| на главную | карта сайта | контакты |

РКА на FACEBOOK WEB-СООБЩЕСТВО РКА RJoC - ЖУРНАЛ РКА

НОВОСТИ
О РКА
КАЛЕНДАРЬ
ПРОЕКТЫ
БИБЛИОТЕКА
ИМЕНА
ПАРТНЕРЫ


ПОИСК На сайте
В Яndex


АРХИВ
НОВОСТЕЙ

2018 г.

  01-12

2017 г.

  01-12

2016 г.

  01-12

2015 г.

  01     02   05 - 06

2014 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09-12

2013 г.

  01     02     03    04   05     06     07    08   09     10     11    12

2012 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2011 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2010 г.

  01

2009 г.

  01     02     03     04   05     06     07  -  08   09 -  10     11     12

2008 г.

  01  -  02     03 - 04   05     06     07    08   09     10     11 - 12

2007 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2006 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

2005 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2004 г.

  01     02     03     04   05     06     07     08   09     10     11     12

 2003 г.

  03     04     05     06   07     08     09     10   11     12



 

БЛОГИ КАК СРЕДА ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ:
ОПЫТ СООБЩЕСТВА СТОИК

Анненков В.В.
(Москва, Россия)

Опубликовано: Образовательная среда сегодня и завтра: материалы Ш Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 27.09-30.09.2006). Ред. В.И.Солдаткин. - М.: Рособразование, 2006. - с.33-37)

Подготовка кадров для информационного общества в понимании автора не ограничена обучением в школах, вузах, институтах развития образования, корпоративным обучением для "повышения квалификации". Она включает весь комплекс образования и самообразования на протяжении жизни (life long). Кроме того, она не сводится к обучению как передаче знаний, но имеет целью развитие человеческих качеств учащихся для жизни (life wide) и для ДОБРа (Долговременного Относительно Безопасного Развития) общества и материальной среды обитания в их единстве.

На Конгрессе российского образовательного сообщества (КРОС) в апреле 2005 г. секция "Учащийся народ в меняющейся России" обратила внимание на актуальность самоорганизации граждан с целью непрерывного гражданского, экологического и иных направлений самообразования для жизни. Секция поставила задачу объединения общественных сил в поддержке самообразования вне учебных заведений на основе сотрудничества государственных и общественных структур с использованием Интернет как глобальной образовательной среды.

Площадкой непрерывного самообразования и объединения различных сил могут стать блоги, вики и другие средства т.н. "веб2", доступные и начинающим пользователям Интернет, а не только программистам, вебдизайнерам и другим профессионалам ИКТ первого поколения. Повседневные диалоги в блогах проясняют позиции разных участников, содействуют развитию рефлексии, формируют убеждения, а при надлежащей организации дискуссий - помогают коллективной постановке проблем и поиску их решения.

Чтобы испытать возможности блогов как образовательной среды и площадки для "организации учащегося народа" (задача, поставленная В.И.Вернадским в 1913 г. - www.rawe.ru/downloads/naumov.zip), в начале декабря 2005 г. был создан дневник сообщества СТОИК (blogs.mail.ru/community/stoik/). За полгода в сообщество вступили люди разного возраста (от старшеклассников до пенсионеров), из разных регионов (России, Украины, Узбекистана, Индии), разных специальностей, разной квалификации. Такое разнообразие "аудитории" позволило ввести в обсуждение широкий круг тем.

Первая группа тем была направлена на самоорганизацию сообщества: регламент совместного созидания блога СТОИК; будем знакомы (технология включения в сообщество); самоорганизация учащихся и учителей; от клубного общения к сотрудничеству в проектах…

Вторая группа отражала разнообразие индивидуальных интересов участников: как изменить сознание; знание и мышление; мимы как воспроизводимые идеи и стереотипы поведения; самообразование в сетевом сообществе; традиции образования в школах йоги и боевых искусств; "история - это наука?", история спецслужб, применение ИКТ в школьном курсе истории, корреспондентские курсы через мобильный телефон…

Третья группа утверждала приоритет совместных проектов над стихией общения: "что предложим Конгрессу российского образовательного сообщества?", учащийся народ (проект содержания секции КРОС); диалоги (поколений, культур, специалистов разных наук).

Разнообразие тем отличает блоги от систематических учебных курсов и способствует как привлечению новых участников (каждый находит что-то для себя), так и развитию личности. В этом блоги - сама жизнь с ее хаотичной полнотой, в которой личность ищет свое место, вырабатывает свою позицию, создает свои сценарии поведения.

Блог сообщества СТОИК создавался по технологии направляемой самоорганизации. Самоорганизация участников шла путем их свободного выбора, какие записи и как комментировать, позднее - и какие темы вводить в блог сообщества. Направление самоорганизации модератором и смотрителем блога достигалось комплексом действий:

  • настройкой процедуры вступления в сообщество (запрет анонимам и любителям нецензурной лексики).
  • отбором претендентов после знакомства с их персональными дневниками (если персональный блог пуст, велика вероятность, что имеем дело с потребителем, а не созидателем).
  • формированием "инфраструктуры" записей верхнего уровня, задающих темы для обсуждения. Позднее, в ответ на пожелания, право создавать записи верхнего уровня было предоставлено всем зарегистрированным участникам сообщества, что, впрочем, усилило хаотичность блога.
  • комментированием комментариев, оставленных в блоге членами сообщества.
  • дополнительной перепиской по электронной почте, побуждающей членов сообщества к участию в той или иной тематической дискуссии.

Эксперимент направляемой самоорганизации показал разное отношение к регламенту взаимодействий независимых участников. Кто-то в антитезе "Я" и "Мы" в блогах (http://blogs.mail.ru/mail/vann/3AF213F10F5A94AC.html) понимает необходимость регламента для деятельности в сообществе. Кто-то выступает против: "рассуждения о необходимости организоваться, зарегистрироваться, создать правила общения и т.д. в конечном итоге отпугивают людей практического склада ума. Интернет это особая среда, характерной чертой которой является свобода…" Ответ был таков: "Отрицательное отношение народа к "регламентации" характерно для тоталитарных и "псевдодемократических" обществ, где "регламент" устанавливается "верхами" для "низов". В России мы будем иметь, что имеем, пока не изменим многие стереотипы в сознании, в частности понимание "свободы". В блоге сообщества СТОИК накоплен материал для нового понимания "регламента" и "свободы". Свобода вступления и выхода из сообщества, а также общения клубного типа, должна сочетаться с внутренним чувством взаимной ответственности". Вспомним Маленького Принца из сказки Сент-Экзюпери: мы в ответе за тех, кого приручили.

Этическая дискуссия развернулась вокруг "Клятвы Учителя" (см. материалы финала конкурса "Учитель года России - 2004"). Модератор пригласил сообщество выступить с предложением о распространении процедуры "Клятва учителя" на всех тех, кто ведёт образовательный процесс. Такая клятва может содержать задаваемые обществом стандарты, но в целом должна быть личным обязательством, чему будет следовать в своей работе конкретный человек". Поставлен вопрос: "Можем ли предложить обнародовать моральные обязательства УЧИТЕЛЯ не раз в жизни (как "клятва Гиппократа"), а на рабочем месте (в виде, например, "декларации о намерениях" на стене класса, аудитории...), чтобы о них знали все участники образовательного процесса?" Оппоненты высказались против "клятв", поскольку государство низкими зарплатами бюджетников поставило учителя в незавидное положение. При этом постановка "учитель - учащиеся" подменялась иной: "учитель-государство". Участник дискуссии из Индии напомнил, что на Востоке с древности существуют клятвы учителя. Один из старейшин сообщества СТОИК подчеркнул важные отличия давно известных клятв от тех, замыслы которых лишь зарождаются: "Уже сам факт движения снизу может привести не к одной клятве на всех… Это - сугубо добровольное событие, в котором могли бы участвовать ученики, родители, учителя, представители прессы и общественности".

Приведенные фрагменты дискуссий свидетельствуют, что блог СТОИК развивался как среда не только познания, но и воспитания во взаимодействиях. "Воспитание" здесь понимается не в духе авторитарной педагогики, а как самоуправление личности и группы.

Инновацией сообщества СТОИК стали эксперименты совместной проектной деятельности удаленных участников без использования привычных административных и финансовых рычагов. В проекте секции "Учащийся народ в меняющейся России" (http://blogs.mail.ru/community/stoik/79D801553D63657E.html) внимание акцентировалось на пяти направлениях самоорганизации учащихся:

  • Образование для развития человека, общества, России
  • Мотивация учащихся и поддержка их непрерывного самообразования обществом, государством и бизнесом).
  • ЭОС (электронная общественная или образовательная среда).
  • Коммуникация и сотрудничество в ЭОС
  • Из прошлого в будущее через преодоление себя.

Цели проекта:

  1. Подготовить задел для совместного выращивания "Программы общественно-государственной поддержки непрерывного образования", особенно на жизненных этапах после т.н. "формального образования" в школе и вузе
  2. В совместной деятельности формировать Ассоциацию "Учащийся народ" для поддержки такой программы. Секция КРОС 22 апреля 2006 г. продемонстрировала шаги в этом направлении. Но "совместное выращивание" через самоорганизацию учащихся - процесс длительный.

Другой проект - диалоги (blogs.mail.ru/community/stoik/732D799085B2BC3F.html). Диалог - одна из основных технологий самообразования. В блогах представлены разные типы диалогов:

  • диалог-игра, характерен для школьников и студентов, которые владеют информационно-коммуникационными технологиями, но не знают, к чему их применить;
  • диалог в проекте (т.е. целенаправленной деятельности) более подходит трудящемуся поколению, но пока непривычен для взаимодействующих через Интернет в свободное от работы время;
  • диалог как образ жизни типичен для людей старшего поколения, которые после выхода на пенсию имеют больше свободного времени на общение. Им есть, что сказать на основе своего жизненного опыта; поэтому вступают в диалоги на любые темы с корреспондентами любого возраста.

Проект "Диалоги" ориентирован на выработку умений взаимопонимания, рефлексии двустороннего и многостороннего общения, самоопределения в дискуссиях… Практика диалогов "работает" и на развитие личности, и на совместные проекты.

Образовательная среда в блогах только начинает складываться. В новом учебном году предстоит более последовательно строить сочетание персональных блогов с блогом сообщества СТОИК. Придут новые любители серьезных дискуссий в диалоге поколений, а с ними и новые темы, новые подходы. Кроме того, предстоит испытать связки блога сообщества с другими сервисами социальных сетей. Короче говоря, "симфония" не закончена.

В заключение - комментарий, оставленный в блоге любительницы "поболтать":

Конечно, полезно общение!
Но оно - лишь ступень продвижения.
Прав Казманский: нужна НАША цель.
Превзойдем же общения хмель,
Будем вместе усердно трудиться,
Чтоб Россия могла обновиться!

скачать статью в формате word Статья в Word

    Сведения об авторе:

    Анненков Владимир Владимирович
    Институт географии Российской Академии наук
    кандидат географических наук, старший научный сотрудник
    E-Mail: vann@mail.ru



Вернуться в БИБЛИОТЕКУ Вернуться на главную страницу

 
Copyright © 2002-2021, Российская коммуникативная ассоциация. All rights reserved.
При использовании информации гиперссылка на www.russcomm.ru обязательна. Webeditor
::Yamato web-design group::