|
|
|
|
|
|
БЛОГИ КАК СРЕДА ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ:
ОПЫТ СООБЩЕСТВА СТОИК
Анненков В.В.
(Москва, Россия)
Опубликовано: Образовательная среда сегодня и завтра: материалы Ш Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 27.09-30.09.2006). Ред. В.И.Солдаткин. - М.: Рособразование, 2006. - с.33-37)
Подготовка кадров для информационного общества в понимании автора не ограничена обучением в школах, вузах, институтах развития образования, корпоративным обучением для "повышения квалификации". Она включает весь комплекс образования и самообразования на протяжении жизни (life long). Кроме того, она не сводится к обучению как передаче знаний, но имеет целью развитие человеческих качеств учащихся для жизни (life wide) и для ДОБРа (Долговременного Относительно Безопасного Развития) общества и материальной среды обитания в их единстве.
На Конгрессе российского образовательного сообщества (КРОС) в апреле 2005 г. секция "Учащийся народ в меняющейся России" обратила внимание на актуальность самоорганизации граждан с целью непрерывного гражданского, экологического и иных направлений самообразования для жизни. Секция поставила задачу объединения общественных сил в поддержке самообразования вне учебных заведений на основе сотрудничества государственных и общественных структур с использованием Интернет как глобальной образовательной среды.
Площадкой непрерывного самообразования и объединения различных сил могут стать блоги, вики и другие средства т.н. "веб2", доступные и начинающим пользователям Интернет, а не только программистам, вебдизайнерам и другим профессионалам ИКТ первого поколения. Повседневные диалоги в блогах проясняют позиции разных участников, содействуют развитию рефлексии, формируют убеждения, а при надлежащей организации дискуссий - помогают коллективной постановке проблем и поиску их решения.
Чтобы испытать возможности блогов как образовательной среды и площадки для "организации учащегося народа" (задача, поставленная В.И.Вернадским в 1913 г. - www.rawe.ru/downloads/naumov.zip), в начале декабря 2005 г. был создан дневник сообщества СТОИК (blogs.mail.ru/community/stoik/). За полгода в сообщество вступили люди разного возраста (от старшеклассников до пенсионеров), из разных регионов (России, Украины, Узбекистана, Индии), разных специальностей, разной квалификации. Такое разнообразие "аудитории" позволило ввести в обсуждение широкий круг тем.
Первая группа тем была направлена на самоорганизацию сообщества: регламент совместного созидания блога СТОИК; будем знакомы (технология включения в сообщество); самоорганизация учащихся и учителей; от клубного общения к сотрудничеству в проектах…
Вторая группа отражала разнообразие индивидуальных интересов участников: как изменить сознание; знание и мышление; мимы как воспроизводимые идеи и стереотипы поведения; самообразование в сетевом сообществе; традиции образования в школах йоги и боевых искусств; "история - это наука?", история спецслужб, применение ИКТ в школьном курсе истории, корреспондентские курсы через мобильный телефон…
Третья группа утверждала приоритет совместных проектов над стихией общения: "что предложим Конгрессу российского образовательного сообщества?", учащийся народ (проект содержания секции КРОС); диалоги (поколений, культур, специалистов разных наук).
Разнообразие тем отличает блоги от систематических учебных курсов и способствует как привлечению новых участников (каждый находит что-то для себя), так и развитию личности. В этом блоги - сама жизнь с ее хаотичной полнотой, в которой личность ищет свое место, вырабатывает свою позицию, создает свои сценарии поведения.
Блог сообщества СТОИК создавался по технологии направляемой самоорганизации. Самоорганизация участников шла путем их свободного выбора, какие записи и как комментировать, позднее - и какие темы вводить в блог сообщества. Направление самоорганизации модератором и смотрителем блога достигалось комплексом действий:
- настройкой процедуры вступления в сообщество (запрет анонимам и любителям нецензурной лексики).
- отбором претендентов после знакомства с их персональными дневниками (если персональный блог пуст, велика вероятность, что имеем дело с потребителем, а не созидателем).
- формированием "инфраструктуры" записей верхнего уровня, задающих темы для обсуждения. Позднее, в ответ на пожелания, право создавать записи верхнего уровня было предоставлено всем зарегистрированным участникам сообщества, что, впрочем, усилило хаотичность блога.
- комментированием комментариев, оставленных в блоге членами сообщества.
- дополнительной перепиской по электронной почте, побуждающей членов сообщества к участию в той или иной тематической дискуссии.
Эксперимент направляемой самоорганизации показал разное отношение к регламенту взаимодействий независимых участников. Кто-то в антитезе "Я" и "Мы" в блогах (http://blogs.mail.ru/mail/vann/3AF213F10F5A94AC.html) понимает необходимость регламента для деятельности в сообществе. Кто-то выступает против: "рассуждения о необходимости организоваться, зарегистрироваться, создать правила общения и т.д. в конечном итоге отпугивают людей практического склада ума. Интернет это особая среда, характерной чертой которой является свобода…" Ответ был таков: "Отрицательное отношение народа к "регламентации" характерно для тоталитарных и "псевдодемократических" обществ, где "регламент" устанавливается "верхами" для "низов". В России мы будем иметь, что имеем, пока не изменим многие стереотипы в сознании, в частности понимание "свободы". В блоге сообщества СТОИК накоплен материал для нового понимания "регламента" и "свободы". Свобода вступления и выхода из сообщества, а также общения клубного типа, должна сочетаться с внутренним чувством взаимной ответственности". Вспомним Маленького Принца из сказки Сент-Экзюпери: мы в ответе за тех, кого приручили.
Этическая дискуссия развернулась вокруг "Клятвы Учителя" (см. материалы финала конкурса "Учитель года России - 2004"). Модератор пригласил сообщество выступить с предложением о распространении процедуры "Клятва учителя" на всех тех, кто ведёт образовательный процесс. Такая клятва может содержать задаваемые обществом стандарты, но в целом должна быть личным обязательством, чему будет следовать в своей работе конкретный человек". Поставлен вопрос: "Можем ли предложить обнародовать моральные обязательства УЧИТЕЛЯ не раз в жизни (как "клятва Гиппократа"), а на рабочем месте (в виде, например, "декларации о намерениях" на стене класса, аудитории...), чтобы о них знали все участники образовательного процесса?" Оппоненты высказались против "клятв", поскольку государство низкими зарплатами бюджетников поставило учителя в незавидное положение. При этом постановка "учитель - учащиеся" подменялась иной: "учитель-государство". Участник дискуссии из Индии напомнил, что на Востоке с древности существуют клятвы учителя. Один из старейшин сообщества СТОИК подчеркнул важные отличия давно известных клятв от тех, замыслы которых лишь зарождаются: "Уже сам факт движения снизу может привести не к одной клятве на всех… Это - сугубо добровольное событие, в котором могли бы участвовать ученики, родители, учителя, представители прессы и общественности".
Приведенные фрагменты дискуссий свидетельствуют, что блог СТОИК развивался как среда не только познания, но и воспитания во взаимодействиях. "Воспитание" здесь понимается не в духе авторитарной педагогики, а как самоуправление личности и группы.
Инновацией сообщества СТОИК стали эксперименты совместной проектной деятельности удаленных участников без использования привычных административных и финансовых рычагов. В проекте секции "Учащийся народ в меняющейся России" (http://blogs.mail.ru/community/stoik/79D801553D63657E.html) внимание акцентировалось на пяти направлениях самоорганизации учащихся:
- Образование для развития человека, общества, России
- Мотивация учащихся и поддержка их непрерывного самообразования обществом, государством и бизнесом).
- ЭОС (электронная общественная или образовательная среда).
- Коммуникация и сотрудничество в ЭОС
- Из прошлого в будущее через преодоление себя.
Цели проекта:
- Подготовить задел для совместного выращивания "Программы общественно-государственной поддержки непрерывного образования", особенно на жизненных этапах после т.н. "формального образования" в школе и вузе
- В совместной деятельности формировать Ассоциацию "Учащийся народ" для поддержки такой программы. Секция КРОС 22 апреля 2006 г. продемонстрировала шаги в этом направлении. Но "совместное выращивание" через самоорганизацию учащихся - процесс длительный.
Другой проект - диалоги (blogs.mail.ru/community/stoik/732D799085B2BC3F.html). Диалог - одна из основных технологий самообразования. В блогах представлены разные типы диалогов:
- диалог-игра, характерен для школьников и студентов, которые владеют информационно-коммуникационными технологиями, но не знают, к чему их применить;
- диалог в проекте (т.е. целенаправленной деятельности) более подходит трудящемуся поколению, но пока непривычен для взаимодействующих через Интернет в свободное от работы время;
- диалог как образ жизни типичен для людей старшего поколения, которые после выхода на пенсию имеют больше свободного времени на общение. Им есть, что сказать на основе своего жизненного опыта; поэтому вступают в диалоги на любые темы с корреспондентами любого возраста.
Проект "Диалоги" ориентирован на выработку умений взаимопонимания, рефлексии двустороннего и многостороннего общения, самоопределения в дискуссиях… Практика диалогов "работает" и на развитие личности, и на совместные проекты.
Образовательная среда в блогах только начинает складываться. В новом учебном году предстоит более последовательно строить сочетание персональных блогов с блогом сообщества СТОИК. Придут новые любители серьезных дискуссий в диалоге поколений, а с ними и новые темы, новые подходы. Кроме того, предстоит испытать связки блога сообщества с другими сервисами социальных сетей. Короче говоря, "симфония" не закончена.
В заключение - комментарий, оставленный в блоге любительницы "поболтать":
Конечно, полезно общение!
Но оно - лишь ступень продвижения.
Прав Казманский: нужна НАША цель.
Превзойдем же общения хмель,
Будем вместе усердно трудиться,
Чтоб Россия могла обновиться!
Статья в Word
Сведения об авторе:
Анненков Владимир Владимирович
Институт географии Российской Академии наук
кандидат географических наук, старший научный сотрудник
E-Mail: vann@mail.ru
Вернуться в БИБЛИОТЕКУ
Вернуться на главную страницу
| |