. Но хорошо бы разобраться, кому будут выгодны результаты Болонского процесса: выпускникам и молодым ученым наших вузов, которые собираются покинуть Россию, или самой России с точки зрения совершенствования вузовского учебного процесса и повышения квалификации российских специалистов? И еще один немаловажный вопрос: насколько все эти проблемы волнуют преподавательский корпус?

С этой точки зрения интересен опрос относительно опасений, связанных с возможными негативными последствиями Болонского процесса, проведенный специалистами МГИМО (www.bologna.mgimo.ru): почти 24% респондентов опасаются "утечки мозгов", ослабления государственного контроля над высшим образованием - 14,58%, сокращения финансирования вузов - 4,56%, сокращения преподавательского состава вследствие введения модульного принципа преподавания - 10,24%, увеличения разрыва между довузовским и вузовским образованием - 4, 11%, неиследованности последствий - 17,39%, ничего не боятся - 20, 43%, другие "страхи" - 4,78%.

На том же сайте МГИМО можно обнаружить любопытную карту внедрения системы ECTS (система зачетных единиц) в вузах России. Выясняется, что полноценно участвуют в Болонском процессе ведущие вузы 5 городов России (Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Екатеринбург, Иркутск), да еще в 15 городах процесс, как говорится, пошел. Поскольку нас интересуют, в первую очередь, гуманитарные вузы, отметим, что в списке вузов отсутствуют, например, МГЛУ, РГГУ, РГПУ им. Герцена… Что это: позиция или неподготовленность?

Едва ли можно оспаривать право руководителей российского просвещения корректировать свои позиции по мере обсуждения в России "болонской темы". Но все же бросается в глаза некоторая неопределенность в их заявлениях. Так, 25.10.2005 г. РИА Новости приводит такие высказывания Министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко: "Россия не намерена полностью переходить на систему "бакалавриат-магистратура; сохранится ряд направлений подготовки специалистов, обучение которых не будет разбито на эти две ступени; вопрос о переходе на шестилетнее образование по системе "четыре + два" не стоит… Возможны корректировки". Одновременно министр утверждает, что, в целом, Россия идет к 2010 году (завершение Болонского процесса) по графику, а "те шаги, которые необходимы, мы делаем вовремя и достаточно обдуманно".

Дифференцированный и, вообще, осторожный, на наших реальностях основанный, подход представляется оправданным. Но хотелось бы знать, о каких направлениях и критериях дифференциации идет речь! Без этого едва ли можно серьезно обсуждать и, тем более, решать "болонскую проблему".

Всем, кто хотел бы разобраться в многочисленных выступлениях и заявлениях по поводу Болонского процесса, рекомендую познакомиться с "Размышлениями о Болонском процессе" ректора МГУ В.А. Садовничего (29-30.10.03, Санкт-Петербург). К достоинствам российского образования академик относит его научную фундаментальность, высокий уровень общего образования в России: грамотность взрослого населения - 99,5% (замечу, что этот показатель весьма сомнителен), 327 студентов вузов на 10 000 жителей; качество российской модели образования, предполагающей включение студентов в научные исследования, в работу кафедр, индивидуальную работу со студентами… Что тревожит академика: унизительное материальное положение педагогов и, как следствие, потеря престижности преподавательской работы; перспектива выдачи университетских дипломов после трех лет учебы; мозаичность образования, подрыв кафедральной системы, "образовательный туризм" …Как видим, никакого благодушия по отношению к последствиям европейской образовательной интеграции у академика не наблюдается.

3. Как рационально использовать 2-уровневую систему?

Если все же исходить из того, что политические и административные решения уже приняты, стоит задуматься над тем, как рационально, с учетом реального спроса на рынке труда, принципа гармонии учебного процесса, строить 2-х уровневую систему в лингвистическом вузе. Как сделать так, чтобы бакалавриат не превратился в унизительный и бесперспективный отсев студентов - молодых людей, не очень осознанно и с достаточными основаниями сделавших свой выбор вуза, профессии? Есть ли перспективы в реальной жизни у "бакалавров"? Каков будет их профессиональный и правовой статус? Совсем не праздные вопросы, в объективном ответе на которые заинтересованы не только сами "субъекты" вузовских реформ, но и профессиональное, в нашем случае переводческое, сообщество.

Проблемы "полного" и "неполного" образования возникли не сегодня. Вспомним хотя бы историю начального, неполного среднего и среднего школьного образования.

Профессиональный опыт подсказывает, что, в целом, такое разделение на бакалавров и магистров вполне оправдано. Во всяком случае, вузам не надо будет "хитрить", обманывая и самих выпускников - "троечников", и общество. Тем более, что сейчас подобная "гуманность" диктуется вполне материальными соображениями. Но прежде, чем слепо бросаться в пучину преобразований, следует, думаю, осуществить серьезную организационную и методическую работу. Прежде всего, необходимо определить круг реально востребованных профессий, в которых требуется хорошая языковая подготовка (корректоры, редакторы и т.д.), создать соответствующие учебные программы, в том числе и рассчитанные на полный университетский курс. Несомненно, что это потребует по-новому организовать работу кафедр, привлечь новых специалистов…

Для того, чтобы занять достойное место в Болонском процессе, необходимо знать, в какой степени нынешнее состояние высшего гуманитарного образования в России соответствует его основным направлениям? С известной долей риска можно сказать, что наша страна лишь создает условия для эффективного участия в этом процессе.

4. Развитие двухуровневой системы высшего профессионального образования (ВПО): пока можно говорить лишь о начальном, почти экспериментальном, уровне внедрения такой системы.

5. Разработка и введение системы зачетных единиц (ECTS): даже если такие единицы, система зачетных "очков" уже существуют и работают, сомнительно, чтобы они были в достаточной степени известны педагогическим коллективам в нашей стране.

6. Введение приложения к диплому о ВПО, совместимого с аналогичным общеевропейским документом и служащего гарантом академической мобильности: пока лишь проект.

7. Создание сопоставимой системы признания иностранных документов об образовании в РФ: пока лишь в рамках двусторонних договоров.

8. Проблема качества образования и разработка сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования: пока лишь настоятельная необходимость.

Исходя из вышеизложенного, представляется необходимым разработать новую схему двухуровневого университетского образования, которая включала бы следующие компоненты.

БАКАЛАВРИАТ

  1. Задачи, содержание, специализация.
  2. Материальное и моральное стимулирование.
  3. Кадровое и технологическое обеспечение учебного процесса.
  4. Порядок и формы контроля.
  5. Организация практики и стажировок в стране и за рубежом.
  6. Формы и критерии отбора наиболее перспективных студентов для магистратуры
  7. Сертификаты (дипломы) 1-го уровня: статус, перспективы трудоустройства, возможность продолжения учебы в рамках существующих систем дополнительного образования.
  8. Отраслевые заказы на специалистов 1-го уровня.
  9. Порядок приема на учебу студентов из других вузов, в том числе зарубежных, на основе критериев Болонского процесса.

МАГИСТРАТУРА

  1. Задачи, содержание.
  2. Материальное и моральное стимулирование.
  3. Творческая, научная, педагогическая специализация.
  4. Порядок и формы контроля.
  5. Профессиональная ориентация. Использование внутривузовских и внешних научно-образовательных ресурсов.
  6. Практика и стажировки в России и за рубежом. Использование возможностей Болонского процесса, программ ТАСИС и других общеевропейских образовательных программ.
  7. Дипломы 2-го уровня, правовой российский и международный статус (с учетом критериев Болонского процесса), перспективы трудоустройства и профессионального совершенствования.
  8. Отраслевые заказы на специалистов 2 -го уровня.
  9. Порядок приема на учебу студентов из других вузов, в том числе зарубежных, на основе критериев Болонского процесса.

Разумеется, это лишь весьма общая схема, каждый из разделов которой требует подробной разработки с учетом специфики конкретного вуза, его ресурсов и ориентации на региональные или зарубежные запросы. Уже сейчас лингвистические вузы Сибири и Дальнего Востока ориентируются на сотрудничество с Кореей, Японией и, особенно, с Китаем. В этой связи заслуживает внимания вопрос распространения "болонского" или аналогичного процессов на Азию и, почему бы нет, Америку. Думается, что в обсуждении этих проблем особую роль могли бы сыграть ЮНЕСКО и другие специализированные структуры ООН. Впрочем, нам не стоит ожидать решения этих глобальных вопросов. Уже сегодня есть множество насущных и повседневных проблем, решение которых способствовало бы наиболее безболезненному переходу российской высшей школы в открытое образовательное пространство Европы.

Естественно, что состояние высшей школы, ее способность пополнить переводческое сообщество специалистами, востребованными современным обществом, интересуют не только тех, кто непосредственно участвует в образовательном процессе, но и тех, кто будет определять судьбу и уровень переводческой науки и практики в России.

… И бродят по городам и университетам старой, но почти единой Европы современные ваганты, заполняя свои зачетки-приложения малопонятными "кредитами". Набрав магическую цифру, устремляются они в Сорбонну или в Кембридж, на худой конец, в МГУ, дабы получить красивый свиток магистров всяческих наук. Впрочем, до 2010 года есть еще время подумать!

скачать статью в формате word Статья в Word

Вернуться в БИБЛИОТЕКУ
Вернуться на главную страницу

 
Copyright © 2002-2021, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::