| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



Яндекс цитирования
 

ОБУЧЕНИЕ ЦЕННОСТЯМ ЧЕРЕЗ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА "КОММУНИКАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ"

Cтивен А. Биби

Материал опубликован: Биби С.А. Обучение ценностям через содержание предмета "Коммуникативные исследования" // Сибирь. Философия. Образование: Научно-публицистический альманах. 2000 (Вып.4). - Новокузнецк: Институт повышения квалификации, 2001. - С.77-94.

Изучение общения, коммуникации (communication) тесно связано с возникновением человеческого общества [21]. Древние египтяне, греки и римляне систематически изучали принципы ораторского искусства (Murry, 1948). Изучение словесных форм, символов, высказываний и их значений и смыслов было важным компонентом содержания образования в течение многих веков. Римский оратор Цицерон считал речь отличительной характеристикой человека:

    Именно эта способность отличает нас от диких животных: мы разговариваем друг с другом и можем выразить свои мысли с помощью речи. Какая иная сила могла бы быть в состоянии объединить человечество и могла бы привести его от дикой, первобытной жизни к современному цивилизованному состоянию общества, или когда возникли города могла бы помочь в создании законов, правовых институтов, описании прав... Я считаю, что рассудительность и мудрость настоящего оратора могут служить во благо не только ему, но и многим другим людям, и государству в целом.

    ...Красноречие - это такая могучая сила, которая включает в себя истоки, существование и развитие всего, всех добродетелей и обязанностей, всех естественных принципов управления нравственностью, мышлением и жизнью человечества, а также определяет обычаи, права и законы, контролирует управление государством и выражает любую мысль изящным и непринужденным образом [16].

Основная мысль данной работы заключается в следующем: коммуникативное обучение должно быть основным компонентом любого содержания образования. Обучая искусству ведения беседы, мы учим не только укреплять взаимоотношения и взаимопонимание между людьми, а также передаем те заповеди и ценности, которые формируют общественный строй. В особенности, в этой работе мы попытаемся определить природу и историю дисциплины, называемой коммуникативными исследованиями (Communication Studies), или речевой коммуникацией (Speech Communication), дадим краткий обзор типичного коммуникативного содержания образования (curriculum) в американских колледжах и университетах и покажем, как общечеловеческие ценности прививаются прямо и косвенно через принципы обучения и навыки человеческого общения. Следует отметить, что коммуникативные занятия в том виде, как они проводятся в настоящее время на Западе, и главным образом в Соединенных Штатах, не могут быть взяты для других культур и наций. Вернее, каждая культура должна принимать и развивать те принципы и умения, которые подходят для данной культуры. Хотя коммуникативные курсы проводятся на всех континентах, содержание коммуникативного образования наиболее разработано в Северной Америке. В то время как курсы по журналистике и массовым коммуникациям распространены по всему миру, коммуникативные курсы реже проводятся в Европе, Азии и Южной Америке (См.[7]). Независимо от места проведения, основная цель изучения коммуникативных исследований - укрепление взаимопонимания и улучшение взаимоотношений. В данной работе доказывается, что обучение человеческому общению должно быть компонентом любого современного содержания образования.

Что такое коммуникация?

Выявление определения коммуникации, общения (communication), как это часто подчеркивается, - сложная задача. Один исследовательский коллектив нашел свыше 126 опубликованных определений термина "коммуникация" [21]. Короче говоря, коммуникативные исследования как дисциплина сосредоточены на изучении того, как человеческие существа используют символы для создания смысла. Бывший президент Ассоциации Речевой Коммуникции (Speech Communication Association), ныне переименованной в Национальную Коммуникативную Ассоциацию (National Communication Association), Густав Фридрих (Gustav Friedrich) определяет речевое общение как

    …Изучение природы, процесса и результатов символического взаимодействия людей. Хотя устная форма коммуникации является доминирующей, или самой очевидной моделью, человеческое взаимодействие символов включает ряд вербальных и невербальных кодов [25, р.1].

Майкл Осборн (Michael Osborn), еще один бывший президент Ассоциации Речевой Коммуникации так определяет диапазон курсов и исследовательских интересов преподавателей, обучающих коммуникации, и студентов:

    ...Речевые курсы по-прежнему обучают студентов навыкам организованного мышления, аргументации и доказательства, тому как структурировать и преподносить информацию, передавая ее от одного к другому. Влияние символа - устного, письменного или визуального - остается главным вопросом исследований в этой области. При рассмотрении коммуникативных моделей в организациях, небольших группах или во время публичных демонстраций исследователи коммуникации могут использовать все богатство аналитических моделей, начиная от аристотелевской теории доказательства (theory of proof) до теории идентификации Кеннета Берка (Kenneth Burke) для понимания и объяснения динамики коммуникации.

    При изучении коммуникации исследуются важные вопросы гуманитарных и общественных наук как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Исследователи, интересующиеся гуманитарной стороной коммуникации, изучают следующие общественно значимые вопросы: Какие факторы влияют на выбор, который мы делаем когда сталкиваемся с социальными и политическими противоречиями? Как действие, процесс убеждения создает у нас фундаментальное предположение и основные ценности, которыми мы пользуемся, выбирая стратегию и разрабатывая план действий? Как общественные ценности формируются и выражаются с помощью символов в речах, телевизионных передачах и политических выступлениях, других формах общения, с помощью которых пытаются повлиять на аудиторию и произвести на нее впечатление? Может быть, такие формы коммуникации создают вымышленную общественную жизнь, создавая героев, преступников, мучеников и даже идеализированную модель гражданина с целью разжигания чувства соперничества?..

    Многие исследователи общественных наук пытаются построить предельно детализированные, подтверждающие модели поведения для объяснения динамики бесед и взаимодействия в малочисленных группах и в публичной коммуникации. Их цель не идеалистического, а гуманистического характера, т.к. они хотят помочь нам понимать, прогнозировать и контролировать успех или неудачу в личных или общественных контактах [38].

Джеймс А.Андерсон (James A.Anderson) определяет коммуникацию, подчеркивая ее эклектический, междисциплинарный характер:

    Коммуникация - это восхитительно разносторонний предмет. Старый по времени изучения и все же молодой как отрасль науки, он динамичен и полон открытий... Коммуникация представляет собой объединение интересов, которые можно удовлетворить различными способами. В результате изучения коммуникации исследователю необходимо принимать решения. В нашем случае это действительно самостоятельные решения. Мы ищем себя, обращаясь к природе реальности, к знаниям, человеческому поведению, доказательству и аргументам среди прочих приемов не для того, чтобы получить ответ, а чтобы знать альтернативные варианты для обоснованного выбора [1].

А вот еще одно определение, опубликованное Ассоциацией Речевой Коммуникации в 1989 году:

    Речевая коммуникация - это изучение создания, передачи и анализа различных видов сообщений, а также их информационного воздействия. Студенты, изучающие речевую коммуникацию, исследуют коммуникативные процессы, то, как они возникают между отдельными людьми, в группах, организациях и объединениях; исследуют межличностную и невербальную коммуникацию, риторику и критику, аргументацию и искусство убеждения, художественное чтение и другие аспекты коммуникации (Цит. по: [14]).

Каждая их этих возможностей коммуникации включает в себя использование человеком устных высказываний, использование символов и то, как люди выделяют смысл передаваемой информации. Франк Е.Х.Данс (Frank E.X.Dance) и Карл Ларсон (Carl Larson) предлагают систематизировать такие понятия, как коммуникация, речь и информация. Коммуникация - это "результат (или процесс получения результата) воздействия на информацию" [21, р.8]. Информация результативна, когда оказывает влияние, уменьшающее неопределенность [21, р.7]. Речевая коммуникация, по Дансу и Ларcону, - это "уникальный человеческий процесс и результат процесса объединения генетически обусловленной речи и языка, обусловленного культурой" [21, р.11]. Данс поддерживает утверждение, что речевая коммуникация - это процесс, присущий исключительно человеку, который ведет к развитию его способности составлять представление о чем-либо (conceptualization), согласно работам Выготского [43, 44] и Лурия [34].

Риторика - другой термин, который используется как в позитивном, так и негативном значениях для описания процесса общения с другими людьми. Пожалуй, наиболее известное классическое определение риторики дано Аристотелем: "Давайте определим риторику как возможность распознавания в каждом конкретном случае того, какой смысл имеет убеждение" [3, р.7]. Другое часто цитируемое определение риторики предложено Дональдом С.Брайянтом (Donald C.Bryant). "Риторика, - пишет Брайянт, - это процесс приспособления идей к людям и людей к идеям" [13].

Заметен всевозрастающий интерес в применении принципов и основных положений риторического анализа к промежуточным образам и текстам. На отделениях (departments) журналистики и массовых коммуникаций студенты изучают не только коммуникативные принципы и теории, но и приобретают журналистские навыки и навыки использования масс-медиа технологий для передачи информации большому количеству людей одновременно. Коммуникативные исследования направлены, прежде всего, на развитие умения живого, лицом к лицу, неподготовленного общения. При изучении коммуникации обычно делается наибольший акцент на источник получения и технологию создания высказывания и обмена информацией; коммуникация включает в себя фокусировку на процесс создания и интерпретации символа. Развитие сети Интернет предлагает исследователям коммуникации новые серьезные вопросы для рассмотрения влияния технологий на коммуникацию [6]. Даже с открытием электронных коммуникативных каналов процесс использования символов для создания смысла (meaning) остается тесно связанным с обычным процессом общения с окружающими. Технология предлагает новые формы коммуникации, но скрытые теоретические основания того, как люди общаются, остаются обоснованными в коммуникативных теориях, которые помогают объяснить и предсказать то, как сообщения создаются, выражаются и интерпретируются.

По существу, изучение человеческой коммуникации фокусируется на принципах и умениях людей использовать символы для создания и передачи сообщений. Коммуникация - это процесс осмысления окружающего мира и передачи этого понимания другим (Masterson, Beebe & Watson, 1989). Изучать коммуникацию - значит узнавать, как люди используют символы для интерпретации человеческого опыта и выражения смысла, значения этой интерпретации самим себе и другим.

скачать статью в формате word Полная версия статьи в Word

    Сведения об авторе:

    Steven BEEBE
    Professor and Chair, Department of Communication Studies
    Southwest Texas U,
    Associate Dean, College of Fine Arts and Communication
    Small Group Communication, Interpersonal Communication,
    Family Communication,
    Communication Training and Development,
    Instructional Communication;
    B.S.Ed., M.A., Central Missouri State University;
    Ph.D., University of Missouri-Columbia.
    e-mail:sb03@swt.edu



Вернуться в БИБЛИОТЕКУ Вернуться на главную страницу

 
Copyright © 2002-2015, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::