| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



Яндекс цитирования
 

ПОЛИТИК ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ

Громов В. И.
(Самара, Россия)

Статья опубликована: Сборник научных трудов "Теория коммуникации & прикладная коммуникация". Вестник Российской коммуникативной ассоциации, выпуск 1 / Под общей редакцией И.Н. Розиной. - Ростов н/Д: ИУБиП, 2002. - 200 с. C. 37-43.

    Краткий обзор
    Статья посвящена проблеме изучения социально-психологических особенностей восприятия студенческой аудиторией образа политического деятеля в ходе электоральной коммуникации. Анализируются результаты исследования проведенного среди студентов высших учебных заведений г. Самара. Рассматривается гипотеза о влиянии специализации обучения испытуемых на их восприятие предвыборной телевизионной рекламы.

Как правило, в литературе, посвященной избирательному процессу, студенты описываются как единая электоральная группа, характеризующаяся низкой активностью и малой степенью заинтересованности в восприятии политической информации. Однако, студенчество, являясь сложной социально-демографической общностью, состоит из ряда специфических подгрупп, которые могут иметь свои особенности восприятия политической реальности и отношения к ней.

Для изучения этой проблемы в январе - июне 2002 г. было проведено исследование, в котором приняли участие 257 студентов, обучающихся на отделении журналистики филологического факультета и историческом факультете Самарского государственного педагогического университета, а также на физическом и биологическом факультетах Государственного университета и теплоэнергетическом факультете Самарского технического университета.

Гипотеза исследования состояла в том, что гуманитарная или естественнонаучная направленность обучения формирует у студентов специфические навыки восприятия и обработки информации. А значит студенты различной специализации могут по-разному воспринимать характеристики одного и того же политического деятеля.

Все опрошенные были разделены на две группы по принципу того, с каким видом информации они преимущественно имеют дело в процессе обучения. В первую, "гуманитарную" группу попали студенты исторического факультета и отделения журналистики СГПУ, поскольку основным типом информации, который они учатся профессионально обрабатывать, являются сведения о человеке, его деятельности и причинах его поведения. Эту группу составили 153 студента (72,5% женщин и 27,5% мужчин).

Во вторую группу "естественнонаучных и технических специальностей" были объединены студенты биолого-химического, физико-математического и теплоэнергетического факультетов, поскольку несмотря на то, что специальности изучаемые ими относятся к разным отраслям научного знания, основным типом получаемой и обрабатываемой ими в процессе учебы информации являются сведения, не относящиеся к гуманитарной сфере. Всего 104 человека (56,7% женщин и 43,3% мужчин).

Процедура исследования заключалась в том, что испытуемым был показан предвыборный рекламный ролик одного из кандидатов на пост мэра г. Самара (избирательная кампания июль 2001 г). Предъявленный ролик, продолжительностью 1 мин. 50 сек., состоял из видеоряда, изображающего кандидата в различных ситуациях, и сопровождался закадровым комментарием диктора. В ходе просмотра участники исследования получали информацию о биографии кандидата, его профессиональных достижениях и т.п. По окончании просмотра рекламного ролика студентам был предложено письменно дать 20 ответов на вопрос: "Данный кандидат - кто он?". Свои ответы опрашиваемые могли формулировать как одни словом, так и словосочетанием или целой фразой. При желании участники исследования могли давать и больше 20 ответов.

В основу данного исследования лег опыт аналогичной работы по изучению образа телевизионных дикторов, проводившийся в 80-х годах XX века Н.Н. Богомоловой [Богомолова, 1991]. В свою очередь, Богомолова Н.Н. в качестве инструментария использовала специально модифицированный тест "20 ответов" Макпартлэнда и Куна [Кун, Макпартлэнд].

Поскольку исследование проводилось спустя более чем 6 месяцев с момента окончания избирательной кампании, а кандидат, чей ролик использовался в качестве стимульного материала, проиграв выборы, полностью исчез из поля зрения СМИ, можно с уверенностью предполагать, что участники исследования получали информацию о нем преимущественно из предъявляемой рекламы.

Проведенный анализ всей совокупности полученных высказываний позволил разделить их на несколько категорий. Во-первых, все ответы студентов выражают общую оценку участников исследования к претенденту на пост главы города, и в зависимости от направленности этой оценки, они были разделены на позитивные, нейтральные и негативные. Как показал анализ полученных результатов, около 69% всех ответов содержало нейтральные оценки кандидата, 19,7% высказываний было положительными и 11,7% высказываний являлись негативными по отношению к кандидату. Таким образом, общее отношение участников исследования к кандидату, чей рекламный ролик они просмотрели, можно определить как скорее благожелательное, чем критичное.

Еще одним признаком, по которому были разделены полученные высказывания, стало наличие в ответах тенденции аналитического подхода в отношении к получаемой в ходе просмотра рекламного ролика информации. Часть своих высказываний студенты строили на основе простого воспроизведения полученной информации, без критического осмысления степени ее достоверности, уместности в предвыборном ролике или важности. Ответы входящие в эту группу были условно названы "описательно-репродукционными" и составили 41,4% от всех определений данных претенденту на пост главы города. Сюда, например, попали высказывания о возрасте кандидата, занимаемых им прежде постах и происхождении, отчасти об имеющихся достижениях и заслугах, например "глава района", "родился в семье офицера" и т.п.

Другая категория ответов была условно названа "аналитической". В эту категорию попадали ответы, в которых студенты, давая определения кандидату, как-либо анализировали информацию, полученную из ролика. Причем спектр толкований получаемой информации мог быть самым широким. Например, "кандидат был военным - а значит привык всеми командовать" или наоборот "военный - значит человек ответственный, привыкший отвечать за свои слова", или "военный, а значит дуболом, привыкший тупо исполнять спускаемые верху приказы". Помимо гипотез о профессиональных характеристиках кандидата, часть "аналитических" ответов была посвящена предположениям о моральных, психологических качествах кандидата, о его семейном положении, а также касалась финансово-политических группировок оказывающих, по мнению исследуемых, на кандидата свое влияние.

Поскольку, как уже было отмечено, исследование проводилось спустя большой промежуток времени после окончания выборов, можно предположить, что большинство ответов "аналитической" группы представляют собой именно гипотезы респондентов, порожденные просмотром рекламного ролика, а не воспроизведение ими информации, полученной о кандидате из каких-либо других источников. Большой процент аналитических ответов (58,6%) говорит о том, что студенты которые традиционно считаются группой не желающей воспринимать информацию о политической жизни общества, тем не менее могут весьма активно анализировать получаемые политические послания.

Еще способом для классификации полученных высказываний стало их распределение в соответствии с методикой, предложенной в уже упоминавшейся работе Н.Н. Богомоловой, для изучения образа телевизионных дикторов. Эта классификация включала в себя две категории: 1)ролевые характеристики, включая объективные социально-демографические; 2)индивидуальные характеристики, разделенные на характеристики внешности, функциональные характеристики коммуникативного поведения и личностные характеристики коммуникатора. Поскольку в нашем случае объектом анализа служил кандидат в мэры, а не телевизионный диктор, классификация Н.Н. Богомоловой была модифицирована. В частности категории "коммуникативные характеристики", уместной для описания образа теледиктора, в нашем случае лучше соответствует более общая категория "профессиональные характеристики" кандидата как политика, хозяйственника и т.д. (23,2% ответов). В эту группу ответов были включены высказывания о профессиональных качествах кандидата и его навыках (большая работоспособность, способность быстро вникать в проблемы избирателей и т.п.), и описания осуществляемых им действий (восстанавливает спортивные площадки). Кроме того, категория "ролевые характеристики" была названа "статусно-ролевые", что позволяет уточнить суть ответов, включенных в нее: "глава Красноглинского района", "руководитель топливно-энергетического комплекса Самарской области", "большой начальник" и т.п. Представленность ответов этой категории в общей совокупности составила 45,4%. Категории "личностные характеристики" (25%) и "характеристики внешности" (6,4%), предложенные в классификации Н.Н. Богомоловой, остались без изменения.

При рассмотрении того, как распределились ответы студентов гуманитарной группы и студентов, обучающихся на естественнонаучных и технических специальностях, видны некоторые различия, присущие представителям разных специализаций. В частности, испытуемые первой группы чаще давали ответы, связанные с профессиональными качествами кандидата. А студенты второй группы были больше склонны к положительным характеристикам в адрес кандидата и описанию претендента на пост мэра в статусно-ролевых определениях.

скачать статью в формате word Полная версия статьи в Word



Вернуться в БИБЛИОТЕКУ
Вернуться на главную страницу

 
Copyright © 2002-2015, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::