| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



Яндекс цитирования
 

Материал опубликован: "Актуальные проблемы теории коммуникации". Сборник научных трудов. - СПб. - Изд-во СПбГПУ, 2004. - C. 271-280.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ КООРДИНАЦИЯ В ФОРМИРОВАНИИ
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

Барабанова Н.Р.
(Одесса, Украина)

В последнее время в странах СНГ активизировался процесс создания гуманитарных факультетов в технических вузах. Это обусловлено, прежде всего, востребованностью коммуникативных знаний и навыков у специалистов-профессионалов самых разных сфер деятельности.

Термин коммуникация прочно вошел в понятийный аппарат социально-гуманитарных знаний, необходимых для современных специалистов любого профиля.

Решая проблему более эффективного обучения учебно-научному и профессионально-деловому общению, ученые-методисты все чаще делают упор на необходимость для студентов различного профиля овладевать знаниями теории коммуникации, умениями и навыками установления и поддержания контактов в различных сферах и ситуациях взаимодействия.

Возможность эффективного развития коммуникативной, в частности коммуникативно-речевой компетенции напрямую зависит от обеспеченности учебного процесса набором необходимых учебников и учебных пособий, методических разработок, учитывающих особенности подготовки специалистов в конкретном регионе или учебном заведении.

Принимая участие в работе авторского коллектива учебного комплекса "Русский язык и культура речи" (М.: Гардарики, 2000), мы уделили внимание коммуникативно-речевой подготовке студентов в ситуациях официально-делового общения, овладению ими речевым этикетом, основными правилами организации эффективных деловых контактов.

В 2003 году вышел в свет первый в СНГ учебник для вузов "Основы теории коммуникации", представляющий собой систематизированное изложение основ теории коммуникации. Он значительно восполнил дефицит в изданиях учебного и методического характера в этой области.

Участвуя в работе авторского коллектива этого учебника, мы акцентировали необходимость развития, а нередко и формирования коммуникативно-речевой компетенции будущих специалистов и магистров, получающих гуманитарное и техническое высшее образование.

К сожалению, речевая компетенция студентов как технических, так и гуманитарных факультетов отечественных вузов оставляет желать лучшего. На первых же занятиях по культуре речи, деловому общению, теории коммуникации выясняется отсутствие элементарных коммуникативно-речевых знаний и умений их применения в моделируемых на занятиях ситуациях взаимодействия.

Необходимость повысить профессионально-речевую компетентность выпускников наших вузов привела к мысли о разработке такой методической системы формирования речевой компетенции, которая учитывала бы речевые модели, соотносимые с разными учебными предметами.

Обоснование гипотезы

Гипотетическим представлением эффективной методической системы формирования/развития коммуникативно-речевой компетенции студентов любого профиля можно считать междисциплинарный подход к отбору и организации учебного материала по ряду дисциплин, а также к использованию наиболее частотных лексико-грамматических конструкций для воплощения объектов речевой коммуникации.

Стремление ученых-методистов к разработке все новых и новых наук, дисциплин, учебных предметов приводит к определенным проблемам: невозможность пересмотра учебных программ, отсутствие необходимых педагогических кадров, невозможность тщательного анализа результатов получения образования, учитывающего те или иные нововведения.

Попробуем представить себе те возможности, которые демонстрирует междисциплинарный подход к разработке (подбору) учебных материалов по основным для 1-3 курсов дисциплинам гуманитарного факультета технического вуза. Оговоримся при этом, что, приводя пример на основании сочетаемости гуманитарных дисциплин, мы утверждаем возможность подобного подхода к обучению точным наукам, наукам естественного профиля и т.д.

Перечень последовательно вводимых дисциплин, имеющих коммуникативную составляющую, для будущих специалистов в области рекламно-информационной деятельности (по программам 1-3 курсов гуманитарного факультета ОНПУ) следующий:

  • Культура речи (КР);
  • Ораторское искусство (ОИ);
  • Профессиональный украинский (русский) язык (ПУ/РЯ);
  • Основы литературного редактирования (ОЛР);
  • Теория коммуникации (ТК);
  • Информационная культура (ИК);
  • Профессиональная коммуникация (ПК);
  • Информационно-аналитическая деятельность (ИАД).

В приведенной ниже таблице мы попытались частично продемонстрировать общность компонентов предметного содержания названных дисциплин. Список компонентов можно было бы продолжить. В таблице отобраны самые частотные объекты учебной коммуникации.

Таблица 1. Объекты учебной коммуникации

Возможность реализации междисциплинарного подхода к изучению названных предметных компонентов заключается, по нашему мнению, во внедрении в учебно-методический процесс следующего алгоритма действий преподавателей (по разным предметам):

1. Составление глоссария, включающего определения предметных компонентов (понятий, объектов коммуникации), общих для разных дисциплин. Таким глоссарием могут воспользоваться как преподаватели, так и студенты. Он может пополняться, унифицироваться, служить основанием для выполнения самых разнообразных учебных заданий.

2. Сравнение программ и учебных материалов с целью исключения ненужных повторов информации, а также с целью предъявления студентам одних и тех же объектов изучения под углом зрения разных наук. Так, например, для Культуры речи характерны упражнения на развитие лексикона, на реализацию умений в использовании фигур и тропов (выразительных средств речи) для придания речи большей точности, логичности, уместности. Для Основ литературного редактирования необходимо приведение примеров ошибочного использования фигур и тропов, исправление грамматических, логических, стилистических ошибок, допущенных от отсутствия речевой компетенции в той или иной сфере общения. Предмет "информационно-аналитическая деятельность" предлагает определенные "рецепты", позволяющие определить значимость, эффективность, степень воздействия того или иного текста (высказывания) в зависимости от наличия-отсутствия тех или иных средств выражения. Логично будет предположить, что упоминание преподавателями разных дисциплин одних и тех же понятий, определений, примеров повысит степень восприятия информации студентами, облегчит запоминаемость, сократит время на поиски объяснений к тому или иному разделу знаний.

3. Использование одних и тех же аудио- видеоматериалов. Создание базы данных (библиографии, картотеки, подборки рефератов, фонотеки и т.д.) для межкафедрального использования позволит сократить время, затрачиваемое преподавателями на поиски дополнительной литературы, наглядных материалов, хрестоматийных примеров и т.д.

Реализация принципа междисциплинарной координации в развитии речевой компетенции студентов

Одна из дисциплин, недавно вошедших в программы подготовки будущих специалистов разных сфер информационной деятельности - теория коммуникации. Базовые положения этой дисциплины соответствуют предметному содержанию таких наук, как логика, социология, политология, психология, стилистика, культура речи, культурология. Методологические принципы теории коммуникации отражают достижения психолингвистики, лингводидактики, социолингвистики.

Представим себе, насколько облегчит приведенный выше алгоритм действий преподавателей-методистов подачу разного по уровню сложности материала отдельных разделов учебника "Основы теории коммуникации". Коммуникационный процесс (в сопоставлении с культурой речи), межличностная коммуникация (в сопоставлении с социологией и психологией), особенности внутренних коммуникаций в организациях (в сопоставлении с менеджментом), публичная коммуникация (в сопоставлении с ораторским искусством) располагают большим перечнем общих объектов изучения.

Особенно остро стоит перед преподавателями вопрос развития речевой компетенции студентов. Остановимся подробнее на примерах практической реализации междисциплинарного подхода к обучению устноречевой и письменноречевой коммуникации в ситуациях учебно-профессионального общения.

Речь является одним из основных средств коммуникации в любой сфере деятельности, и поэтому важно донести до студентов все те социально и профессионально значимые возможности, которые открывает успешное овладение формами, средствами и способами речевого взаимодействия.

Мы предлагаем систему формирования/развития коммуникативно-речевой компетенции студентов гуманитарных (в первую очередь) и технических (по возможности) факультетов, учитывающую сферы будущего профессионального общения.

Вспомним, что речь - это вид деятельности человека, который объективно существует наряду с другими видами (трудовой, познавательной, мнемической, и др.). Овладевая основными функциями речи - коммуникативной, апеллятивной и экспрессивной, обучаемые приобретают навыки и умения воздействия на аудиторию, создания устных и письменных текстов, содержащих необходимую информацию, соответствующую целеустановкам учебной, профессионально-деловой, социокультурной, политической коммуникации.

До недавнего времени коммуникативный принцип обучения речевой деятельности в разных сферах и ситуациях, выдвигаемый известными отечественными и зарубежными учеными - психолингвистами, воплощался наиболее полно в учебных материалах и пособиях для иностранных студентов, получающих образование в вузах СНГ. Работы И.А.Зимней, О.А.Лаптевой, Н.А.Метс, О.Д.Митрофановой, В.Л.Скалкина, Н.И.Формановской и др. дали возможность многим преподавателям-методистам осознать преимущества коммуникативных методов обучения языку, речи, речевой деятельности.

Развивая идею формирования речевой компетенции в процессе изучения различных дисциплин, мы обобщили и систематизировали отдельные учебно-методические материалы в диссертационном исследовании "Моделирование содержания обучения учебно-научному общению", а позднее - в отдельных пособиях и учебниках.

Соответствующие главы учебника "Основы теории коммуникации" позволяют повысить компетентность студентов в области устноречевого и письменноречевого общения, обратить их внимание на необходимость саморазвития в вопросах овладения видами, формами, стилями речевой деятельности.

Задача коммуникации (устной и письменной) во всех сферах и ситуациях одинакова - добиться того, чтобы в сознании реципиента возникла та информация, которую выражал инициатор общения.

Представляя роли коммуникантов, преподаватель обязательно должен описать варианты воплощения мотивов каждого из участников общения в конкретные формы речевых произведений, соответствующие предметному содержанию моделируемой ситуации.

Ситуации, в которых осуществляется вербальная коммуникация, организуются (моделируются) в зависимости от сферы общения. Они представляют собой совокупность обстоятельств, образующих то или иное положение вещей, отражающихся в высказывании. Общение в конкретной, типичной или исключительной ситуации характеризуется предметным содержанием и речевой формой. Моделируя ту или иную ситуацию на занятиях по разным дисциплинам, преподаватели, как правило, реализуют индивидуальные стили речи, приемы подачи материала, определения понятий. Это затрудняет мыслительную деятельность студентов по соотнесению предметно-смысловых единиц, составляющих содержание разных дисциплин.

Если реализовать на практике унификацию отдельных понятий, определений, примеров использования тех или иных знаний на занятиях по разным предметам (в рамках получения определенной специальности), студенты поймут и запомнят значительно больший объем материала.

Коммуникативные акты всегда обусловлены набором параметров, необходимых для их осуществления: сферой общения; ситуацией общения; видом, типом коммуникативного контакта; ролевыми установками; характеристиками участников общения; способами выражения (изложения) предметного содержания. Профессионализм коммуникантов в каждой сфере связан со знанием ее предметной базы, используемого стиля речевой деятельности (разговорно-бытового, научного, публицистического, делового и т.д.), терминологического тезауруса и т.д. Все эти признаки характерны для каждой коммуникативной ситуации, разворачивающейся в учебно-научной сфере.

Чтобы активизировать обучение речевому взаимодействию в моделируемой на занятии ситуации, необходимо систематизировать речевые средства и способы выражения, характерные для каждой типичной ситуации.

Типичная (для любой сферы) коммуникативная ситуация предполагает:

- знание и адекватное отражение в речи предметного содержания;

- реализацию умений в разных видах речевой деятельности;

- использование способов изложения и лексико-грамматических средств, соответствующих виду, типу, жанру информации.

Типичную коммуникативную ситуацию любой сферы можно рассматривать как мотивационно-ориентировочную базу общения. Так, в учебной сфере это лекция, семинар, консультация, экзамен и т.д. Эффективность коммуникации в конкретной ситуации определяется достижением полного взаимопонимания между участниками общения. Естественно предположить, что использование в речи адресанта лексико-грамматических конструкций, принятых (в междисциплинарной методической системе) для воплощения определенных объектов речи, облегчит достижение согласия и понимания между коммуникантами.

В приведенной ниже таблице демонстрируются примеры соответствия лексико-грамматических конструкций мотивам речевой деятельности.

Таблица 2. Соответствия лексико-грамматических конструкций мотивам речевой деятельности.

Если в данные формулировки ввести конкретные объекты речи, мы получим унифицированные модели предъявления содержания, применимые к любым наукам, дисциплинам, коммуникативным ситуациям. Приведенные в таблице соответствия демонстрируют простейшие лексические сочетания, однако сам принцип овладения речевыми умениями распространяется и на более сложные функциональные единства.

Преподаватель, с одной стороны, демонстрирует такие модели в своей речи, а с другой, корректирует речь студентов, добиваясь четких, логичных, стилистически верных формулировок. Проблема лишь в том, что не всякий преподаватель (любой дисциплины) владеет мастерством речи и не всякий захочет потратить время на то, чтобы развить это мастерство у студентов.

Принято считать, что в общении главную роль играет инициатор взаимодействия. Однако роль реципиента не менее активна и важна. Так, степень активности слушателя диктуется ситуацией, целью, характером речевого контакта. Слушающий (реципиент) заинтересован в том, чтобы отчетливо и однозначно распознать, какие именно "кусочки" действительности, какие факты и события смоделированы в воспринимаемой речи, как соотносится воспринятое с реальностью. Преподаватели на лекционных занятиях выступают в роли инициаторов речи, но, предлагая определенную информацию в сложной форме, без разъяснений и примеров, они отвлекают внимание аудитории. Студенты начинают волноваться, пытаясь понять форму изложения. Предметное содержание при этом не может восприниматься адекватно.

Любой коммуникативный процесс связан с кодированием и декодированием информации Определенный набор стандартных лексико-грамматических конструкций, соотнесенных с конкретными речевыми действиями, выражающими тот или иной аспект содержания, может оказать реальную помощь в декодировании замысла адресанта (инициатора общения).

В учебно-научном общении синтез коммуникативно-речевых умений особенно наглядно прослеживается при подготовке и во время участия в обсуждении каких-либо проблем (на диспутах, семинарских занятиях, конференциях и т.д.). Обычно на занятии заслушиваются и затем обсуждаются подготовленные студентами сообщения, выступления, доклады по заданной теме. Процесс подготовки и участия в семинаре или практическом занятии по любой дисциплине представляет собой реализацию предметно-коммуникативной компетенции, сформированной (развитой) с учетом всех содержательных и выразительных (формальных) компонентов.

Заключение

Действенность междисциплинарных приемов формирования коммуникативной компетенции была проверена нами как в процессе обучения иностранных студентов разным предметам на русском языке, так и в процессе обучения студентов-гуманитариев специальным дисциплинам коммуникативно-информационного направления.

Анализ реализации методической системы, элементы которой приведены в этой статье, показал эффективность её внедрения.

Подводя итог всему, изложенному выше, можно сделать следующие выводы:

1. Необходимость формирования коммуникативно-речевой компетенции у студентов как гуманитарных, так и технических специальностей обусловлена тем, что сегодня для большинства выпускников вузов неотъемлемой частью будущей профессии становится общение в социокультурной, деловой, профессиональной сферах.

2. Решение проблемы формирования/развития коммуникативно-речевой компетенции студентов - задача преподавателей не только отдельных (специальных) дисциплин. Речь педагога - образец для подражания в аудитории студентов, следовательно, развитию речевой компетенции преподавателей необходимо уделять внимание наряду с развитием их профессиональных знаний и умений.

3. Овладение синтезом видов речевой деятельности и лексико-грамматическими средствами их воплощения в учебно-научном, деловом, профессиональном общении развивает коммуникативную компетентность студентов, готовит их к эффективному установлению и поддержанию необходимых социальных контактов.

4. Поэтапное введение в программы подготовки специалистов (разного профиля) дисциплин, связанных с теорией и практикой речевой коммуникации, положительно отразится и на овладении ими всем комплексом знаний и умений, предусмотренным программами вузов.

5. Реализация предложенной методической системы, с учетом межпредметной координации, может способствовать созданию общей для ряда предметов методической базы, использование которой облегчит процесс понимания студентами определенных, достаточно сложных, предметных компонентов содержания (объектов изучения), а также повысит уровень их коммуникативно-речевой компетенции.

    Литература
  1. Барабанова Н.Р. Развитие речевых умений в устном учебном общении при формировании коммуникативной компетенции студентов-иностранцев // Вопросы обучения иностранцев русскому языку. Лингвистика и методика: Сб. научн. тр./ Под ред. Г.И.Макаровой и др. К., 1990
  2. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1985
  3. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. М.А.Василика. М., 2003
  4. Розенталь Д.И., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., 1996
  5. Русский язык и культура речи. Учебник / Под ред. Максимова В.И. М., 2000
  6. Скалкин В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. М., 1980
  7. Славгородская Л.В. Взаимодействие устной и письменной речи в сфере научного знания // Научная литература: язык, стиль, жанры. М., 1985

Abstract
N.R. Barabanova
Interdisciplinary Coordination in the Developing of Communicative Speech Competence of the Students
In the article there are presented some theses of the original system of developing communicative speech competence of the students of the high technical schools.
In this system first of all it is taken into account the creating of educational and methods base generalizing the subject content (objects of study) of educational disciplines.
There are also given some examples of vocabulary and grammar choice, which helps to use the objects of study in the speech intercourse at the lessons of different subjects.
The topic of the article is correlated with the practice and research work of the author.

скачать статью в формате word Статья в Word

    Сведения об авторе:

    Барабанова Наталия Ростиславовна
    кандидат педагогических наук,
    доцент кафедры "Документоведение и информационная деятельность"
    гуманитарного факультета Одесского
    национального политехнического университета,
    Руководитель Центра коммуникативных технологий ОНПУ "PRофис"


Вернуться в БИБЛИОТЕКУ Вернуться на главную страницу

 
Copyright © 2002-2015, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::